Главная » Тема номера

Университет петергофский — новые горизонты

Домик Мельника в Луговом парке, дачи Бенуа, Сан-Галли и Кронов — часть историко-культурного, архитектурного и природно-ландшафтного наследия Петергофа, удивительные места, которые находятся в введении Петербургского университета. Но, к сожалению, пока их огромный потенциал используется очень мало.

Чтобы способствовать решению этой проблемы, студенты магистратуры по направлению «Дизайн среды» факультета искусств СПбГУ подготовили уникальные проекты реконструкции этой территории, которые позволят сделать ее полноценной частью учебного процесса и настоящим украшением Университета.

Дача М.Н.Бенуа

Дача М.Н.Бенуа

Дача Бенуа. Следы утраченной гармонии

Дача Бенуа, расположенная прямо на берегу Финского залива, между знаменитым музеем-заповедником «Петергоф» и усадьбой «Сергиевка», уже хорошо знакома студентам факультета искусств. По инициативе руководителя образовательной программы «Дизайн среды» Евгении Павловны Петрашень (которая является одним из потомков знаменитого рода Бенуа), а также других членов известной семьи — художников, архитекторов, дизайнеров — в последние годы эти петергофские места стали настоящим клубом творцов-единомышленников. В прошедшем учебном году проекты преобразования и использования этой территории легли в основу нескольких магистерских работ, подготовленных по программе «Дизайн среды».

Петергоф — не дворцовый, не парадный, непрезентабельный… Проедешь здесь по шоссе, и не поймешь, что пронеслось за окном — беспорядочные неухоженные заросли, дощатые постройки, старые заборы. Тем не менее здесь в конце XIX столетия по проекту архитектора Леонтия Николаевича Бенуа для него самого и членов его семьи были построены несколько дач.

Здесь когда-то были дачная пристань и купальня

Здесь когда-то были дачная пристань и купальня

Часть этих строений сохранилась до наших дней — например, дача брата Л.Н.Бенуа — Михаила Николаевича, морского офицера. Время пощадило изящные формы постройки в стиле «неоготика», величественную башню, отделку крыльца и окон. Одно из них, в кабинете хозяина, М.Н.Бенуа, по семейным преданиям, архитектор спроектировал специально для другого брата, часто гостившего здесь художника-акварелиста Альберта Николаевича Бенуа. За этим широким окном, выходящим прямо на запад, открываются бесценные для живописца виды на закат. В те давние времена Михаил Николаевич держал у побережья яхту, к которой можно было добраться на шлюпке, отходившей от небольшого деревянного причала с купальней. Сегодня об этом напоминает лишь небольшой участок берега, еще не заросший камышом.

Изначально рядом с этим строением стояли дачи самого Л.Н.Бенуа и его зятя А.Э.Мейснера. Именно сюда, когда Академия художеств временно прекратила свою работу в 1919 году, Леонтий Николаевич перевез свою творческую архитектурную мастерскую, и именно сюда к нему приезжали заниматься студенты. К несчастью, почти сразу после возвращения мастерской в город эти два дома сгорели. А вот стоящему поблизости старинному вязу повезло. «С этим вязом связана интересная семейная легенда», — рассказала Евгения Петрашень. — «Бенуа и Мейснеры посадили рядом с дачами два дерева — ясень и вяз.

Стодвадцатилетний вяз — наследие и гордость семьи Бенуа

Стодвадцатилетний вяз — наследие и гордость семьи Бенуа

Ясень прижился сразу, а вяз начал «болеть». А так как семья Бенуа родом из Франции, кто-то вспомнил испытанное французское средство — откопать больное дерево, вылить ему под корни шампанское и закопать обратно. Так и сделали. Ясеня уже нет несколько лет, а вяз стоит!». Сегодня могучее многоствольное дерево словно олицетворяет собой сложное генеалогическое древо семьи Бенуа, символизирует крепость семьи и ее традиций.

