Главная » Наука

Во время беременности безопасной дозы нет

Психологи СПбГУ первыми в нашей стране разработали образовательную программу для врачей и  информационные материалы для женщин, направленные на повышение уровня осведомленности и знаний для профилактики фетального алкогольного синдрома (ФАС) у детей России.

Галина Львовна Исурина

Галина Львовна Исурина

Что же такое ФАС? Девять из десяти россиян, не задумываясь, ответят: «Федеральная антимонопольная служба». О том, что аббревиатура ФАС может расшифровываться еще и как «фетальный алкогольный синдром», в основном знают приемные родители и опекуны, психологи и сотрудники благотворительных и социальных организаций, чья деятельность связана с усыновлением, работой с сиротами и их реабилитацией. Причем не знают о фетальном алкогольном синдроме у детей вовсе не из-за его редкости, ведь уровень потребления алкоголя в России является одним из самых высоких в мире. Незнание проистекает от того, что серьезность последствий употребления алкоголя во время беременности (следствием чего и является ФАС у детей) в нашей стране до сих пор не осознана даже специалистами, медицинскими и социальными работниками, — не говоря уже о людях, не имеющих специального образования.

И это действительно проблема. Доказательством служит тот факт, что  проект ученых СПбГУ «Профилактика фетального алкогольного синдрома (ФАС) и нарушений нейроразвития у детей в России» поддержан целым рядом известных научных организаций. Он выполняется совместно с Центром наук о здоровье Университета Оклахомы (США)  и Нижегородским государственным педагогическим университетом. Проект также поддержан грантами  американского Национального института здоровья, Национального института по проблемам злоупотребления алкоголем и алкоголизма, Международного центра Фогарти, Центра по контролю за заболеваниями и профилактики (CDC) и Национального центра по врожденным дефектам и инвалидностям детства (NCBDDD).

Что известно?

Первым этапом исследовательского проекта стало изучение реальной ситуации, того, что знают женщины детородного возраста и врачи о ФАС, каково их отношение к употреблению спиртного во время беременности и что могло бы повлиять на снижение употребления алкоголя. И что же выяснили исследователи? «Знают женщины мало, — констатирует кандидат психологических наук Галина Львовна Исурина, руководитель проекта «Профилактика фетального алкогольного синдрома (ФАС) и нарушений нейроразвития у детей в России» и доцент кафедры медицинской психологии и психофизиологии СПбГУ. — Те из них, кто заявлял, что знает, на самом деле имеют неправильные представления. Например, одна участница исследования объяснила так: «Ну, я слышала, что это пьяное зачатие». Пьяное зачатие отношения к исследуемой нами проблеме не имеет.  ФАС является следствием прямого воздействия алкоголя на плод. Самое печальное, что врачи тоже не очень представляют, что это такое. Например, врачи-гинекологи вообще не уделяют ФАС должного внимания. В учебных программах для медицинских вузов такой темы нет. В одном из учебников мы нашли буквально один абзац о существовании нарушений, вызванных употреблением алкоголя в пренатальный период. Однако описанные нарушения в данном учебнике не называются фетальным алкогольным синдром. Хотя сам синдром был детально изучен и описан достаточно давно — в 1973 году».

ФАС как приговор

Ребенок с ФАС не развивается нормально. По словам Галины Исуриной, это выражается в диспропорциях строения лица, снижении веса, замедлении роста, нарушениях умственного развития и контроля, в частности, в социальной сфере. «Заболевание тяжелое, необратимое и не поддающееся лечению. Дети с таким синдромом никогда не смогут полноценно адаптироваться и функционировать в обществе», — подчеркивает Галина Львовна. Безусловно, не у всех детей, подвергшихся воздействию алкоголя во время внутриутробного развития, возникает ФАС. Но у многих из них может наблюдаться фетальный алкогольный спектр нарушений (ФАСН). Они менее выражены, чтобы их можно было отнести к клиническому диагнозу, как при ФАС.  Как рассказала руководитель исследования, ФАСН проявляется в некотором отставание в умственном и психическом развитии, неспособности оценить социальную ситуацию, неуспеваемости в школе, снижении когнитивных функций и т.п. Все это препятствует нормальному развитию ребенка.

