Главная » Тема номера

Кино как повод к размышлению

С 22 по 29 сентября в нашем городе в рамках Санкт-Петербургского кинофорума прошел уже XXII международный фестиваль документальных, короткометражных, игровых, анимационных и экспериментальных фильмов «Послание к человеку». В преддверии фестиваля, 17 сентября, в Петербургском университете открылся новый сезон одноименного киноклуба.

Киноклуб приветствует студентов

Ректор СПбГУ Н.М.Кропачев и режиссер А.Е.Учитель открывают новый сезон Киноклуба

Ректор СПбГУ Н.М.Кропачев и режиссер А.Е.Учитель открывают новый сезон Киноклуба

Киноклуб СПбГУ «Послание к человеку» был создан по инициативе руководства СПбГУ и президента кинофестиваля Алексея Ефимовича Учителя. Начиная с весны этого года студенты, преподаватели и гости Университета могут регулярно встречаться, чтобы посмотреть и обсудить современные документальные фильмы, снятые на самые актуальные и злободневные темы, как правило, молодыми режиссерами. На пресс-конференции, предваряющей показ, ректор СПбГУ профессор Николай Михайлович Кропачев отметил, что Киноклуб пользуется большой популярностью как у студентов, так и у преподавателей, поэтому такое сотрудничество необходимо продолжать и развивать. «Теперь у нас есть возможность смотреть лучшие фильмы и обсуждать их с авторами, и мы будем делать это с огромным удовольствием», — отметил ректор.

Алексей Учитель подчеркнул, что киноклуб не случайно появился именно в СПбГУ. «Больше нигде фестиваль не поддерживают так доброжелательно и в то же время эмоционально. Я надеюсь, киноклуб принесет большую пользу, особенно студентам. Те, кто бывал на зарубежных кинофестивалях, замечал, как много молодежи туда приходит. И нам очень хотелось бы, чтобы аудитория «Послания к человеку» тоже год от года молодела».

Успех Киноклуба в Университете убедил его организаторов приурочить эту осеннюю встречу к открытию фестиваля. Поэтому программа показа на первой осенней встрече включила в себя лучшие короткометражки, представленные на фестивале «Послание к человеку» за последние два года. В картине «Черновик» Тимофея Жалнина (Гран-при фестиваля «Золотой Кентавр», 2010 г.) Ирина Федорова сыграла артистку провинциального театра, которая страстно стремится уехать в столицу. Для самопрезентации она пытается записать на видео свое исполнение — декламацию стихотворения Дмитрия Воденникова «Как надо жить — чтобы быть любимым». Но актрисе все время мешают — родные, соседи, сама ее квартира. В конечном итоге все они становятся героями этой видеозаписи, и оказывается, что без них было не обойтись… Актриса и режиссер фильма стали почетными гостями заседания киноклуба и ответили на вопросы зрителей.

Антуан Каттин рассказал о совмест- ной работе с Алексеем Германом

Антуан Каттин рассказал о совмест- ной работе с Алексеем Германом

«Виктория, Джордж, Эдвард и Тэтчер» — короткое видео, составленное Келлумом Купером из Великобритании из 3600 фотографий, запечатлевших жизнь современного Лондона в архитектурной «рамке» — зданий эпохи того или иного исторического деятеля Соединенного Королевства. Герой фильма «Глазго» Петра Субботки («Кентавр» за лучший дебют, 2011 г.), польский мальчик Дамиан, мечтает о встрече с отцом — футболистом известного шотландского клуба. Но реальность имеет мало общего с мечтой, она приберегает для нас совсем другие беды и радости. И с понимания этого начинается взросление… Фантазийно-ироническая лента Шота Гамисония «Море желаний» опрокидывает зрителя в невероятную Москву, где есть море, горы, вино, шашлык, кавказские песни, где люди открыты, доброжелательны, безмятежны и бескорыстны. Бессменное название фестиваля — «Послание к человеку» — нить, связывающая воедино эти такие разные фильмы. Ведь все они, в сущности, являются творческим исследованием вечных тем — какой он, человек, что держит его на земле, что оставит он после себя…

Фестиваль пришел в Университет

Кинофестиваль «Послание к человеку» в наше время представляет, пожалуй, все возможные способы выразить авторскую точку зрения через язык киноискусства. Но в этом году программа стала еще шире, сильнее и интереснее. Появились новые специальные программы для документального кино, в частности, фильмов, которые основаны на реальных фактах и событиях, но при этом — игровые. Гостей фестиваля познакомили также с таким интересным жанром, как документальная анимация. На самый неоднозначный из фестивальной программы конкурс — экспериментального кино — было отобрано 33 оригинальных фильма. Всего в фестивале приняли участие 310 фильмов из 47 стран, а в конкурсную программу вошло 119 фильмов из 41 страны. Сама география фильмов волей-неволей превращает «Послание к человеку» в насыщенную дискуссиями площадку, точку соприкосновения не только различных культур, но и самых разных мировоззрений, мироощущений, жизненного опыта. Интересно, например, что европейские режиссеры более охотно обращаются к сюжетам, связанным с наиболее острыми и волнующими проблемами мира, а недавние выпускники российских киновузов чаще интересуются портретным кино, стараются раскрыть личность необычных, интересных людей.