Рядом со старым вязом вдоль линии залива идет тропинка — наследие советской эпохи, когда вся эта территория, включая дачу Бенуа, была преобразована в Дом отдыха «Учитель». В то время здесь появилась прямая аллея, которую окаймляли стриженые живые изгороди, вазоны с цветами, а возле дачи М.Н.Бенуа была разбита великолепная клумба. Украшением парка была круглая газонная площадка с небольшой альпийской горкой, обрамленная ухоженными дорожками, спускавшимися на пляж (они сохранились от оригинальной планировки сада). Сегодня, если идти по тропинке — бывшей аллее, можно попасть на участок, также принадлежащий Университету, где находятся еще несколько зданий рубежа XIX–XX веков. Одна из дач, по одной версии, некогда принадлежала семье Сан-Галли, известной своим чугунолитейным производством, где были изготовлены многие ограды петербургских мостов и набережных. (По данным, приведенным в известном труде Е.П.Горбатенко «Петергофская дорога», этим домом владело семейство Грубе.) Выполненное в стиле эклектики с элементами неоготики, модерна и русских мотивов, первоначально строение было отделано изящными резными украшениями. Во времена дома отдыха здесь был размещен спальный корпус, и здание претерпело значительные переделки. Резные украшения были зашиты простой вагонкой, а сейчас оставшиеся элементы отделки с художественной резьбой нередко служат растопкой отдыхающим на берегу любителям шашлыка.

Здания, в наши дни не использующиеся, постепенно ветшают и разрушаются. Так, например, уже не спасти практически руинированную дачу семьи Крон, которая расположена чуть дальше по берегу. К счастью, как показала экспертиза, оценившая степень сохранности этих строений осенью 2011 года, дачи М.Н. Бенуа и семьи Сан-Галли еще вполне возможно отремонтировать.

Воссоздать, восстановить, дополнить новым

Дача семьи Сан-Галли (по Е.П.Горбатенко, дача семьи Грубе)

Дача семьи Сан-Галли (по Е.П.Горбатенко, дача семьи Грубе)

Сейчас территория у дачи М.Н.Бенуа и прилегающие участки не закреплены за какой-либо структурой СПбГУ, но среди последних трудно найти более подходящую, чем факультет искусств. В настоящее время этот вопрос уже передан на рассмотрение в высшие университетские инстанции. Создание здесь многофункциональной базы творческих практик позволит достичь множества целей. Прежде всего — сохранить для будущих поколений наследие Леонтия Николаевича Бенуа, которое без должного ухода может быть утрачено. Во-вторых, реконструкция территории буквально откроет для Университета новые горизонты в виде уникальной прибрежной зоны с налаженным удобным транспортным сообщением с городом. Здесь достаточно места и для базы отдыха — для преподавателей и для гостей Университета из других городов и стран. И конечно, для самого образовательного центра, основой которого может стать ландшафтная школа.

Ландшафтный дизайн — одна из важных составляющих дизайна среды, но чтобы обучать ему, необходима загородная база. Тем более что предпосылки к ее созданию уже заложены. Преподаватели и студенты уже начали вести здесь обширную исследовательскую и творческую работу — рисуют этюды, делают обмеры. «Даже на еще теоретическом, концептуальном этапе работа с такими разными по степени сложности объектами становится частью

Эта тропинка когда-то была аллеей, а в вазонах росли цветы

Эта тропинка когда-то была аллеей, а в вазонах росли цветы

учебного процесса, — подчеркнула Евгения Павловна. — Мы изучаем различные типы ландшафтов, выполняем курсовые проекты. Но при этом мы можем выносить эти проекты в натуру — буквально разбить их в колышках и веревочках. Для студентов очень важна эта практика перехода в реальный масштаб, в настоящую среду. Мы считаем, что и силами магистрантов надо решать какие-то серьезные проблемы — это коллективная позиция преподавателей нашей программы. Важно, чтобы будущие магистры понимали — то, что они придумали, не будет «воздушным замком», а может быть применено на конкретном объекте».

В работе на Даче Бенуа активно используются сохранившиеся до наших дней архивные материалы — проектные эскизные рисунки исторических планировок, уникальные старые фотографии. Так как доступ в сами здания пока не разрешен, в теплое время года работа идет под навесом, а самые увлеченные студенты даже разбили палатку.

