Главная » События

Целебная сила искусства

В СПбГУ в рамках уже традиционного семинара «Дискуссии об искусстве и науке» прошли открытые лекции известных специалистов по арт-терапии Кристины Керр и Анны Ше. 

Открытая лекция специалиста по арт-терапии Анны Ше

Открытая лекция специалиста по арт-терапии Анны Ше

Возьмите лист бумаги и нарисуйте остров — такой, на котором вам сейчас хотелось бы побывать. Затем нарисуйте на острове себя, а рядом — ту вещь, без которой вам на этом острове не обойтись. Эта вещь и будет выражать то психологическое состояние, в котором вы пребываете на данный момент. Этот небольшой простой пример из практики арт-терапевтов может дать приблизительное представление о том, как работает этот вид психологической помощи. На самом деле, пока еще не очень хорошо известное в России, в США это направление медико-психологической практики уже несколько десятков лет является сертифицированным, и весьма широко распространено в работе с самыми разными психологическими и психиатрическими расстройствами людей всех возрастов.

В рамках лекции «Арт-терапия в XXI веке» ведущий американский специалист и эксперт в области семейной арт-терапии, глава отделения клинической арт-терапии  LIU (Long Island University, NY, USA), автор книг и учебников по семейной арт-терапии, практикующий клинический арт-терапевт, доктор психологических наук Кристины Керр рассказала всем заинтересованным студентам и преподавателям об американском опыте институтализации и развития арт-терапии как академической дисциплины, особенности ее практики в Соединенных Штатах. Во второй половине XX века арт-терапия стала одним из тех направлений западной психотерапии, которые отказались от медицинской модели, а вместо «лечения» стали стремиться к достижению таких целей, как гармонизация, помощь человеку в самореализации и свободном самовыражении, стимулирование личностного роста и так далее. В частности, на смену самому понятию «пациент» в арт-терапии пришло слово «клиент», «пользователь», что еще раз подчеркивает не медицинский, не инструментально-медикаментозный характер помощи.

Занятия могут проходить в группе или индивидуально, с детьми, подростками, людьми как молодого, так и зрелого возраста. Нацеленность именно на сам процесс творчества помогает даже тем, кто десятилетиями не брал в руки краски и карандаши. Впрочем, кроме этого, в арт-терапии используется и всё прочее, что может послужить художественным материалом: пластилин, бумага, ткани, нитки, бусины, и даже пена для бритья! Число возможных вариантов творчества бесконечно, и это делает арт-терапию подходящей абсолютно для всех — даже для людей с ограничениями возможностями. Как специалист в области семейной арт-терапии, Кристина Керр подчеркнула, насколько эффективными могут быть такие занятия, объединяющие за одним делом родителей и детей. Кстати, отвечая на многочисленные вопросы слушателей, доктор Керр заметила, что в повседневной жизни арт-терапией можно заниматься и самостоятельно, воспользовавшись, например, помощью специальных книг (часть которых уже издана в России) или интернет-сайтов.

Но вот для профессиональной работы с пациентами, например в детских домах и детских центрах, необходима профессиональная подготовка. К сожалению, таких дипломов, где была бы указана специальность «арт-терапевт», в учебных заведениях России, в отличие от США, пока не выдают. Анна Ше, ученица Кристины Керр, практикующий арт-терапевт (МА, Clinical Art Therapy, University of Long Island, NY, USA),  член Американской арт-терапевтической ассоциации, в своем докладе на тему «Арт-терапия: российский контекст» рассказала об историческом контексте появления арт-терапии в нашей стране, включая такие направления, как искусство, философия, психология, а также о собственном опыте использования арт-терапевтических методов в рамках российской социокультурной действительности. Какое лицо приобретет арт-терапия в России, возможно, зависит и от студентов СПбГУ, многие из которых, заинтересовавшись лекцией, выразили желание продолжать обучение, специализируясь на программах, которые помогут им связать свою жизнь с арт-терапией.

Татьяна Семме

 

Новости СПбГУ