Главная » Культура

Польский джаз: услышать музыку глазами

С 28 июня по 28 июля в Санкт-Петербургской филармонии джазовой музыки прошла выставка фотографий Сергея Ушакова «Польский джаз глазами петербургского фотографа».

Сергей Ушаков, фотограф

Сергей Ушаков, фотограф

Читатели журнала «Санкт-Петербургский университет» хорошо знакомы с творчеством Сергея Ушакова, но постоянным посетителям Государственной филармонии джазовой музыки он известен и с другой стороны. Уже много лет одной из его излюбленных моделей является джаз, а точнее — люди, которые джаз исполняют, талантливые музыканты и вокалисты. Так получилось, что со временем в коллекции автора скопилось немало фотографий, посвященных именно польским музыкантам. Узнав об этом, директор Польского института в Санкт-Петербурге Цезары Карпиньски предложил содействие в организации выставки, чтобы увидеть лица польского джаза смогли и российские поклонники этой музыки.

«Одна из главных задач Польского института в Санкт-Петербурге — показать в России полную палитру польской культуры. Это и музыка — как классическая, так и современная, и даже альтернативная, кино, литература, — рассказал заместитель директора Польского института в Санкт-Петербурге Збигнев Пиотровский. — Но, в отличие от других направлений культуры и искусства, музыка не нуждается в переводе, и поэтому с ней знакомить российских слушателей легче всего. Музыка — самый простой и непосредственный способ поделиться с петербуржцами теми эмоциями, что дарит творческая среда в Польше. Тем более что и сам Петербург очень музыкальный город».

Адам Макович (фортепиано)

Адам Макович (фортепиано)

По традиции, наиболее музыкален Петербург именно летом, когда, в частности, Джазовая филармония проводит всемирно известный фестиваль «Свинг белой ночи», куда съезжаются музыканты со всего мира. Поэтому и сама выставка фотографий, посвященных польскому джазу, прошла в стенах филармонии, и ее открытие совпало с первым концертом фестивальной программы. На котором, кстати, и выступили польские музыканты  Трио под руководством Петра Бискупского, известного польского джазиста-ударника, лауреата многочисленных джазовых конкурсов, преподавателя классов ударных инструментов в Лодзинской музыкальной академии. Кстати, джаз настолько популярен в Польше, что специальные образовательные программы по этому направлению существуют практически во всех музыкальных учебных заведениях, и даже в таких крупных университетах, как Варшавский, есть факультет джазовой музыки. Сегодня джаз — неотъемлемая часть польской культуры, музыка, звучащая в многочисленных клубах, музыка для отдыха, общения, музыка для жизни.

«Джаз — это музыка свободы, а всем, кто знает историю Польши, понятно, что значит это слово для нашей страны, — сказал Петр Бискупски на открытии выставки. — Я думаю, именно поэтому джаз так популярен у нас, и так много молодых людей стремятся играть джаз».

Лена Ледофф (фортепиано)

Лена Ледофф (фортепиано)

История джаза в Польше непроста и даже драматична, она во многом перекликается с историей этого мужественного, немало испытавшего, но по-прежнему свободолюбивого народа. Джаз пришел в Польшу после Второй мировой войны, но уже в 50-х годах подвергся жесткому осуждению коммунистических идеологов. Но, как часто и бывает при особенно жестких запретах, это лишь способствовало увеличению числа поклонников джазовой музыки. И уже в 1956 году в стране прошел первый джазовый международный фестиваль. Сейчас он известен в мире как Jazz Jamboree, и по праву считается старейшим фестивалем джаза в Европе. В ноябре 2011 года Сергею Ушакову удалось побывать на этом фестивале. Часть этих фотографий, наряду с теми, что были сделаны на гастролях польских музыкантов в Петербурге, заняли свое почетное место на выставке «Польский джаз глазами петербургского фотографа».

Благодаря ей, зрители смогли составить впечатление об этом наиболее ярком проявлении современной польской культуры. Адам Макович, Лешек Можджер, Артур Дуткевич, Лена Ледофф, Богдан Холовня, Филип Войцеховский, Юрек Ягода, Бартоломей «Брат» Олеш, Марцин Олеш, Влодзимеж Нахорны, солисты ансамблей «Кроке», «Affabre Concinui», «Atom String Quartet» — признанные мэтры польской музыки, хорошо известные как в самой стране, так и за ее пределами.

Лешек Можджер (фортепиано)

Лешек Можджер (фортепиано)

«Если российский зритель часто только знакомится с ними, то польскому зрителю эти музыканты давно знакомы, и, приходя на выставку, он словно заново навещает их, — отметил Збигнев Пиотровский. — Фестиваль «Свинг белой ночи» — хороший повод для того, чтобы их представить, показать не только тех, кто сегодня играет не сцене Филармонии, но и тех, кто играл здесь раньше. Например, когда я сам увидел эти фотографии, то словно «отмотал» время назад, когда музыканты выступали в этих стенах, и это было очень приятно».

Эти черно-белые портреты запечатлели не просто лица музыкантов и вокалистов, а именно то, порой неуловимое и не достижимое даже в непосредственном «живом» исполнении состояние, которое издавна зовется «духом музыки». В Филармонии джазовой музыки в Санкт-Петербурге, в Эрмитажном театре, в баре «Tygmont» на Мазовецкой, в Дворце культуры в Калише — где бы ни выступали музыканты, их вдохновенные лица лучше многих и многих слов могут рассказать и о самой музыке, и о ее истории, и даже о публике, притихшей в зале.

Не случайно эпиграфом к выставке Сергей Ушаков выбрал слова знаменитого джазового фотографа Уильяма Клакстона: «Интернациональные языки джаза и фотографии не требуют специального образования или особой мудрости, чтобы ими наслаждаться. Я лишь прошу: слушайте музыку глазами». Как считает сам петербургский фотограф, польский джаз «говорит» на том же международном языке, что и любой другой, но при этом обладает своей неповторимой индивидуальностью, свое- образным «акцентом».

«Я думаю, во многом этим акцентом польский джаз обязан постоянному обращению польских джазовых музыкантов к национальной музыкальной классике, высокой музыкальной культуре, — подчеркнул Сергей Ушаков. — Например, многие музыканты, такие, как Лешек Можджер, виртуозно исполняют Шопена, бережно хранят музыкальное наследие великого композитора для грядущих польских поколений. И в то же время, польские музыканты, пожалуй, чуть ли не самые яркие и авангардные, они с удовольствием вливаются в самые смелые джазовые тенденции».

Можно ли этот «польский джазовый акцент» не только услышать, но и — как говорил Уильям Клакстон — увидеть?

«О, безусловно! — убежден Збигнев Пиотровский. — В этих кадрах запечатлены эмоции, которые испытывались музыкантами и слушателями. Это эмоции, которые сопровождают музыку, сам этот процесс творения чего-то по-настоящему прекрасного!»

Татьяна Семме

Фото: Сергей Ушаков

ПОДПИСИ К ФОТО:

Сергей Ушаков, фотограф

Адам Макович (фортепиано)

Лена Ледофф (фортепиано)

Лешек Можджер (фортепиано)

Новости СПбГУ