В 2012 году на факультете искусств были с успехом защищены две магистерские диссертации, посвященные преобразованию территории у Дачи Бенуа: «Ревитализация  исторического архитектурно-ландшафтного комплекса базы СПбГУ “Дача Бенуа”: Методы сценографии среды и эко-дизайна» и  «Метод интеграции объектов современного архитектурного дизайна». Их авторы, выпускники СПбГУ Леонид Дерюгин и Евгения Лебедева, в ходе исследований пришли к выводу, что старинные виллы необходимо реставрировать. На территории самой дачи М.Н.Бенуа, по которой сохранилось больше всего информации, есть все основания воссоздать первоначальную планировку. А вот дальнейшее строительство должно вестись как с учетом находящихся здесь исторических объектов и сложившегося ландшафта,  так и с использованием уже современных концепций архитектуры и дизайна. «Предметом исследования ребят было как раз применение методов интеграции, которые позволили бы расширить инфраструктуру места, не вступая в архитектурный конфликт с тем, что уже существует», — пояснила преподаватель.

Так, Леонид Дерюгин в своей концепции использовал прием экодизайна — такой объект, как музей декоративно-прикладного искусства, разместился «под землей», а точнее, внутри искусственного холма. Пологий склон скрывает весь объем строения, а свежий зеленый газон сверху становится частью исторического ландшафта. А территория восточнее по побережью уже сильнее подвержена преобразованиям, произведенным в 50-е годы прошлого столетия, так что проект Евгении Лебедевой отчасти предусматривает сохранение уже созданной структуры ландшафта. Объекты архитектуры в ее проекте — жилые ячейки студенческого кампуса и кафе — представлены в виде небольших строений-коробочек, которые неназойливо и деликатно вписываются в ландшафт.

Луговой парк — комфорт, красота, познавательность

Проект преобразования территории «Дача Бенуа» Л.Дерюгина и Е.Лебедевой. Фото предоставлено факультетом искусств

Проект преобразования территории «Дача Бенуа» Л.Дерюгина и Е.Лебедевой. Фото предоставлено факультетом искусств

Еще одна «болевая точка» петергофских территорий Университета — территория бывшей Царской мельницы на территории Лугового парка, памятника ландшафтной архитектуры середины XIX века. Парк, созданный по проекту знаменитого архитектора Андрея Штакеншнейдера, когда-то воплощал собой стремление императора Николая I познакомить свою супругу, принцессу Шарлотту Прусскую (императрицу Александру Федоровну), с русскими пейзажами и русским деревенским бытом. Существенно пострадавший в годы Великой Отечественной войны, в наши дни парк пользуется большой популярностью у жителей и гостей Петергофа, но архитектурные объекты и ландшафт находятся в довольно печальном состоянии и требуют восстановления.

По инициативе проректора СПбГУ по направлениям востоковедение, журналистика, искусcтва и филология Сергея Игоревича Богданова, уже были восстановлены Домик Мельника и Сторожка в

Проект преобразования части территории Лугового парка Я.Мажугиной, А.Боровикова и М.Худяковой. Фото предоставлено факультетом искусств

Проект преобразования части территории Лугового парка Я.Мажугиной, А.Боровикова и М.Худяковой. Фото предоставлено факультетом искусств

Луговом парке. А выпускники магистратуры программы «Дизайн среды» в минувшем году представили три работы, демонстрирующие, во что можно превратить подзабытый и запущенный парк. По словам Евгении Петрашень, сами молодые исследователи в начале работы даже не представляли себе, к каким идеям они придут за два года подготовки магистерских проектов.

В ходе работы студенты выполнили реконструкцию планировки парка по чертежам А.И.Штакеншнейдера, и в результате стало ясно — строить что-то принципиально новое нельзя, нужно воссоздавать исторический вид парка. Но при этом он не должен превратиться в исключительно «музейный» — важно сохранить Луговой парк как рекреационную зону для жителей Петергофа и, конечно, самого Университета. «Не секрет, что на протяжении южного побережья Финского залива сегодня фактически нет мест для организованного отдыха, некуда выйти на пикник, погулять с собакой, покататься на лошади, велосипеде, просто полежать на траве, — отметила Евгения Павловна. — А Луговой парк, несмотря на неидеальное состояние, пользуется большой популярностью у отдыхающих, и эту возможность им необходимо оставить».

