Главная » События

Бесплатная юридическая помощь: кто ответит за качество?

С принятием закона «О бесплатной юридической помощи в РФ» возник вопрос: насколько качественно будут предоставлять такие услуги? Юристы СПбГУ предлагают создать специальный орган для проведения аудита и экспертизы качества оказания бесплатной юридической помощи. Он должен быть коллегиальным, чтобы участники могли доверять друг другу и осуществлять контроль внутри своей отрасли самостоятельно.

Елена Николаевна Доброхотова

Елена Николаевна Доброхотова

Что касается прежде всего негосударственного сектора участников системы оказания бесплатной юридической помощи и, в частности, правовых клиник при вузах. Ведь проконтролировать качество оказания юридических услуг в вузовских клиниках не смогут ни Министерство образования и науки РФ, ни Министерство юстиции РФ. Подобный контроль лежит за пределами компетенции первого ведомства, а второе не может его осуществлять в образовательных учреждениях. Тем не менее необходимость саморегулирования правовых клиник приобретет острую необходимость, так как их роль в системе бесплатной юридической помощи может быть очень велика. В соответствии с требованиями нового государственного стандарта высшего юридического образования вузы активно встраивают правовые клиники в учебный процесс, и на плечи клиник в будущем может лечь значительная нагрузка по реализации закона «О бесплатной юридической помощи в РФ».

Напомним, что он вступил в силу 15 января 2012 года (об этом мы писали в журнале «СПбУ» № 17, 2011 и на сайте http://spbu.ru/about/159-interview/god2011/493-u3z97dks). Однако закон появился, когда бюджеты страны и регионов были уже утверждены и не предусматривали отдельных статей для финансирования формирования системы бесплатной юридической помощи.  Поэтому весь уходящий год был посвящен организационной работе по подготовке субъектов этой системы. За этот год в рамках состоявшихся конференций и форумов не единожды звучали сомнения относительно эффективности и качества работы в системе бесплатной юридической помощи студентов правовых клиник. На состоявшейся в Рязани Всероссийской научно-практической конференция «Бесплатная юридическая помощь в субъекте Российской Федерации: состояние, проблемы, пути решения» дискуссия по этому вопросу обрела очень острый характер.  Дело в том, что некоторые клиники работают не на должном уровне. «В регионах в отсутствие четких представлений, что такое клиника, как она должна быть организована и как должен обеспечиваться контроль со стороны преподавателей, формировались «псевдоклиники». Их создатели решили, что слово клиника — синоним слову практика, — объясняет Елена Николаевна Доброхотова, директор Правовой клиники СПбГУ, — и  просто выпускали группы студентов для спонтанного, неподготовленного, неконтролируемого консультирования граждан. Безусловно, оно оказалось некачественным и получило негативную оценку как со стороны потребителей, так и со стороны профессионального сообщества».

Дискуссия на конференции разгорелась после того, как Елена Николаевна представила доклад и продемонстрировали фильм, в которых четко отражена структура Правовой клиники СПбГУ, организация ее работы и главное — система патронажа преподавателями хода и качества работы студентов.

У руля

В Университетской клинике многоуровневый патронаж обеспечивается и методистом (тьютором клиники), и преподавателями — специалистами по отраслевым проблемам, и собственно кураторами работы студентов (кураторами функциональных групп, кураторами-специалистами по отраслевым проблемам, а также индивидуальными кураторами). Правовая клиника СПбГУ работает с 1998 года. Она стала первой в своем роде (но не первой в историческом плане, первая российская клиника была создана в середине XIX века). Начав с оказания правовой помощи малоимущим по вопросам трудового права и права социального обеспечения, она уже в начале 1999 года превратилась в многопрофильную социально-ориентированную клинику. А в прошлом году клиника начала консультировать студентов РФ и СНГ удаленно — через Виртуальную приемную. Специалисты клиники в год обрабатывают более 2000 обращений. Естественно, что за время работы в клинике накоплен уникальный опыт работы, в том числе и в вопросе обеспечения высокого качества оказания консультационных услуг студентами.  Клиника СПбГУ давно выступает флагманом в сфере координации и развития аналогичных клиник в стране. И сейчас специалисты СПбГУ снова готовы выйти на передовую и запустить процесс создания специального органа для проведения аудита и экспертизы качества оказания бесплатной юридической помощи. «Я, как руководитель Клиники, имеющей положительную репутацию, рада этому прорыву эмоций. Может быть, то сопротивление, которое встретили создатели “псевдоклиник”, очистит ряды, послужит оздоровлению ситуации и отбору тех клиник, которые могут гарантировать, что граждане получат помощь действительно надлежащего качества. Мы разделяем желание ответственных профессионалов бороться с такими “псевдоклиниками” и добиваться их закрытия. Высокое качество консультирования студентами на базе вузовских клиник возможно. Мы в СПбГУ это делаем уже 15-й год», — говорит Елена Доброхотова. Ведь цели закона «О бесплатной юридической помощи в РФ» — обеспечить оказание качественной помощи и повысить правовую культуру граждан. Препятствуя тиражированию «псевдоклиник», специалисты СПбГУ уже много лет обучают преподавателей из регионов организовывать юридическое консультирование на базе правовых клиник. По словам Елены Доброхотовой, сейчас прорабатывается идея введения дистанционного обучения для повышения квалификации, которая не требовала бы выезда в Санкт-Петербург. Это поможет снизить стоимость программы и сделает ее более доступной.

