Женщина от Louis Vuitton: что может скрываться за брендами
На Международной научной конференции «Ананьевские чтения-2012» психологи СПбГУ представили результаты изучения феномена массового потребления брендовой одежды.
То, о чем раньше кто-то интуитивно догадывался, теперь обосновано результатами двухлетнего исследования: отношение человека к потреблению дорогой одежды отражает особенности его личностной идентичности, при этом вложенные маркетологами при создании бренда так называемые «ценности бренда» зачастую неосознанно воспринимаются их приверженцами как собственные. К такому выводу пришли кандидат психологических наук, доцент кафедры общей психологии Ольга Щербакова, старший преподаватель кафедры Янина Ледовая и выпускница СПбГУ, профессиональный маркетолог и психолог Екатерина Шоман.
Респондентами исследователей стали молодые деловые женщины в возрасте от 22 до 30 лет, имеющие высшее образование, постоянную работу на управленческих позициях и доход не менее 30 000 рублей на члена семьи в месяц. Испытуемые поделились поровну: на тех, кто ориентируется на бренды при покупке одежды и считает, что бренд помогает выражать свое внутреннее представление о себе или способствует продвижению по социальной лестнице, и тех, кто «против брендов», так как считают, что ярлычок на одежде не способен прибавить к самой одежде ничего особенно важного.
Оказалось, что некоторые молодые женщины из первой группы, акцентирующие внимание на брендах при выборе одежды, осознают и описывают свое «Я», ориентируясь на внешние признаки социальной успешности. Они носят брендовую одежду с целью соответствовать предполагаемым ценностям референтной группы, получить ее одобрение. При этом собственные внутренние ценности для них отходят на второй план. «Такие женщины в большей степени зависят от социальной успешности и больше ориентируются при конструировании своего Я на те ценности, которые диктуются социумом. При этом они внутренне закрыты от самих себя», — говорит Янина Александровна Ледовая.
Я с сумкой от Chanel
Увлечение брендовой одеждой может использоваться в качестве замены особой личностной работы, которую необходимо совершить каждому человеку в период юности, чтобы осознать свои жизненные приоритеты, ценности, смыслы и сконструировать таким образом собственную идентичность. «Дело в том, что бренд изначально обладает набором ценностей. Часть респондентов некритично восприняли эти ценности и в итоге начали относиться к ним как к своим собственным, истинным. Для них Я — это то, что я ношу. Если у меня есть сумка от Burberry, туфли от Louis Vuitton, а на шее шарфик от Dior, то я “чего-то достигла”, “умею правильно жить”, “буду принята как своя в нужном обществе”», — поясняет Янина Ледовая. Кроме того, эта часть респонденток, по ее словам, во время исследования описывала себя одними и теми же словами: «красивая», «стройная», веселая» — достаточно стереотипными определениями, отражающими лишь то, какими их могут видеть другие. Эти респондентки гораздо меньше обращают внимание на внутреннее содержание, на свою личную уникальность и ценность. «Они презентуют себя миру через бренд. То есть я — это не просто Я, а обязательно Я с сумкой Chanel», — добавляет исследователь.
Еще одна категория людей, согласно результатам исследования, покупает брендовые вещи в качестве мотиватора для
реализации определенного поведения, которое в представлении человека без какого-то аксессуара или одежды невозможно. Они думают: я куплю сумку от известного модного дома и наконец-то смогу пойти на собеседование для соискания очень престижной должности. Пойти на такое собеседование без такой сумки им духу не хватает.
Однако это не значит, что к одетым в бренды людям теперь надо относиться подозрительно. Далеко не все из них используют брендовую одежду в качестве защиты или презентуют себя через нее. Часть испытуемых носят ее потому, что это просто одежда, не придавая большого значения нашитому на ней ярлычку. Как правило, это самодостаточные в психологическом плане люди. «Женщины, которые во время исследования продемонстрировали склонность ориентироваться при выборе одежды на собственное текущее физическое и психическое состояние, а не на навязываемые обществом нормы и тренды, положительно оценивали себя вне зависимости от внешних факторов, — заметила Ольга Владимировна Щербакова. — То есть они не подменяют, не маскируют и не латают дыры в своей собственной идентичности. Они покупают брендовую одежду, руководствуясь соображениями качества и дизайна, и их самооценка не зависит от того, какой марки платье на них надето».
Люди, которые не ориентируются на бренды при покупке одежды, как правило не придают им особого значения, зато гораздо более внимательно относятся к своему внутреннему — физическому и психологическому состоянию. Другими словами, они более аутентичны. «Даже описывая себя, такие женщины чаще используют не прилагательные, а глаголы и существительные, — рассказала Ольга Щербакова. — То есть они смотрят на себя не глазами потенциального наблюдателя, который видит их “красивыми” и “стильными”. Скорее, наоборот, они более укоренены в себе и смотрят на мир из себя самих. Они в большей степени используют в самоописании глаголы (“хорошо плаваю”, “люблю путешествовать”, “много работаю”), в большей степени отражающие внутреннюю сущность личности и сферы ее взаимодействия с миром».