Вид на дворец герцогов Лейхтенбергских из нижней части парка усадьбы «Сергиевка»

Вид на дворец герцогов Лейхтенбергских из нижней части парка усадьбы «Сергиевка»

В дипломной работе на тему «Изучение объемно-пространственной композиции Лугового парка» выпускница магистратуры СПбГУ Янина Мажугина определила его ценность как уникального объекта исторического наследия и ландшафтной архитектуры. Студентка провела  сравнительный анализ исторических карт, обследование на местности, изучила современное состояние парка, его ландшафтные акценты, обособленные и связанные участки ландшафта, видовые точки, места расположения исторических архитектурных объектов. В другой работе Алексей Боровиков исследовал эти утраченные архитектурные объекты, определил возможность их воссоздания и придания им новых функций. Дело в том, что воссозданные объекты обязательно должны использоваться, чтобы вновь не разрушиться. Например, в реконструированной караульной будке можно разместить необходимый (и сейчас отсутствующий) в парке туалет или беседку, где можно укрыться от дождя; в другом объекте — кафе или лодочную станцию. А «Розовый павильон» мог бы вновь стать, как когда-то, площадкой для театральных представлений. Еще один дипломный проект был посвящен самому средовому сценарию парка, тому, как использовать его пространство с пользой и интересом. Автор работы Мария Худякова проанализировала возможное распределение потоков посетителей, предусмотрела создание маршрутов для

«Петергофское древо» символически объединяет все объекты культурного наследия

«Петергофское древо» символически объединяет все объекты культурного наследия

велосипедистов, для верховой езды, для пешеходов, для маломобильных групп населения и так далее. Каждый маршрут в проекте насыщен видовыми точками, обеспечивает доступ к историческим или воссозданным объектам.

После защиты магистерских работ выпускники СПбГУ не оставляют выбранное направление исследования — в частности, в сентябре они участвовали с этими материалами в конференции «Архитектура эпохи историзма», посвященной  200-летию со дня рождения архитектора Геральда Боссе. Кроме того, преподаватели и студенты программы «Дизайн среды» продолжают работать над обследованием территории парка в перспективе дальнейшей реставрации. И в частности, изучают возможность воссоздания такого известного паркового объекта, как Царская мельница. С одной стороны, мельница как уникальное строение представляет собой значимый для университетского образовательного процесса учебно-познавательный культурный объект, а с другой — является географическим центром Лугового парка.

«Изначально, до создания проектов, мы с ребятами предполагали восстановить мельницу просто как объем, часть исторической архитектурной композиции, — отметила Евгения Павловна. — Но в процессе работы стало очевидно — нужно, чтобы мельница не просто стояла, а работала. Она должна крутиться, должна течь вода, в ней нужно молоть муку и даже, возможно, тут же печь из этой муки пирожки. Таким образом, мельница может стать центральной частью интерактивного пространства парка. Поэтому мы решили, что и поля вокруг должны быть засеяны, конечно, естественной для наших широт культурой, например, овсом — это будет правдиво с точки зрения исторического ландшафта, задуманного Николаем I, и превратит парк в совершенно необыкновенное место, выделяющееся и среди самих петербургских пригородов».

Петергофский пазл и петергофское время

Участники керамического симпозиума за работой. Справа — выпускник СПбГУ 2012 года Леонид Дерюгин

Участники керамического симпозиума за работой. Справа — выпускник СПбГУ 2012 года Леонид Дерюгин

Впрочем, и эти проекты — лишь часть того, во что может превратиться весь комплекс университетских территорий в Петергофе. Например, с запада участок Дачи Бенуа граничит с прибрежной частью усадьбы «Сергиевка» герцогов Лейхтенбергских, где много лет располагался Биологический научно-исследовательский институт СПбГУ. Дизайнеры среды поддерживают концепции по приданию усадьбе нового статуса и смысла — концепции «Дворца ученых Университета» и «Центра изучения экологических проблем Балтийского региона». Студенты программы «Дизайн среды» под руководством преподавателей готовят свои предложения по усадьбе «Сергиевка» — они станут частью магистерских работ в следующем году. Например, сюда планируется включить экологический маршрут, который позволит гостям ближе познакомиться с уникальной флорой и фауной этого участка побережья. Ведь некоторым соснам здесь более 300 лет! В прибрежных камышах гнездятся утки, цапли и даже выпь, в лесу живут совы и летучие мыши. Еще один важный аспект работы — восстановление архитектурных и скульптурных объектов Сергиевки, в котором уже начали принимать участие студенты и преподаватели кафедры реставрации факультета искусств СПбГУ.

