Главная » Тема номера

Наука и опыт защитят историческое наследие

В апреле в Петербурге прошла вторая международная научно-практическая конференция, посвященная теме «Музей под открытым небом. Проблемы сохранения памятников из камня и бронзы». Соорганизаторами мероприятия выступили Комитет по культуре Санкт-Петербурга, Государственный музей городской скульптуры, Санкт-Петербургское общество естествоиспытателей и Санкт-Петербургский университет.

Университет — идейный вдохновитель собрания неравнодушного сообщества с целью обсуждения одной из важнейших проблем современности — стал и основной площадкой для открытия конференции и первого дня заседаний. На территории Петродворцового учебно-научного комплекса СПбГУ, во дворце герцога Лейхтенбергского в усадьбе «Сергиевка», где много лет работают сотрудники Биологического научно-исследовательского института, собрались ученые-биологи, геологи, физики, химики, искусствоведы, реставраторы, архитекторы и другие специалисты. Основными темами докладов и дискуссий стали проблемы сохранения произведений искусства, которые находятся в экспозиции на открытом воздухе — памятники архитектуры, городские скульптуры и композиции, ценные барельефы, мемориалы, некрополи и старинные кладбища.

Гостеприимный дворец герцога Лейхтенбергского встретил участников конференции
Гостеприимный дворец герцога Лейхтенбергского встретил участников конференции

«Сколько уже сделано вами и вашими предшественниками для того, чтобы сохранить наш город! И сейчас больше всего вам нужны надежда, вера и уверенность в своих силах, — отметила, обращаясь к участникам конференции, начальник отдела культурно-исторического наследия Комитета по культуре Санкт-Петербурга Яна Викторовна Седельникова. — Комитет по культуре благодарит Университет, Музей городской скульптуры и гостей, которые приехали к нам из других городов и стран. Такое большое количество интересных вопросов вам предстоит обсудить, столько опыта перенять! А наш Комитет будет и дальше помогать вам осуществлять на практике результаты этой научной работы».

«Когда обычно встречаешься по такому вопросу, как сохранение памятников, становится грустно — неизбежно узнаешь о том, что что-то разрушается, что-то ломается. А тут можно только порадоваться, что собралось столько специалистов, которые сохраняют, созидают, строят, реставрируют. Это замечательно, что так много людей стараются сохранить наше историческое наследие», — подчеркнул директор Государственного музея городской скульптуры Владимир Николаевич Тимофеев.

Торжественный момент снятия драпировки
Торжественный момент снятия драпировки

Не только ученым и специалистам, но и всем небезразличным к нашему культурному наследию горожанам уже давно очевидно, насколько негативно сказываются на состоянии памятников условия нашего недоброго северного климата, загрязненная атмосфера современного мегаполиса, небрежный уход и вандализм. Оценить масштаб проблемы, обобщить опыт ее решения, найти оптимальные пути и спрогнозировать возможные тенденции в формате разносторонней научно-практической конференции в нашем городе впервые решили два года назад. Петербургский университет стал одним из основных инициаторов мероприятия совсем не случайно — долгие годы сохранение памятников является важным направлением научной работы многих его сотрудников.

«В университете еще в начале XX века были сформированы истоки научных школ, которые позволяли серьезнейшим образом изучать природу камня, повреждения его структуры, способы его защиты, что стало хорошей основой для практической работы по сохранению памятников Петербурга, системы его государственных музеев-заповедников и многих других заповедных территорий, — отметил профессор биолого-почвенного факультета СПбГУ, Дмитрий Владимирович Осипов. — В частности, на биолого-почвенном факультете своевременно начали разрабатывать фундаментальные подходы к такой серьезнейшей проблеме, как биологические основы повреждения камня. Совместно с биологами и геологами Университета созданы новейшие высокотехнологичные способы защиты — например, тончайшая нанопленка, обеспечивающая выделение активного кислорода.

Восстановленная Немезида
Восстановленная Немезида

Кроме того, Петербургский университет совместно с другими научными учреждениями разработал уникальную компьютерную программу мониторинга состояния памятников, имеющих огромную ценность для нашего города. Это позволит проводить целенаправленную работу по борьбе с разрушением камня, справиться с которым эпизодическими, одноактными действиями практически невозможно».