Открылся фестиваль «Послание к человеку» фильмом, посвященным таланту знаменитого российского мэтра — Алексея Германа-старшего. Молодой автор из Швейцарии Антуан Каттин и известный российский режиссер Павел Костомаров представили фильм «Плэйбэк» («За сценой») — документальную ленту о том, как проходили многолетние съемки знаменитого, но не оконченного фильма по роману братьев Стругацких «Трудно быть богом». Антуан Каттин — кстати, учившийся в СПбГУ, — познакомился с Алексеем Юрьевичем Германом в Париже больше 10 лет назад и, приехав в Петербург, практически сразу стал работать на съемочной площадке «Трудно быть богом», фиксируя не только сам процесс работы, но и вплетенные в него проявления современной российской действительности — по словам Антуана, «настоящее зеркало истории». Это зеркало отражает то, каким непростым является процесс творения, на чем он основывается, как постепенно заполняется личностью своего творца, из какого будничного эмоционального сора в действительности растет удивительное и прекрасное кино… Документальная лента «Плэйбэк» получила на фестивале приз «Слон» Гильдии киноведов и кинокритиков России.

Новинкой внеконкурсной программы фестиваля стали мастер-классы именитых режиссеров в Санкт-Петербургском университете кино и телевидения, а также театральный раздел. На киностудии «Ленфильм» прошли специальные театральные показы — спектакли московского «ТЕАТРА. ДОС» и спектакль из программы бельгийского фестиваля в Льеже. Остро интерпретированные режиссерами пьесы современных драматургов были основаны на реальных трагических событиях, не так давно поразивших общества России и Европы.

Еще одним принципиальным новшеством стало увеличение числа площадок кинофестиваля. Так, этой осенью он проходил (кроме традиционных «Дома кино», кинотеатра «Родина», студии «Ленфильм» и Санкт-Петербургского университета кино и телевидения) и в Музее современного искусства «Эрарта», и в Музее Анны Ахматовой. И, что особенно важно, в СПбГУ, в кинозале факультета свободных искусств и наук на Галерной улице. В частности, здесь в течение пяти дней прошел показ документальной серии «Польские тетради. Гид по полякам». Цикл, посвященный современному взгляду на образ жизни, менталитет, идеалы польской нации, состоял из четырех фильмов: «Политический дресс-код», «Зов свободы», «Игрушки» и «Искусство свободы». Так, например, последний фильм, снятый режиссером Мареком Клосовичем, рассказывает об истории польских альпинистов. Фильм предлагает по-новому взглянуть на философскую проблему свободы — что она значит для каждого в отдельности, на что человек способен ради нее, средством или целью она является.

В рамках Национального конкурса фестиваля «Окно в Россию» в СПбГУ был показан фильм Сергея Мирошниченко «Рожденные в СССР. 28 лет» (приз фестиваля «Кентавр») — часть цикла, начатого еще в период перестройки, и посвященного тем, кто был в те годы детьми. В семь лет мальчики и девочки из разных городов и республик Советского Союза впервые попали под объектив кинокамеры. Сейчас героям фильма уже 28 лет, многое изменилось и в их жизни, и в окружающей их действительности. Очень по-разному, как выяснилось, представлялся им мир в 7 и 14 лет, в 21 год. Детские мечты сегодня кому-то кажутся смешными и наивными, а кто-то остался верен своим юношеским принципам. Кого-то жизнь убедила в ошибочности их представлений, а у кого-то лишь укрепила веру в себя. Фильм «Рожденные в СССР» — многоплановый, масштабный проект, дающий множество отправных точек к такому трудному, но необходимому сегодня размышлению. Чем был Советский Союз и существовал ли он фактически? Как влияет на выбор жизненного пути и характер среда, окружающая ребенка?  Приспосабливаться к обстоятельствам или менять мир вокруг себя? На эти и многие другие вопросы герои ищут и находят свои ответы. Предстоит их — порой в сложном и мучительном поиске — обрести и зрителям этого кино.

Татьяна Семме

Фото: Андрей Дубровский

 

Новости СПбГУ