Реестр, чтобы познакомиться

Однако создание специального органа для проведения аудита и экспертизы качества оказания бесплатной юридической помощи должно идти параллельно с созданием реестра всех акторов этой системы. Ведь для того, чтобы создать такой орган на коллегиальных и добровольных началах, нужно узнать своих коллег, начать общаться с ними, обмениваться опытом и т.п. И в этом вопросе инициатива исходила от специалистов СПбГУ. На Молодежном юридическом форуме в Санкт-Петербурге Елена Доброхотова предложила молодежному крылу Ассоциации юристов России заняться обсчетом существующих правовых клиник в регионах, составить перечень и направить в центральный офис в Москве. В июне в Краснодаре Елена Николаевна эту идею повторила на Всероссийской конференции по распространению лучшей практики реализации проектов, направленных на оказание бесплатной юридической помощи и правовое просвещение населения. По словам Елены Николаевны, сначала люди испугались реестра. Подумали, что с его помощью их будут контролировать и спускать указания «сверху». А когда поняли, что такой реестр нужен для того, чтобы равные общались с равными: вузовские клиники  с вузовскими, специализированные со специализированными, — восприняли предложение на ура. Ведь реестр поможет организовать более эффективные траектории обмена опытом и ввести специализированные программы переподготовки. Станет возможной дифференциация программ подготовки кадров для клиник. «Главное, что вхождение организаций в реестр сугубо добровольное, — объясняет Елена Доброхотова. — Никого насильно в него включать не будут. Но нам важно видеть друг друга и понимать: успех реализации идеи бесплатной юридической помощи, безусловно, в многообразии клиник, но качество их работы должно быть одинаковым». Формирование реестра идет полным ходом, и скоро состоится его презентация.

Такие разные

Составление реестра — это лишь часть масштабного социального мониторинга, который был проведен в течение этого года в ходе подготовки к деятельности субъектов бесплатной юридической помощи. В нем были задействованы абсолютно все регионы нашей страны, а промежуточные результаты представлялись на многочисленных конференциях, посвященных  формированию системы бесплатной юридической помощи. Без такого социального мониторинга реализация Закона была бы невозможна хотя бы потому, что закон принят на федеральном уровне, но сама система или даже, правильнее было бы сказать, системы будут действовать на региональном уровне. По своим экономическим и социальным характеристикам регионы РФ не однородны: различны плотность населения, уровень доходов, опыт организации оказания бесплатной юридической помощи. Далеко не во всех регионах представлены все типы возможных акторов этой системы и т.п. Чтобы выстроить и объективировать саму систему оказания бесплатной юридической помощи, сначала ее необходимо было «подогнать» к каждому региону. «Поэтому с весны 2012 года в регионах перешли от совещаний с участием официальных лиц к проведению конференций — более широкоформатному обсуждению значительного круга проблем создания систем оказания бесплатной юридической помощи, — пояснила Елена Доброхотова. Так, например, благодаря конференциям стало ясно, что регионы постепенно дифференцируются по типу акторов — лидеров оказания юридической помощи. В тех регионах, где раньше в порядке эксперимента были созданы государственные юридические бюро, последние усиливают свои позиции и свою роль в системе бесплатной юридической помощи. В других регионах традиционно сильны адвокатские палаты и они, очевидно, выступают тяговой силой. С точки зрения наличия юридических клиник, по словам Елены Доброхотовой, регионы тоже очень сильно различаются. Например, в Ульяновской области только два юридических вуза с клиниками, а в Самаре только в самом городе существует довольно большая группа клиник с более чем 10-летним опытом работы. А в Рязани, например, собственно региональное отделение Ассоциации юристов России со всей очевидностью задает тон процессу формирования системы оказания бесплатной юридической помощи. В таких регионах лидеры внедрения системы и берут на себя координационные функции.