Человек в образе или образ для человека
Для других скорее важен не сам бренд, а образ, который создается с его помощью. Таким респонденткам не столь важно, надета на них блузка от Lacoste или от Chanel, им принципиально важно то, какой образ создает эта одежда: кто-то хочет казаться «своим парнем», кто-то «студенткой Гарварда» и т.п. «Причем эти образы не связаны с конкретным брендом, — объясняет Янина Александровна. — Но сами по себе очень важны для испытуемых. Как и бренды, образы помогают презентовать себя в референтной группе, помогают выражать себя, что-то придумывать и воплощать в жизнь». Интересно, что образ тоже может выступать спусковым крючком для запуска определенного поведения. А поведение помогает достичь очевидных положительных результатов и успехов в социальном плане. Так, например, одна из респонденток призналась, что мечтала быть похожей на студентку из Гарварда и придумала себе соответсвующий образ. Но для его реализации нужно было стать для начала просто студенткой. И респондентка начала фанатично готовиться к поступлению в университет. Поступила, учится и очень этому рада — она вошла в тот образ, который для нее наиболее желанен в данный момент.
А что с интеллектом?
Вопрос закономерный, учитывая бытующий в обществе стереотип о том, будто только недалекие люди «зациклены» на брендах. В данном исследовании не производилось никаких специальных измерений интеллекта, поэтому однозначного ответа на этот вопрос пока нет. Да и само понятие интеллекта крайне размыто. «Сейчас уже сложно сказать, что же именно оно обозначает: умение достигать академических успехов? Решать не “лабораторные”, а жизненные задачи? Умело налаживать социальные связи и пользоваться ими при случае? Тем не менее, можно говорить о том, что высокий интеллект, как правило, сопряжен с критичностью — как в отношении внешнего мира, так и собственных действий. В связи с этим можно было бы предположить, что некритичное отношение к упомянутым “ценностям бренда”, их перенимание и встраивание в систему представлений о собственном Я, которое демонстрировала часть респонденток, косвенно говорят о не очень высоком уровне умственных способностей. Но в то же время нельзя забывать вот о чем: все наши респондентки — социально успешные люди. Без интеллекта, превышающего средний уровень, они просто не смогли бы достичь такого положения в профессиональном, экономическом и социальном планах, — объяснила Ольга Щербакова. — Это женщины, которые сами себя обеспечивают, выстраивают карьеру и тем самым доказывают свою интеллектуальную успешность реальными жизненными достижениями».
Существует и еще один стереотип: гонка за брендами — исключительно женский удел. Однако общая логика результатов исследования вполне могла бы воспроизвестись и на мужской выборке, уверена Ольга Щербакова. Правда, конкретные данные могли бы количественно отличаться в силу особенностей культуры российского общества. В частности, мужчины чаще конструируют свою идентичность не с помощью брендовой одежды, в с помощью других материальных ценностей.
Коварные маркетологи
Но это далеко не все важные выводы, которые были сделаны по результатам двухлетнего исследования. Психологи СПбГУ обращают внимание на то, что маркетологи и специалситы по брендингу используют именно психологические инструменты для создания ценности бренда. «Они сначала опрашивают или интервьюируют людей, «вытаскивают» из них важные смыслы, заворачивают в другую упаковку, а потом умудряются продавать нам за наши деньги наши же смыслы через различные бренды, — пояснила Янина Ледовая. — Только все это названо в брендинге не психологическими, а маркетинговыми категориями». Маркетологи узнают, кем бы мы хотели быть, а потом предлагают купить, скажем, ботинки. Если они у тебя есть — значит, ты богат и успешен. «И люди покупают, — говорит Янина Ледовая. — А покупают потому, что любому человеку в определенном возрасте необходимы ориентиры для понимания себя самого — таким образом формируется наша идентичность. Просто когда-то такими ориентирами выступали герои мифов или сказок, когда-то — литературные персонажи. А сейчас социум диктует все больше поверхностных, но внешне привлекательных моделей существования, и немалая роль отведена пропаганде модели человека-потребителя».
«В нашей стране, пережившей за последние 25 лет несколько социальных встрясок и потерявшей поколения людей, более или менее внятно осознававших себя, ситуация сейчас такова, что человек проглатывает слоган бренда, не осмысляя и не перерабатывая его, — продолжает Ольга Щербакова. — В итоге человек начинает верить, что это его жизненный слоган, его ценности, он искренне в них верит. И без вещей, которые символизируют эти «проглоченные» смыслы, он уже не считает себя тем человеком, которым бы хотел быть».
Для одних бренд — это запретный плод, для вторых — возможность выделить себя, для третьих — нечто, что раньше было недоступно. Какими бы ни были причины любви к брендам, маркетологи постоянно выпускают на рынок все новые, упакованные во все более привлекательные «ценности». Люди не справляются с таким шквалом, не успевают критически обрабатывать предложенные «ценности» и становятся марионетками, легко откликающимися на манипуляции маркетологов. Последние таким образом подстегивают массовое потребление неоправданно дорогих вещей.
Подобные исследования дадут возможность человеку более осознанно и критично подходить к осуществлению повседневных «выборов», из которых складывается наше Я, считают авторы исследования.
Вера Свиридова