Главная » Тема номера

Путешествие дизайнеров к первозданной природе

В конце июня — начале июля студенты 1 и 2 курса кафедры дизайна факультета искусств, обучающиеся по направлению «Дизайн среды», вместе со своими преподавателями провели две недели на учебно-оздоровительной базе СПбГУ «Горизонт», что находится в Туапсинском районе Краснодарского края.

На переднем плане — руководитель пррограммы «Дизайн среды» Евгения Петрашень

На переднем плане — руководитель пррограммы «Дизайн среды» Евгения Петрашень

За 6 лет существования этой образовательной программы в рамках магистратуры и два года бакалавриата это была первая поездка и первая практика будущих дизайнеров среды на побережье Черного моря. Поездка оказалась не только приятной, но, прежде всего, весьма полезной и продуктивной — и для студентов, и для самой университетской базы отдыха.

Все началось с того, что в середине минувшего учебного года к преподавателям программы «Дизайн среды» обратились представители руководства базы «Горизонт», которые были уже немало наслышаны об успехах сотрудников и студентов факультета искусств на поприще архитектурного, ландшафтного и интерьерного дизайна. Так, например, именно они уже второй год подряд создают художественное оформление при проведении Дня филолога и восточника, подготовили проект Тайского кабинета СПбГУ, торжественно открытого в июле этого года, в прошлом году студенты и преподаватели программы объединили усилия при подготовке дизайнерских предложений для кафе в новом корпусе Мариинского театра. Не менее актуальными — а часто и весьма злободневными — ежегодно становятся работы выпускников магистратуры программы «Дизайн среды».

Актуальные проекты для современного города

Луна над бухтой. Берег у базы «Горизонт»

Луна над бухтой. Берег у базы «Горизонт»

Например, в этом году две выпускницы магистерской программы «Дизайн среды» подготовили проекты по одному из самых «больных» мест Петербурга — Охтинскому мысу, где несколько лет назад планировалось возвести нашумевший «Охта-центр». «Дипломные работы по проектированию возможной альтернативной застройки этой территории готовились в Санкт-Петербургском архитектурно-строительном университете, Академии художеств, и мы также предложили будущим магистрам эту тему», — рассказала руководитель программы «Дизайн среды», старший преподаватель кафедры дизайна факультета искусств СПбГУ Евгения Павловна Петрашень. Студентам предстояла чрезвычайно сложная работа — на фоне неутихающих дискуссий о том, что именно надо построить на этом месте, и стоит ли там строить что-либо вообще, им необходимо было учесть и значимость этой территории для историков и археологов, стремящихся продолжать свои изыскания. Работа Софии Золотник «Концепция формирования многофункционального музейно-просветительского центра на Охтинском мысу» предусматривает создание в этой части правого берега Невы музея археологии, очертаниями напоминающего находящуюся здесь когда-то крепость Ниеншанц. «В теоретической части магистерской диссертации студентка провела анализ формирования силуэта Петербурга, его «небесной линии», и обосновала невозможность постройки на этом месте высотных зданий», — подчеркнула Евгения Павловна аналитическую ценность данной работы.

Дипломная работа Маргариты Качновой «Концепция культурно-просветительского и рекреационного центра на территории Охтинского мыса — уникального археологического памятника урбанизации Невского края» поразила членов аттестационной комиссии смелостью идеи, которая включила в проект не только Охтинский мыс, но и территорию рядом с ним. «Эта площадь «накрыта» прозрачной структурой в виде гигантского купола из пересекающихся под прямым углом арочных конструкций. К этой системе сверху вниз подвешиваются этажи — каждый из них формой соответствует тем историческим поселением, которые были обнаружены на этом месте археологами, — рассказывает преподаватель. — Таким образом, эти исторические слои, которые, хоть и уже раскопаны, но находятся все-таки в земле и не могут быть экспонированы, становятся доступными для обозрения». При этом дипломная работа не упускает

Музейно-просветительский центр на Охтинском мысу по проекту Софии Золотник напоминает крепость Ниеншанц

Музейно-просветительский центр на Охтинском мысу по проекту Софии Золотник напоминает крепость Ниеншанц

из виду и практическую функцию планируемого объекта — под «парящей» в воздухе конструкцией могут продолжать работать археологи, а за пределами мысовой части территории, остается место и для бизнес-центра, который может приносить доход городу.

