Главная » Культура

«Чакчакart» Рамзии Зиннатовой — искусство дарить тепло

20 ноября в выставочном зале Музея современных искусств им. С.П.Дягилева СПбГУ открылась персональная выставка преподавателя кафедр дизайна и изобразительного искусства факультета искусств СПбГУ Рамзии Зиннатовой «Чакчакart», посвященная международному Дню толерантности.

Рамзия Зиннатова

Рамзия Зиннатова

Чак-чак, знаменитая восточная сладость, одно из национальных татарских блюд, десертное кушанье — сладкое, словно пропитанное солнечным светом и теплом домашнего очага… Картины Рамзии Зиннатовой дарят своим зрителям похожие ощущения, буквально преображая своими теплыми, нежными красками, плавными чистыми линиями сумрачную и суетную неуютность петербургского ноября. И сама Римма Александровна, как зовут художницу ее коллеги и студенты на факультете искусств СПбГУ, где она работает уже более 10 лет, очень доброжелательна, улыбчива и деятельна.

«Римма Александровна — очень светлый, радостный человек и такой же художник. И в работах, представленных на выставке, и в других своих работах она несет всем нам заряд позитива, живописной свободы, света и цвета», — так охарактеризовала автора и свою коллегу одна из инициаторов выставки, заведующая кафедрой дизайна факультета искусств СПбГУ Ксения Григорьевна Позднякова.

Окончив в 1973 году Казанское художественное училище по специальности художник-декоратор, в 1980 году Рамзия Зиннатова вышла из стен Ленинградского института архитектуры, живописи и скульптуры им. И.Е.Репина уже художником-графиком. Тогда тема татарской деревни стала ее дипломной работой, за которую автор получила золотую медаль. С 1990 года художница начала работать в технике станковой живописи, создав с тех пор множество работ в самых разных жанрах. Из-под кисти Рамзии Зиннатовой вышли портреты многих известных петербургских и российских политических и общественных деятелей, в частности, портрет отца президента Республики Татарстан Нургали Минниханова. Работы художницы не раз выставлялись в России и за рубежом, известны в Китае и Германии.

Нынешняя выставка под названием «Чакчакart» стала своеобразным художественным возвращением автора в радостные и безмятежные дни детства, проведенные в татарской деревне. Специально для этой экспозиции  художница выбрала лучшие, самые дорогие сердцу работы  разных лет, посвященные татарским национальным обычаям и культуре. «Это родина моей бабушки, всего народа, с которой мне хотелось бы познакомить петербуржцев — преподавателей и студентов СПбГУ. Хочется передать атмосферу пространства татарской деревни, которое успокаивает и о котором у меня сохранились только теплые воспоминания, рассказать о жизни и характере наших деревенских бабушек. Они для меня — как ангелы, которые несут в себе то добро, которого сейчас так не хватает, какую-то особую неспешность, мудрость, теплоту. Они и сейчас живут в наших деревнях, и я всегда с удовольствием с ними общаюсь», — рассказала Римма Александровна. Чтобы передать все это, художнице не нужно многого — ее работы просты, гармоничны, и даже порой лаконичны. «Но они все связаны с определенной символикой, выражением отношения к этому миру. А чем старше становишься, тем делаешься более немногословным — хочется  попасть в точку, сказать одно слово, и чтобы оно было главным».

Но при этом в работах художницы находится место тем деталям, которые передают национальную самобытность во внешних атрибутах — предметах убранства, татарских костюмах XVIII-XIX века. Здесь Римме Александровне пришлось в свое время преодолеть серьезные препятствия — ведь в те давние времена в исламских странах, к числу которых принадлежит и Татарстан, запрещалось рисовать портреты. У многих казанских старожилов эти предубеждения сохранились и в наши дни. Но художница твердо решила восполнить этот пробел в татарской культуре — и теперь, благодаря ее настойчивости, можно близко познакомиться с особенностями различной исторической национальной одежды. Кстати, сейчас Рамзия Зиннатова уже планирует поездку в Казань, чтобы поближе познакомиться и с городскими историческими костюмами, которые представлены в Казанском Кремле.

На торжественном открытии выставки (слева направо — К.Г.Позднякова,  И.Г.Уралов, Ш.К.Ахметшин, Т.С.Юрьева, Р.А.Зиннатова)

На торжественном открытии выставки (слева направо — К.Г.Позднякова, И.Г.Уралов, Ш.К.Ахметшин, Т.С.Юрьева, Р.А.Зиннатова)

Как отметил один из инициаторов выставки, заведующий кафедрой изобразительного искусства СПбГУ, заслуженный художник РФ, профессор Иван Григорьевич Уралов, встреча художников на открытии выставки «Чакчакart» словно перенесла их на несколько десятилетий назад. «Я вспомнил то время, когда художники из разных регионов и союзных республик так часто встречались, знакомились, когда объединялись разные национальные художественные школы. Это были чудесные встречи, которые нас невероятно обогащали. И в работах Рамзии Зиннатовой мы встречаемся с другим искусством, мы видим то, что отличается от наших представлений о мире, иную любовь к своей земле, своим традициям, но любовь, высказанную очень искренне. Это вызывает большое уважение, и мне кажется, это очень важно — сохранять эту свою национальную, творческую, особенность и сегодня, и в будущем».

«Когда возникла идея создания выставки, мы предложили отобрать работы именно на национальную тему. В этих картинах — состояние природы, людей, их лиц, одежды, их мыслей. Мы видим, как они отличаются от нас, это вообще другой мир! И то, что эти два мира связаны посредством искусства, очень хорошо, и это рождает между всеми нами особую близость и теплоту», — пояснила директор Музея современного искусства им. С.П.Дягилева СПбГУ, член Союза художников профессор Татьяна Семеновна Юрьева.

«Очень приятно, что эта выставка передает национальную культуру, что ее автор помнит свои корни, отождествляет себя с ней, — подчеркнул почетный гость выставки, постоянный представитель республики Татарстан в Петербурге и Ленинградской области Шамиль Камильевич Ахметшин. — И в то же время важно понимать, что эти работы являются частью нашей общей российской культуры — ведь мы настолько проросли уже друг в друга за те столетия, которые мы живем вместе! Мы все в очень тесном родстве, мы все — разные народы нашей одной страны, великой России».

Эту идею Римма Александровна уже много лет старается передать своим студентам, передавая им знания о бесконечно широком пространстве всего мирового искусства — классического, русского, западного, восточного. «Как педагог, я стараюсь, чтобы мои ребята были грамотными, понимали, принимали разное искусство и были всесторонне развиты. Для меня это очень важно. Вместе с этим студенты для меня — как зрители в театре, я должна их «зажечь», дать понять, почувствовать, что такое искусство, и каждый раз нужно предлагать им новые темы. Мое желание — развить в них фантазию, чтобы они больше знали, больше понимали, больше ходили на выставки, в музеи, в театры. Это расширяет творческое пространство художника, дает ему высоту».

По словам сотрудников факультета искусства, такие персональные выставки преподавателей планируется продолжить и сделать одной из хороших традиций Санкт-Петербургского университета.

Татьяна Семме
Фото: Сергей Ушаков

 

Новости СПбГУ