По результатам первой конференции была подготовлена и издана коллективная монография под названием «Скульптура ХVIII–ХIХ веков на открытом воздухе. Проблемы сохранения и экспонирования» (СПб, 2010 г.), вызвавшая большой интерес и ставшая весьма полезной специалистам в защите культурного наследия. Это подтвердило плодотворность главной идеи мероприятия — соединить знания ведущих реставраторов-практиков и ученых-исследователей. Совре­менные научные разработки и научная база в охране памятников от разрушения и их воссоздании сегодня просто необходимы — это осознали не только в России, но и в Европе и во всем мире. В частности, на этот раз интерес к встрече проявили коллеги из близких к нам Латвии и Украины. Вполне вероятно, что география участников по мере развития конференции будет и дальше расширяться. Впрочем, иногородних гостей притягивает не только тематика, но и сама атмосфера места, где проходят обсуждения. Среди работников культуры Сергиевка давно известна не только как усадьба по соседству со всемирно известным природным и историческим заповедником Петергофа — Ораниенбаума, но и как место, где эффективно ведется непосредственная, очень активная работа по поиску и воссозданию, казалось бы, навсегда утраченных бесценных произведений искусства.

Воссоздание Немезиды

Читатели журнала «Санкт-Петербургский университет» уже знакомы с по-настоящему захватывающими историями успешного поиска, атрибуции и реконструкции скульптур, которые в былые времена украшали дворец герцога Лейхтенбергского, но на протяжении долгих лет считались навсегда исчезнувшими и были неизвестны широкому кругу любителей искусства. Благодаря энтузиазму профессора Осипова, а также искусствоведов и реставраторов музеев Петербурга, эти удивительные находки вновь заняли достойное место в российской и мировой культуре. Так, например, бронзовая статуя «Венера, снимающая сандалию» работы скульптора Ивана Петровича Витали теперь украшает парадный зал во дворце Сергиевки. В день открытия конференции «Музей под открытым небом. Проблемы сохранения памятников из камня и бронзы» состоялось торжественная презентация еще одной находки ученого — мраморной статуи Немезиды, созданной в 1846 году и некогда украшавшей южный фасад дворца герцога Лейхтенбергского. После Великой Отечественной войны удалось найти только обожженную взрывом голову статуи — остальные части считались пропавшими. И лишь несколько лет назад при проведении работ по благоустройству в усадьбе Сергиевка были обнаружены остальные фрагменты, которые удалось атрибутировать как составляющие статуи Немезиды! Это открытие не могло оставить равнодушными реставраторов Государственного Русского музея, с которыми Дмитрий Осипов давно сотрудничает. Решено было восстановить статую на безвозмездной основе, и теперь она заняла свое место в одном зале с бронзовой Венерой.

Фрагменты статуи Немезиды до реставрации
Фрагменты статуи Немезиды до реставрации

«Дмитрий Владимирович еще в 2008 году представил нам фрагменты статуи, которые он атрибутировал как части скульптуры «Немезида».На фрагментах было очень много повреждений, сколов, разрушено основание, на которое опиралась скульптура, отсутствовали предплечья. Во время войны статуя оставалась у южного фасада дворца, и по фотографии 1943 года можно сделать вывод, что голова была отбита в результате разрыва снаряда», — рассказал  художник-реставратор Государственного Русского музея Павел Андреевич Лазарев. Благодаря обнаруженным в архивах профессором Осиповым фотографиям, а также рисунку 1943 года студента Училища имени Репина, участвовавшего в сражениях под Петергофом, выяснилось, что некоторое время статуя стояла у дворца уже обезглавленной. Но эти материалы помогли реставраторам представить облик скульптуры до окончательного разрушения.

В процессе восстановления изваяния его очистили специальными мягкими материалами, что позволило убрать большинство загрязнений, кроме черных следов ожога на мраморной поверхности. Поверхности разлома найденных фрагментов статуи идеально совпали, что облегчило соединение фрагментов. Но перед реставраторами встала другая задача — чем заменить разрушенный постамент? «Благодаря работе сотрудника кафедры молекулярной спектроскопии физического факультета СПбГУ Владимира Васильевича Берцева были изготовлены латунная пластина и стержни из нержавеющей стали, которые позволили сделать основание для статуи. Использование такой опорной конструкции дало возможность  надежно установить собранную статую без дополнительных реставрационных рисков. Нижняя часть, заменившая постамент, получилась довольно условной, но восполняет утраченный объем. В результате проведенных работ удалось остановить разрушение и повреждение поверхности, укрепить ее», — пояснил Павел Лазарев.