Еще одним весьма значимым для современного Петербурга проектом стала работа Татьяны Захарчук «Концепция формирования прибрежных рекреационных зон Канонерского острова», особо отмеченная аттестационной комиссией. Концепция предлагает принципиально новые пути использования этой, сегодня фактически заброшенной территории, которая могла бы стать украшением и гордостью прибрежной зоны Петербурга. Не менее полезной и востребованной жителями могла бы стать территория Парка Мира (бывшего парка имени А.Д.Сахарова) в Калининском районе, проект преобразования которого подготовила Елена Сапожникова в работе «Проблемы формирования многофункциональных ландшафтных комплексов на примере концепции Парка Мира». Центр парка, согласно проекту, разделяется на несколько секторов, каждый из которых посвящен той или иной стране, и в оформлении содержит легко узнаваемые символы этих стран. На окраинах парка предполагается создать условия для отдыха жителей ближайших домов. Интересно, что эта концепция — универсальна и может быть, с соответствующими корректировками, использована в любом другом парке советского периода.

Проект «воздушной» конструкции на Охтинском мысу Маргариты Качновой

Проект «воздушной» конструкции на Охтинском мысу Маргариты Качновой

Работа Ксении Бабешкиной, посвященная концепции развития комплекса Мариинского театра и Театральной площади, представляет три варианта благоустройства территории, с учетом проблемы визуального взаимодействия исторического здания и новой сцен. Дипломница постаралась выявить новые возможности этого пространства, попыталась достичь визуального единства площади за счет таких приемов, как рисунок мощения, изменение уровня тротуара относительно проезжей части и других. Проблеме благоустройства центра Петербурга был посвящен и проект Виктории Лукичевой «Пешеходный маршрут по каналу Грибоедова». В основе работы противопоставление пешеходной среды в «старом» городе и в его современных районах, с подробной концепцией выявления рекреационного потенциала территории у канала Грибоедова. В частности, автор проекта предложила устройство вдоль канала пешеходной дорожки, оборудованной для маломобильных групп населения, предусмотрела оборудование для отдыха, озеленение. Работа Марины Цай «Проект обеспечения уличных массовых театральных мероприятий мобильными

План преображения набережной канала Грибоедова в работе Виктории Лукичевой

План преображения набережной канала Грибоедова в работе Виктории Лукичевой

трансформируемыми объектами» — это масштабное исследование развития взаимодействия публики и уличного театра от древних времен до наших дней. В качестве современного атрибута этой, актуальной и сегодня части городской жизни, автор придумала специальный модуль, который представляет собой подобие катушки для ниток размером с табурет. С ее помощью можно создавать самые разнообразные конструкции, вовлекающие зрителей в театральное действо.

Кроме того, уже стало традицией предлагать для разработки дипломных проектов магистратуры программы «Дизайн среды» темы, связанные с преобразованием объектов, принадлежащих Университету. Так, в 2011 году была предложена концепция реорганизации среды Ботанического сада СПбГУ, а в 2012 году — Дома Мельника в Луговом парке и  дачи М.Н.Бенуа на берегу Финского залива в Петергофе, готовятся к защите предложения для Учадьбы Сергиевка и бывшей Академии тыла и транспорта. Но что общего между такими разными по масштабу проектами? «Это принципиальная позиция нашей программы — дизайнер среды должен уметь работать и в мега-масштабе, на уровне региона, и на уровне дизайна пространства рабочего стола, — подчеркивает Евгения Петрашень. — И именно благодаря такой подготовке он сможет эффективно работать с самыми разными задачами и группами потребителей. От общего к частному, и от частного обратно к общему — это тот механизм восприятия дизайна среды, который мы стараемся запустить в сознании наших студентов».

Изучить искусство природы

Рождение шедевра

Рождение шедевра

Одна из составляющих воспитания такого подхода — обязательные практики по окончании каждого курса. Будущему специалисту предстоит очень многому научиться, причем не только у своих преподавателей, но и самой матушки-природы. «Если мы претендуем на то, что формируем ландшафт, как мы смеем вообще к нему прикасаться, если мы не понимаем, как это бывает, как он устроен в природе? — замечает Евгения Петрашень. — Мы должны сначала понять, как это происходит в естественных условиях, и как это прекрасно, понять, проанализировать, что именно нас восхищает. И только после этого мы можем что-то предлагать. Но все придуманное нами должно опираться на законы природы».