Конференции позволили людям, которые вовлечены в государственную либо негосударственную систему юридической помощи, посетить различные регионы и ознакомиться  с ходом организационной работы в каждом из них и синхронно корректировать процессы, которые происходят в регионах», — пояснила Елена Доброхотова. Практически во всех конференциях участвовали представители СПбГУ. Показательными оказались региональные обсуждения проблем формирования бесплатной юридической помощи, которые прошли в мае в Санкт-Петербурге в рамках международного Молодежного юридического форума (собрал представителей около 50 регионов). В июне в Краснодарском крае прошла специализированная конференция по распространению лучших практик реализации проектов по оказанию бесплатной юридической помощи. Опыт СПбГУ там представляли Елена Доброхотова и Ольга Александровна Кудряшова. Они организовывали секцию, посвященную роли правовых клиник в новых условиях. В Краснодаре на конференции собрались представители 20 регионов. В августе в Ульяновск приехали представители 26 регионов, в октябре в Рязань — 24 регионов. «На конференциях стало ясно, что все стараются расширить круг получателей бесплатной юридической помощи, ориентируясь на социально-демографическую структуру региона и специфические экономические проблемы, — рассказала Елена Доброхотова. —  Так, например, в большом числе регионов включили в состав субъектов, имеющих право на получение бесплатной юридической помощи, женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком до достижения детьми трехлетнего возраста, мигрантов, детей-сирот и некоторые другие категории. Пока не прозвучало информации о том, что в каком-то регионе расширили перечь случаев для обращения за получением помощи. Закон на данном этапе предоставляет довольно узкий перечень случаев, которые являются поводами для обращения к бесплатному юристу. Например, правом на бесплатную юридическую помощь обладают граждане по вопросам выселения из единственного жилища или при отказе в постановке на очередь для получения жилья  социального найма».

На кого делать ставку?

В большинстве регионов локальные законы о бесплатной юридической помощи уже приняты. Все они устанавливают и довольно узкие планки по уровню обеспеченности человека, имеющего право на бесплатную юридическую помощь, и небольшой перечень случаев, когда можно обращаться за такой помощью. Проведенные конференции позволили понять: для того чтобы создание системы бесплатной юридической помощи оказало ощутимый эффект с точки зрения снятия социальной напряженности, которая возникает вследствие возникших правовых проблем и ситуаций, ставку нужно делать на развитие именно негосударственной системы оказания помощи. Она должна быть сформирована двумя видами участников: негосударственными центрами юридической помощи и правовыми клиниками. Негосударственным центрам предоставлено право самим определять категории граждан-получателей. В отношении правовых клиник вопрос пока не урегулирован: кто им будет разрешать делать отбор — вузы в созданных ими самими  положениях о клиниках, или Минобрнауки, которое должно издать приказ о порядке создания и функционирования правовых вузовских клиник в системе бесплатной юридической помощи. А пока вопрос остается открытым, клиники действуют по тем правилам, которые существовали на день введения закона, то есть сами определяют круг клиентов, которым оказывают юридическую помощь. В этой связи создание саморегулируемого органа для осуществления контроля качества и реестра акторов негосударственной системы оказания бесплатной юридической помощи необходимо как воздух. Только заручившись доверием, можно кардинально изменить уровень правовой культуры в стране. Об этом свидетельствует 15-летний опыт Правовой клиники СПбГУ, которым университетские специалисты активно делятся на конференциях и семинарах. Ведь в СПбГУ начали осуществлять юридическую помощь на безвозмездной основе задолго до того, как появился федеральный закон.

Вера Свиридова

 

Новости СПбГУ