Главная » Студенческая правда

«Бороться с трудностями даже интересно»

Юко Кавагути — российская фигуристка японского происхождения, чемпионка Европы 2010 года и трехкратная чемпионка России, выпускница СПбГУ 2007 года, выступила в Университете с открытой лекцией «Случай определил судьбу».

Юко Кавагути

Юко Кавагути

При поддержке СПбГУ и компании Mitsui в стенах Университета подобные лекции проходят в середине каждого семестра. Перед студентами выступают звёзды спорта, культуры, бизнеса и науки из Японии. Лекция известной фигуристки Юко Кавагути стала одной из таких интересных встреч. На неё пришли российские и японские студенты: в зале не было свободных мест. Кавагути не разочаровала аудиторию: случаев, которые определили ее судьбу, было много, и фигуристка рассказала о них живо и откровенно.

Как и большинство спортсменов, детские годы Юко потратила на тренировки. Заниматься фигурным катанием она начала с пяти лет. На каток её привела мама, которая очень любила этот вид спорта. Поначалу юную фигуристку заставляли заниматься: вставать надо было в четыре часа утра, тренировки проходили два раза в день, и на выполнение школьных уроков, общение с друзьями и развлечения времени не оставалось. Только с третьего класса Юко «вошла во вкус» и стала кататься по своей воле.

Из России с любовью

Первое судьбоносное событие произошло в 1998 году, когда Юко Кавагути увидела по телевизору выступление Елены Бережной, и поняла, что это ее идеал. Позже  Юко  решилась отправить письмо лично тренеру Бережной — Тамаре Николаевне Москвиной. «Случилось так, что на зарубежном соревновании один из судей дал мне визитку Тамары Николаевны, — рассказала фигуристка, — и я запросто, ни на что не надеясь, послала ей по факсу письмо. Через три дня я получила приглашение приехать к ней в Америку. Я стала тренироваться сначала как одиночка, и первое, чему она меня научила — получать удовольствие от катания». Вскоре тренер заговорила и о парном катании. «Моим первым «мужем» в фигурном катании стал Александр Маркунцов, — продолжила рассказ Юко. — С ним мы три года выступали за Японию. Александру надо было постоянно продлевать визу, это сокращало время тренировок, но для группы юниоров у нас были неплохие результаты». В связи с разными обстоятельствами пара фигуристов распалась. За время тренировок Тамара Николаевна успела стать для Юко не просто тренером, а близким человеком. Настолько близким, что когда Москвина приняла решение вернуться в Россию, Юко последовала за ней. Решиться на такой поворот в судьбе было сложно. Но именно в России Юко получила высшее образование. «Тамара Николаевна часто повторяла, что учение всегда пригодится, — рассказала Юко. — Она и порекомендовала мне поступить в СПбГУ. До этого я и представить себе не могла, что буду учиться в российском вузе». В СПбГУ Юко изучала международные отношения. По ее признанию, на четвертом курсе было так трудно совмещать учебу и спорт, что она даже собиралась бросить учёбу, но выстояла. И сейчас советует нынешним студентам, которые занимаются профессиональным спортом, ни за что не бросать учиться.

В спортивной карьере в то время Юко также приходилось преодолевать кризис — у фигуристки не было партнёра. «Меня всегда психологически поддерживал муж Татьяны Николаевны — Игорь Борисович Москвин. Он был для меня и первым тренером, и дедушкой. Он говорил мне: “Бросить можно в любое время, но пока есть возможность продолжать, надо продолжать”, —  эти слова я вспоминаю до сих пор», — поделилась воспоминаниями спортсменка.

Без пары фигуристка не осталась: её партнёром вскоре стал Дэвин Патрик из США, которого пригласила Тамара Москвина. С ним Юко каталась два года: фигуристы выступали один год за Японию и один год за Америку. Тем не менее давали о себе знать различия в русской и американской технике фигурного катания, и заметная разница в росте. В итоге пара также рассталась и, по словам Юко, она понимала, что может уже и не встретить подходящего партнёра. Тем более что к выбору напарника девушка подходила очень серьёзно, у неё был целый список требований: определённый рост, характер, внешний вид, техника катания. «Только когда я сняла все требования и поняла, что не это главное, я нашла своего третьего партнёра, Сашу Смирнова, —  призналась Юко. — Тогда в первый раз я сделала выбор не в пользу Тамары Николаевны и ушла тренироваться к его тренеру. У нас были прекрасные три «медовых» месяца. Я занималась у нового тренера, с новым партнёром, мне надо было всё начинать с нуля. Но, хотя я и была очень благодарна новому тренеру, я всё-таки хотела быть в команде Москвиной». Цепь случившихся позже событий исполнила эту мечту, и фигуристы оказались под руководством Москвиной. Выиграв чемпионат России в 2008 году, они стали всерьёз размышлять об участии в Олимпиаде в Ванкувере.