Поэтому предложение от учебно-оздоровительной базы «Горизонт» оказалось весьма кстати. Руководители практик Евгения Петрашень и Светлана Кобышева увидели здесь возможности для проведения практик сразу по двум дисциплинам. Студентам 1 курса предстояла практика по живописи и рисунку «на пленэре», а студенты 2 курса должны были этим летом освоить практику архитектурных обмеров. Причем результаты обмеров на базе с самого начала планировалось использовать в дальнейших проектах по благоустройству «Горизонта». «В рамках курсовых проектов мы будем разрабатывать предложения по развитию инфраструктуры, ландшафта, для дизайна интерьеров. Конечно, в рамках учебного процесса дело пойдет не так быстро, как возможно, хотелось бы, но  руководство базы оказалось готово к не слишком быстрому развитию событий. Мы дождались лета и поехали!».

Живопись на пленэре — важная часть практики

Живопись на пленэре — важная часть практики

На месте студенты и преподаватели обнаружили немало интересного. База «Горизонт» предстала для начинающих и опытных дизайнеров как классический дом отдыха времен СССР, с пятью бетонными трехэтажными корпусами, соединенными переходами, со столовой и административным корпусом. Много лет назад в этих зданиях размещался детский санаторий, который был передан СПбГУ по инициативе Дмитрия Анатольевича Медведева в 2006 году и стал среди студентов и сотрудников Университета одной из его самых популярных баз. И это неудивительно — ведь поселок Ольгинка Туапсинского района, где располагается база, является одним из красивейших уголков Черноморского побережья России. Не разочаровал он и дизайнеров среды, которые подробно изучили не только бухту поселка Ольгинка, но и все ближайшие окрестности, включая водопады долины реки Аше и долину реки Бешенка. Студентам и преподавателям удалось побывать и на Кадошских скалах — в бухте, где снимался знаменитый эпизод с рыбалкой «у Черного камня» в фильме «Бриллиантовая рука». Мыс Кадош носит еще одно название — скала Киселева, в честь художника-передвижника Александра Алек­сандровича Киселева, одного из руководителей пейзажной мастерской в Академии художеств.

Преподаватель кафедры дизайна СПбГУ Светлана Кобышева

Преподаватель кафедры дизайна СПбГУ Светлана Кобышева

Проникнувшись красотой этих мест, он первым прославил их в своих картинах, которые представлял на передвижных выставках по

всей России. Не менее полезным для будущих дизайнеров-художников стало посещение дома-музея А.А.Киселева в Туапсе.

«Мы все были в полном восторге! — признается Евгения Павловна. — Без конца рисовали море, небо, скалы, солнце, водопады, эти совершенно небывалые для нас ландшафты! Эта практика принесла очень большую пользу не только нашим студентам, но и мне, как руководителю программы.  Стало понятно, что это очень правильное место для пленэрной практики начинающих дизайнеров среды, потому что именно здесь мы имеем дело с первозданной природой. Камень, вода, воздух в их исходном состоянии — это первоэлементы, с которыми нам необходимо работать. И стало очевидным, что пленэрную практику необходимо проводить после каждого курса. Этот опыт нужно постоянно возобновлять. Чтобы студенты после года учебы вновь возвращались к этим первозданным базовым элементам и могли их трансформировать и воспроизводить уже на следующем витке своего творческого развития».

Планы по преображению базы «Горизонт»

Платановая аллея — центральная часть базы «Гризонт»

Платановая аллея — центральная часть базы «Гризонт»

В таких замечательных условиях не так уж легко было оторвать ребят от живописи, чтобы приступить к основной цели поездки — обмеру строений, объектов и территории базы. Но и с этой задачей студенты справились успешно, обмерив довольно большую часть «Горизонта». На следующий год обмерную практику здесь планируется продолжать — размеры территории позволят это сделать еще нескольким курсам. Но уже в течение этого учебного года полученные данные будут использоваться в разработке первых проектов. На следующее лето будущие дизайнеры среды привезут их сюда, чтобы попробовать вынести свои предложения «в натуру», сделать на местности разбивку созданных в течение семестра планировок. О кое-каких задумках студентов и преподавателей удалось узнать уже сейчас.

