В Австралию, где много диких кенгуру
Аспиранты кафедры зоологии позвоночных Карина Каренина и Андрей Гилев вернулись из Австралии, где в течение двух с половиной месяцев наблюдали за поведением кенгуру в условиях дикой природы. Тема их исследования — соотношение «правшей» и «левшей» среди сумчатых.
Мы уже писали об исследовании, которое ведут Карина Каренина и Андрей Гилев под руководством доцента кафедры зоологии позвоночных СПбГУ, кандидата биологических наук Егора Малашичева (журнал «Санкт-Петербургский университет» № 7 (3849) от 25 мая 2012 года).
Вкратце напомним тему их работы. Исследование заключается в изучении эволюционных предпосылок усиления моторной асимметрии в использовании конечностей, или «рукости» в разных группах животных. Иными словами, почему у одних животных функциональная асимметрия конечностей выражена сильнее, чем у других? Среди приматов наиболее ярко предпочтение одной конечности выражено у самого бипедального (передвигающегося на двух конечностях) вида — человека. А сумчатые оказались очень удобным объектом для изучения происхождения рукости, потому что в этой группе параллельно с плацентарными в ходе эволюции возник бипедализм. «Среди сумчатых есть все варианты, которые нас интересовали, — объясняет Егор Малашичев. Это: 1) виды, передвигающиеся на двух и на четырех ногах; 2) прыгающие на двух ногах (как кенгуру) и ходящие, попеременно переставляя лапы; 3) манипулирующие предметами и не манипулирующие; 4) наземные и древесные. Таким образом, мы могли изучить различные факторы в сравнительно-этологическом аспекте».
На момент подготовки того номера журнала аспиранты как раз отправились в Австралию, чтобы наблюдать кенгуру в условиях дикой природы, поскольку до этого исследования им приходилось проводить в зоопарках. Между тем известно, что поведение животных в дикой природе зачастую отличается от того, как они проявляют себя в неволе, нельзя исключить и различные формы стресса, которые могут влиять на проявления функциональной асимметрии. «К тому же, некоторые виды поведения в неволе невозможно наблюдать вообще, — отмечает Карина Каренина. — Например, на воле кенгуру часто одной лапой подтягивает к себе ветки деревьев, чтобы объедать молодые побеги. В неволе у них обычно нет такой возможности, а ведь именно такие нюансы помогают понять функциональное значение моторных предпочтений для жизни животных. Только проведя наблюдения за поведением животных в естественных условиях, мы можем быть уверены, что получаем неискажённые данные».
Этим летом аспиранты провели два с половиной месяца, наблюдая за кенгуру и валлаби в естественных условиях. Для поездки в Австралию они получили грант британского фонда Transglobe Expedition Trust, который поддерживает полевые исследования молодых ученых. Основную часть времени они провели в Австралийском штате Тасмания на острове Мария, вся территория которого является национальным парком. Наблюдали восточного серого кенгуру (этот вид раньше не входил в их исследование в зоопарках) и валлаби Беннетта. Чтобы отличать особей друг от друга, фотографировали их и составили огромный каталог (в нем около 1000 животных). «Как у людей отличаются лица, так и у кенгуру уникальный окрас головы, — поясняет Андрей Гилев. — Это позволяет нам идентифицировать животных на наших видеозаписях, объединять данные по одним и тем же особям за разные дни наблюдений и получать достаточно данных для выявления индивидуальных предпочтений». Днём исследователи проводили продолжительную видеосъёмку поведения животных и наблюдения с биноклем. Однако выбранные виды больше склонны к сумеречной и ночной активности. Поэтому после наступления темноты аспиранты отправлялись на поиски кенгуру и валлаби с фонарями. Обнаружив особь одного из исследуемых видов, они выключали фонари, чтобы не спугнуть животное, и дальше проводили видеосъёмку при помощи камеры с инфракрасным осветителем.
После острова Марии Карина и Андрей отправились в парк дикой природы Боноронг, где животные обитают в полувольных условиях — в огромных естественных вольерах: открытых огороженных пространствах с натуральной растительностью. «Там животные привыкли к людям, поэтому подпускают к себе на близкое расстояние, — поясняет Карина Каренина. — Наблюдения в Боноронге помогли собрать материал по особым видам поведения, которые сложно наблюдать в дикой природе: например, какой лапой пользуется детеныш, который еще сидит у мамы в сумке и только высовывается из нее. Эти данные по ранним проявления моторной асимметрии тоже очень важны». Наконец, петербургские исследователи поделились опытом с австралийскими коллегами – провели семинар в Университете Тасмании.
Теперь в распоряжении аспирантов — гигабайты видеозаписей из жизни кенгуру и валлаби, которые предстоит изучать и проводить статистический анализ: как часто то или иное действие животные выполняют определенной лапой, существуют ли предпочтения на индивидуальном и популяционном уровнях, влияет ли на асимметрию пол и возраст животных. «У нас есть осень и зима на анализ полученных данных и сравнение их с теми результатами, которые мы получили в зоопарках, — говорит Андрей Гилев. — Диссертацию мне предстоит защищать в конце 2013 года. Помимо успешного сбора материала для нашего исследования, мы получили уникальный опыт. В самом начале полевой работы с нами была специалист-эколог из Университета Тасмании, которая поделилась опытом проведения исследований на диких сумчатых, помогла нам освоить навыки наблюдений, поделилась секретами приближения к этим осторожным животным. Мы искренне благодарны тем, кто помогал нам во время нашей поездки, а также всем тем, кто оказывал нам поддержку здесь, в Университете. Это в первую очередь Егор Борисович Малашичев и Геннадий Олегович Черепанов».
Елизавета Благодатова