Памяти Универсанта и коллеги…
Второго марта на 76-м году жизни скоропостижно скончался заместитель заведующего отделом Музейного комплекса СПбГУ — Музея истории СПбГУ, секретарь Совета ветеранов войны, труда и военной службы Борис Вениаминович Воронов.
Борис Вениаминович родился 2 июля 1937 года в г. Рыбинске, в семье инженера. Детство и юность совпали с трудным для страны военным и послевоенным временем. Среднюю школу Б.В.Воронов закончил в Коми АССР, в г. Ухте. Оттуда в 1955 году он уезжает в Ленинград, где поступает на финно-угорское отделение филологического факультета ЛГУ. В это время в Университете существует секция альпинизма, организованная ректором А.Д.Александровым, и студент Воронов становится ее активным участником. Среди покоренных вершин — пик Домбай-Ульген (4040 м над уровнем моря). По воспоминаниям Бориса Вениаминовича о том времени становится понятно, что ему удавалось сочетать жизнелюбие и свободу студенческой жизни с высокой организованностью в учебе, спорте. «Специалист-филолог — это навсегда», — позже любил говорить Борис Вениаминович каждый раз, когда коллеги обращались к нему с просьбой «почитать и поправить» какую-нибудь статью или заметку. Его меткое «филологическое» чутье всегда верно отмечало главное, особенное. Специалист-филолог проявлялся в Борисе Вениаминовиче каждый раз, когда он участвовал в различных университетских собраниях, проектах, писал юбилейные статьи.
После окончания учебы связь с alma mater не прекращается. Первая запись в трудовой книжке Б.В.Воронова за 1960 год — библиотекарь сектора международного книгообмена Научной библиотеки им. М.Горького ЛГУ, а уже через два месяца перевод на должность старшего библиотекаря.
Затем был переезд (1962–1964 гг.) по семейным обстоятельствам к родителям в Ухту и насыщенная командировками по Крайнему Северу работа корреспондентом, а затем редактором литературно-драматической редакции на Ухтинской студии телевидения. Как результат — шесть благодарностей в трудовой книжке за передачи «Любовь с хорошей стороны», «Мастер короткого рассказа», «Сентябрьские мотивы» и другие. Эта «северная эпопея» позднее часто вспоминалась Борисом Вениаминовичем за «кружкой чая» среди близких и коллег, обрастая невероятными подробностями, а несколько наиболее ярких историй из нее уже для внуков стали настоящими семейными легендами.
В 1964 году долгожданное возвращение в ставший родным Ленинград. В апреле 1965 года — вновь поступление в Научную библиотеку им.М.Горького сначала заведующим сектором отечественного комплектования, а затем с 1966 по 1971 год — руководство отделом комплектования. Именно в эти годы Борис Вениаминович проявил себя ответственным, знающим свое дело руководителем, озабоченным постоянным пополнением университетских фондов новейшей научной литературой. В памяти библиотекарей остались как присущие ему энергичность и деловитость, так и внимательность и расположенность к сотрудникам. Но и потом, занимая почти три десятилетия ответственные должности в ректорате университета, он никогда не забывал о нуждах и потребностях Научной библиотеки. Каждая новая должность проявляла новые грани его характера и многому учила. Способность и готовность обучаться, осваивать, не боясь трудностей новое — одно из важных качеств Бориса Вениаминовича. Придет время и он, несмотря на возраст, легко овладеет навыками пользования компьютером, при этом не стесняясь попросить помощи у коллег. Его всегда отличало ровное, доброжелательное и уважительное отношение к окружающим, будь то заслуженный профессор или юная девушка — лаборант. За простотой и искренностью этого человека — настоящая любовь к людям, за легкостью и деликатностью в общении — истинная интеллигентность петербуржца.
С 1971 года начинается новый, «ректоратский» стаж Б.В.Воронова. Сначала как заместитель проректора по научной работе, затем, — последовательно заместитель проректора по естественным факультетам в Петродворцовом комплексе, помощник первого проректора по изданию учебной и научной литературы. Служба в ректорате требовала оперативности, большой собранности и внимания, умения не только принимать, но и реализовывать решения. Здесь наиболее полно раскрылись такие свойства характера Бориса Вениаминовича, как его ответственность, способность концентрироваться на поставленных задачах, сплачивая вокруг себя коллектив единомышленников. Эта работа принесла ценный опыт по организации и проведению совещаний, конференций и круглых столов самого высокого международного уровня, подарила много новых знакомств с интересными людьми как университета, так и города, многие из которых переросли в неформальное, дружеское общение.
В 1998 году Борис Вениаминович Воронов переходит на работу в Музей истории СПбГУ в качестве заместителя директора. Этот год был юбилейным для Университета, и в Музее ведется сбор материалов для «Летописи Санкт-Петербургского университета». Борис Вениаминович становится ответственным секретарем этого издания, взяв на себя многие организационные и представительские функции.
За все последующие годы не будет ни одного мероприятия, прошедшего в Музее без его участия. Борис Вениаминович был одинаково незаменим как в работе по реэкспозиции залов музея (от оформления до ремонта витрин), так и в организации и проведении событий международного значения, например, выставки резных печатей Ли Ланьцина, известного политического и общественного деятеля Китая.
С большим увлечением он помогал готовить материалы к персональным выставкам Музея истории СПбГУ. Удивительная память и талант рассказчика превращали их подготовку в яркое событие для всех сотрудников. Без его энергичной поддержки и многих личных знакомств не состоялось бы издание воспоминаний выпускников географического факультета ЛГУ 1954 года «Где бы географ ни был…»
Нельзя не упомянуть об общественной деятельности Бориса Вениаминовича. Многие важные университетские дела происходили при участии Б.В.Воронова. Это работа в Ассоциации выпускников Университета, в Совете ректоров вузов Северо-Западного федерального округа; до последних дней он был секретарем Совета ветеранов СПбГУ. В мартовском номере журнала «Санкт-Петербургский университет» опубликована статья к 90-летию А.Г.Морачевского, написанная Борисом Вениаминовичем от имени всех членов Совета ветеранов войны, труда и военной службы.
Борис Вениаминович был из тех редких людей, которые «одинаковы» как на работе, так и дома. Всегда спокоен, внимателен и доброжелателен. Вырастив двух дочерей, он с огромной любовью занимался воспитанием внуков. Это были увлекательные путешествия по городу, музеям, походы с кострами и бутербродами по окрестностям.
У Бориса Вениаминович было удивительное умение совмещать деловую, рабочую обстановку в коллективе с задушевностью и искренностью бесед в «чайной» комнате. Открытый и неравнодушный, он всегда мог дать ценный совет, расспросить о близких, побеспокоится о здоровье и уберечь от сквозняков в кабинете. Нам будет очень не хватать этого….
«Поэма жизни — жизнь сама!» Этой строчкой из стихотворения Игоря Северянина назвали мы поздравление к 75-летию Бориса Вениаминовича, опубликованное в журнале прошлым летом. Сейчас хочется закончить строками этого же стихотворения:
Закончен том, но не закончен
Его раздробленный сюжет.
Так! С каждою главою звонче
Поет встревоженный поэт.
Напрасно бы искать причала
Для бесшабашного пловца:
В поэме жизни нет начала!
В поэме жизни нет конца!
Неисчерпаемая тема
Ждет всей души, всего ума.
Поэма жизни — не поэма:
Поэма жизни — жизнь сама!
Сотрудники Музейного комплекса СПбГУ