Словом, для полноценного возрождения этих территорий просто необходимо междисциплинарное, межфакультетское и меж­отраслевое сотрудничество, которое стало возможно благодаря активной позиции специалистов Университета. «Когда мы стали заниматься этой темой, оказалось, что существует достаточно большое сообщество людей, которые знают и любят это место. Так, кроме Биологического института, мы поддерживаем сотрудничество с кафедрой русского искусства исторического факультета, — отметила Евгения Петрашень. — И наша экспериментальная творческая ландшафтная лаборатория — лишь небольшая часть общей масштабной концепции, которая объединяет в целое все пространство Петергофа от Стрельны до Ораниенбаума, а может быть, и Кронштадта. Это уникальное пространство, здесь представлены все стили, все направления развития ландшафтного искусства. Таким образом, здесь в структуре Университета может появиться и Музей ландшафтного искусства, и Научно-исследовательский центр ландшафтного искусства с экспериментальной базой. У нас налажены связи и сотрудничество с самим музеем-заповедником «Петродворец», вместе с которым Луговой парк, Дача Бенуа, Сергиевка объединяются в общую систему, как в один большой красивый пазл».

Несмотря на то что окончательно вопрос о передаче Дачи Бенуа в введение факультета искусств пока не решен, преподаватели, студенты и выпускники-магистры не прекращают здесь создавать прекрасное. Так, в августе и сентябре, буквально под походным тентом и в палатке был проведен первый факультетский керамический симпозиум с участием также известных петербургских архитекторов, художников и дизайнеров.

Тема симпозиума — «Петергоф. Гений места» — определилась в ходе обсуждения. И в данном случае она понимается весьма широко — это и атмосфера более и менее известных петергофских уголков, которая привлекает гостей, это и что-то конкретное, особенное, так или иначе вдохновляющее художника — будь то Петергофский вокзал, фонтаны, побережье или Каменная голова в Сергиевке. Под руками участников симпозиума из глины рождались на свет самые удивительные образы — человечек, несущий в мешке все петергофские красоты, чаша с петергофскими ландшафтами, охраняемая ангелами, композиция с облаком над водами залива, причудливые деревья, животные — реальные и фантастические… Порой, еще до того как воплотиться в глине, эскизы рисовались прямо на первых попавшихся под руку листках бумаги. И все это — под неутихающие дискуссии о метафорических смыслах образов, философской составляющей и истории искусства, свойствах пространства и времени и, в конечном итоге, о сути художественного процесса.

«Источниками вдохновения могут быть самые разные вещи, по-разному они могут быть осмыслены и представлены, с разной степенью абстрактности или изобразительности — мы все это обсуждаем, пока замешиваем глину, — рассказала дизайнер. — Ведь каждый наш автор, пусть даже только что окончивший бакалавриат, является сформированным, настоящим художником. В ходе обсуждения возникает немало споров. И это главное, ради чего художники участвуют в подобных мероприятиях — расширяются границы представления о том, что такое творческий процесс, происходит обогащение собственного творческого мира».

Во время работы над произведениями искусства появилась идея создать на поляне у Дома Мельника в Луговом парке солнечные часы — по траектории движения тени (часовой стрелки) будут расставлены как раз те керамические объекты, которые художники создадут на симпозиуме. Символически этот образ отсылает не только к месту, но и особому «петергофскому времени». А гномоном часов — объектом, который отбрасывает тень, — может быть сам человек, который тоже воплощает идею «гения места». Таким образом, солнечные часы превращаются в интерактивно-кинематическую средовую систему, которая одновременно является и объектом наблюдения, и участником некого действа. Сейчас, из-за наступления холодного сезона, симпозиум приостановлен, но его участники надеются продолжить работу, как только факультет искусств сможет уже официально расположиться в помещениях Дачи Бенуа.

Татьяна Семме

Фото автора

 

Новости СПбГУ