Непростое решение

Для Юко решиться на участие в Олимпиаде  было очень непросто: для того чтобы выступать в паре с Александром Смирновым, ей надо было отказаться от японского гражданства и принять российское. После долгих раздумий спортсменка решилась на это и начала готовиться к соревнованиям. Все трудности оформления документов взяла на себя семья Тамары Николаевны, и, хотя процедура принятия нового гражданства заняла почти полтора года, фигуристке надо было только ставить свои подписи. Колебания Юко испытала вновь только на заключительном этапе.  «Особенно тяжело было пережить тогда усиленное внимание прессы, —  поделилась своими переживаниями Юко. —  Почти все интервью я заканчивала тем, что непременно вернусь в Японию. С моей стороны это было не очень благодарно по отношению к России, ведь я обязана своим катанием именно Федерации фигурного катания России и Тамаре Николаевне Москвиной». После Олимпиады пару ждал успех: в сезоне 2008-2009 фигуристы выиграли турнир «Skate Canada», стали вторыми на этапе «Cup of Russia». На чемпионате России 2009 года пара защитила титул чемпионов страны. На чемпионате Европы завоевала «серебро», на чемпионате мира — «бронзу». Это была первая медаль мирового первенства. В 2010 году Юко и Александр стали победителями чемпионата Европы в Таллине. На чемпионате Европы 2011 взяли серебряную медаль.

Россия стала вторым домом

Юко  Кавагути уже девять лет живёт в России и научилась понимать нашу страну. « Я по характеру человек весёлый и жизнерадостный, — рассказала она. — Когда я впервые приехала в Россию, была тёмная, холодная зима 2003 года. Люди носили тёмную одежду, а телефоны отвечали очень неприветливо. Я думала, что здесь не умеют улыбаться. Хотя со стороны русских спортсменов я всегда встречала тёплое участие. Труднее всего оказалось привыкнуть не к языку (я улавливала на слух многие слова), а к бытовым условиям: воде, туалету и телефону. В Японии всё необходимое находится под рукой. Всё сделано для комфорта. А в России всё достаёшь с трудом. Поначалу я от этого рыдала. Никто не мог понять, что со мной происходит. Все думали, что я скучаю по дому. Но сейчас я считаю, что бороться с трудностями даже интересно».

Взгляд на российскую жизнь у Юко сильно изменился после её визита в Северную Корею. «Кто-нибудь из вас был в Северной Корее? — задала она вопрос аудитории и получила отрицательный ответ. — Тогда я расскажу вам об этой стране. Это совершенно закрытое пространство. Там нет мобильных телефонов, нет Интернета, на телевидении работают всего три канала. Мы там принимали участие в праздничном выступлении. Нам не разрешали нигде свободно ходить, кроме как по территории отеля. Когда я спрашивала у местных жителей,  нравится ли им такая жизнь, они отвечали, что счастливы. Никто из них никогда не ездил за границу, потому что, по их словам, Корея самая лучшая страна в мире. Человек, попадая в такое окружение, перестаёт смеяться. Когда я вернулась из поездки, то поняла, что счастлива, что живу в России. И тогда я опять научилась смеяться, а смех — это жизнь. Если обернуться назад, то со мной происходило  много событий, иногда затруднительных, иногда неловких, которые заставляли меня по-другому взглянуть на жизнь и определяли мою судьбу. Благодаря этим событиям и моему неунывающему характеру мне и удалось  сделать шаг вперёд».

На вопрос заведующего кафедрой японоведения СПбГУ профессора Виктора Рыбина чемпионка ответила, что иногда чувствует себя в Японии как в гостях, а Россия за девять лет стала для неё вторым домом.

«Я пока не знаю, где буду жить в дальнейшем, — призналась Юко. — Но я хотела бы отплатить добром всем, кто меня поддерживал: коллегам, Тамаре Николаевне и её семье. Ещё я бы хотела, чтобы моя жизнь послужила во благо Японии и России».

В планах у Юко Кавагути — участие в Олимпиаде в Сочи. Времени осталось совсем немного, и фигуристка намерена провести его, прислушиваясь к своему внутреннему «я».  Удачи на Олимпиаде ей пожелали в завершение дружеской встречи студенты и сотрудники Университета. Спортсменка со своей стороны тепло поблагодарила представителей СПбГУ и компании Mitsui, которые предоставили ей возможность провести эту встречу и выразить свои чувства.

Мария Блажнова
Фото: Сергей Ушаков

 

Новости СПбГУ