Неутешительная статистика

Есть от чего забить тревогу: ведь чем выше уровень потребления алкоголя в стране, тем больше рождается детей с ФАС. В среднем этот показатель колеблется в диапазоне от 1 до 10 на 1000 новорожденных. «Это не так много, но и не мало. Для сравнения: только один из 1100 детей рождается с синдромом Дауна», — приводит пример Галина Исурина. Можно быть уверенным, что зная это, часть женщин отказались бы от употребления алкоголя во время беременности и снизили бы уровень его употребления в том случае, если планируют родить ребенка в ближайшем будущем. Пока же статистика неутешительная. 86% женщин, участвующих в исследовании в Санкт-Петербурге, употребляют алкоголь. Среди жительниц Нижегородской области этот показатель еще выше — 93%. При этом 27% женщин употребляют алкоголь на грани риска — то есть более трех стандартных доз (одна доза — около 14 г чистого алкоголя) за один вечер или более семи доз в неделю. Печально, что процент женщин, употребляющих алкоголь на грани риска, даже среди тех, кто сознательно хотел бы родить ребенка, такой же, как во всей группе. Еще печальнее другая статистика: 54% обследованных женщин, по их словам, «слышали, что немного выпить во время беременности можно», а более 32% уверены в этом. По словам Галины Исуриной, цифры лишь подтверждают: проблема существует, а знаний о ФАС нет. Как не существует в России и статистики частоты проявления ФАС в результате воздействия алкоголя на плод. Исследование, проведенное в домах ребенка в Мурманске, например, показало, что 13% детей имели ФАС и у 45% детей отмечались нарушения фетального алкогольного спектра (Miller et al., 2006). Такой высокий уровень заболеваемости в данном случае объясняется тем, что большинство детей в детских домах являются социальными сиротами, то есть их родители были лишены родительских прав, причиной чего зачастую становится злоупотребление алкоголем. Поэтому сотрудники благотворительных и социальных организаций, деятельность которых связана с усыновлением, работой с сиротами и их реабилитацией, чаще сталкиваются с проявлениями ФАС у детей и знают об этом синдроме.

Я от бабушки узнала

Интересный факт выяснили психологи СПбГУ в ходе исследования. Оказывается, в век Интернета и высоких технологий для многих женщин основным источником информации, что употреблять алкоголь во время беременности нельзя, являются их бабушки. «А вот в женских консультациях, где по логике женщины и должны получать полную и научно обоснованную информацию о ФАС, ее нет. Мы обошли 10 консультаций в Санкт-Петербурге, 10 консультаций в Нижегородской области — ни в одной не было никаких материалов о последствиях употребления алкоголя во время беременности. И это при том, что, как мы выяснили, врачи-гинекологи тоже плохо информированы о ФАС, а значит не могут квалифицированно проконсультировать женщину по этому вопросу», — отмечает Галина Львовна.

Программа профилактики

Поэтому следующим этапом проекта стали разработка обучающей программы для врачей (обучающий модуль рассчитан всего на 3 часа), тренинга для врачей по проведению краткосрочного вмешательства (пятиминутная беседа с женщиной о ФАС по определенной схеме) и тренинга для тренеров. Каждый из последних двух модулей рассчитан на один день. Помимо этого, разработаны и составлены информационные брошюры о ФАС для женщин. «Безусловно, мы изучали эффективность воздействия, — рассказала руководитель исследования. — Например, случайным образом выбрали консультации, и уже обученные нами врачи в них проводили краткосрочное вмешательство, направленное на профилактику ФАС. Мы анализировали экспериментальные и контрольные консультации и наблюдали как под влиянием краткосрочного вмешательства, которое мы разработали, меняются отношение, установки по отношению к алкоголю и реальное поведение женщин. Исследование проводилось в течение года. Каждая женщина, участвующая в проекте, дважды встречалась с нашими сотрудниками, с врачом-гинекологом, а потом проходила еще три телефонных интервью. В результате женщины изменили свое отношение, снизили употребление алкоголя. Мы доказали, что краткосрочное вмешательство оказывается эффективным».

Таким образом, итогом исследовательского проекта стала разработка программы профилактики ФАС у детей, которой до сих пор в нашей стране не было. Исследование показало, что такая программа является эффективной и ее применение может существенно снизить риск заболевания ФАС. «Женщины в нашей стране не знают, что достаточно не употреблять алкоголь в течение всей беременности, чтобы обезопасить своего ребенка от ФАС и ФАСН. Все хотят здорового ребенка. И большинство женщин, за исключением страдающих алкоголизмом, готовы выбрать поведение, предотвращающее заболевание. Именно для этого и необходима программа профилактики», — заключает Галина Исурина.

Вера Свиридова

Фото: Андрей Дубровский

 

Новости СПбГУ