«В нашу задачу не входит заменить уже существующие на базе «советские» здания, скучные прямые дорожки. Например, фасад административного здания — это просто прямоугольник с двумя рядами квадратных окон, розарий — в бетонных тротуарных поребриках, как в городе. Но на университетской базе должна быть какая-то особенная атмосфера! И нам пришло в голову, что, например, можно просто накрыть эти бетонные поребрики какими-то керамическими элементами, то есть преобразовать их «косметическим» способом. На юге совершенно другие климатические условия, которые позволяют, в отличие от наших мест, выставлять керамику на улицу. Можно позволить себе кашпо, вазоны, фигуры, керамическую облицовку: все это будет стоять, не разрушится от перепадов температур, — рассказывает Евгения Павловна. — А для обжига керамики можно даже сделать небольшие походные печи.  Поэтому мы решили во время будущих практик на базе часть занятий посвятить керамике. Ведь даже скучные фасады можно облицевать ею так, что они совершенно преобразятся».

На территории базы. Работа студентки Юлии Власюк

На территории базы. Работа студентки Юлии Власюк

Кроме того, ребята обнаружили на базе две стены, которые прекрасно подходят для росписи. В планах также сформировать удобный подход и оформление для существующей детской площадки. Но самое главное — за фасадами корпусов обнаружилась никем не тронутая и никак не благоустроенная территория — настоящий клад для молодого энергичного дизайнера.  «Там, где расположены выходы из галереи переходов между корпусами, можно организовать места для уединенного отдыха. Транзитная аллея остается перед фасадами, а здесь у каждого корпуса получится свой маленький дворик. И варианты этих двориков мы будем разрабатывать в качестве курсовых проектов. В результате может получиться анфилада дворов, «нанизанных» на одну дорожку, — поясняет преподаватель. — Всего таких двориков — четыре, значит, можно вынести «в натуру» одновременно четыре созданных студентами проекта, посмотреть их вместе, сравнить, оценить. Это очень полезно для нашей практики — ведь обычно нам приходится выносить проекты на объект поочередно».

Вид бухты. Работа студентки Любови Чуевой

Вид бухты. Работа студентки Любови Чуевой

В планах — спроектировать варианты оформления номеров, главным образом тех, которые предназначены для проживания студентов. Кстати, помимо базы «Горизонт» за две недели летней практики студенты-дизайнеры успели изучить и территорию еще одной черноморской университетской базы — «Ласточки», расположенной в 40 километрах от Ольгинки, у поселка Бжид в бухте Янал. «Там совсем другой пейзаж, больше похож на крымский, и нам было интересно проследить за этим изменением ландшафта. Совсем другая там и территория самой базы. Если «Горизонт» представляет собой благоустроенный, ровный участок, то этот участок рельефный, на склоне горы, а жилые комнаты расположены не в привычных корпусах, а в маленьких деревянных домиках «на курьих ножках». Они уже достаточно ветхие, так что мы поставили перед собой в череде будущих задач обмерить эту территорию и спроектировать для нее новые домики. Это тоже можно будет реализовать в рамках курсовых работ».

Южный пейзаж. Работа студентки Юлии Власюк

Южный пейзаж. Работа студентки Юлии Власюк

Судя уже по самым первым идеям, черноморские базы Университета вскоре смогут получить новую жизнь и новую перспективу для развития, одновременно став не только предметом учебного процесса, но и местом, где он непосредственно происходит. Впрочем, как считает руководитель программы «Дизайн среды», лучше всего о работе специалистов-дизайнеров говорят уже готовые проекты. «Сначала нужно начать что-то сделать, показать, что это хорошо. И только после этого придет и помощь, и сотрудничество, и поддержка. Этот процесс уже пошел, мы планируем его развивать и продолжать. И надеемся на встречное движение со стороны руководства Университета — к его пользе и нашему качественному росту!». Примечательно, что идеи дизайнеров среды уже на начальном этапе обладают способностью генерировать все новые и новые замыслы. Так, например, задумка начать заниматься керамикой на базе «Горизонт» подтолкнула преподавателей этой осенью к проведению первого Керамического симпозиума факультета искусств с участием студентов, выпускников, преподавателей СПбГУ, а также известных петербургских архитекторов, скульпторов и художников. Результатом симпозиума должна стать специальная выставка работ, объединенных общей темой «Петергоф. Гений места» у Домика мельника в Луговом парке Петергофа. Но это — уже другая история, подробнее о которой вы узнаете в одном из следующих номеров нашего журнала.

Татьяна Семме

 

Новости СПбГУ