Увидеть результаты работы реставраторов теперь смогут все гости дворца герцога Лейхтенбергского. Как подчеркнул Дмитрий Осипов, те, кто принимал участие в восстановлении статуи, решили не маскировать видимые следы разломов и ран, нанесенных скульптуре богини. Темные пятна ожогов, линии раскола, глубокая вмятина на мраморной спине от выстрела, на которые невозможно смотреть без горечи и боли — всё это часть трагической истории статуи. Лучше любых слов они свидетельствуют о том, в какой опасности могут находиться прекрасные произведения искусства, в какой охране и защите от жестокого меняющегося мира, в потоке глобальной инфляции и кризиса цивилизации, они нуждаются.

Европейские мемориалы — величественность и беззащитность

Статуя Немезиды теперь займет свое место внутри дворца герцога Лейхтенбергского, и может не опасаться негативного влияния внешних условий. Но, к сожалению, обеспечить такую защиту всему архитектурному и скульптурному на­следию даже в масштабах одного города невозможно. Необходимость существования музея под открытым небом требует принципиально новых средств обеспечения сохранности памятников. Поэтому в ходе конференции 12 и 13 апреля ученые обратили особое внимание на обсуждение таких тем, как «Мониторинг состояния памятников на открытом воздухе: новые методы и подходы», «Влияние воздушной среды на состояние памятников», «Выветривание камня в городской среде», «Организация реставрации и текущего ухода за памятниками в условиях открытого воздуха»,  «Новые методы защиты  памятников от негативного влияния окружающей среды» и другие.

Наряду со старинными зданиями и городскими памятниками, весьма уязвимыми сегодня являются такие заповедные места культурного наследия, как некрополи, мемориалы и кладбища — ведь именно здесь, как правило, на огромной площади сосредотачивается множество скульптурных изваяний, барельефов и других произведений искусства, порой подлинных шедевров скульптурного мастерства. Одним из таких мест является Лычаковский некрополь во Львове (Украина), о котором рассказала кандидат геолого-минералогических наук, доцент Львовского национального университета имени Ивана Франко Ульяна Борняк. Основанный в 1786 году, Лычаковский некрополь представляет собой собрание около 2000 гробниц, более 500 скульптур и барельефов. За некоторыми из них и по сей день ухаживают потомки захороненных — известных исторических деятелей, знатных и богатых вельмож Королевства Галичина, и даже реставрируют надгробия и склепы за свой счет. Но многие памятники сейчас серьезно страдают от патины, которая образуется на известковых изваяниях под воздействием осадков и городской атмосферы, порой непоправимо меняя внешний вид и способствуя разрушению реликвий. Ульяна Борняк рассказала, как украинские ученые и реставраторы пытаются решить эту проблему.

Интереснейшим опытом в этой сфере с петербургскими коллегами поделились представители делегации из Риги, которые в нескольких докладах представили работу по сохранению одного из первых в Европе обширных воинских мемориалов — Рижского братского кладбища, вошедшего некогда в книгу «100 знаменитых культурных объектов Российской царской империи». Как рассказал директор Рижского Агентства памятников Гунтис Гайлитис, первые три могилы солдат Российской царской империи появились здесь в ходе Первой мировой войны в 1915 году. Затем в этом тихом месте под Ригой, рядом с лесом, появился огромный мемориал с несколькими тысячами могил погибших воинов. Здесь лежат латыши и русские, принявшие участие в революционных событиях 1917 года, борьбе за независимость Латвии, солдаты, погибшие во Второй мировой войне. Основным материалом для создания ограды, памятников и скульптурных групп архитектор Андрейс Зейдакс выбрал популярный в то время в Европе пористый известковый туф, казавшийся перспективным в то время по ряду соображений, но, к сожалению, весьма нестойкий. Спустя почти столетие со времени основания перед сотрудниками мемориала, реставраторами и архитекторами встала нелегкая задача — как восстановить и сохранить Рижское братское кладбище для дальнейших поколений. К сожалению, отметили специалисты, до сих пор уход за мемориалом и реставрация его составляющих велись фрагментарно и нерегулярно, основываясь, скорее, не на необходимости, а на политических и идеологических веяниях.

Еще раз об известковом туфе

Иво Граудумс, главный реставратор Рижского Агентства памятников и архитектор Лаймонис Шмитс рассказали участникам конференции о своем опыте работы на Рижском братском кладбище по восстановлению и сохранению такого материала, как известковый туф. Были выявлены основные причины разрушения монументов: биологическое обрастание камня; окисление соединений железа — окрашивание камня в «ржавый» цвет из-за использования анкеров из ржавеющего металла; применение при строительстве туфа низкого качества; естественная эрозия горных пород; конструктивные деформации из-за инженерных и конструктивных ошибок, допущенных при кладке.

Достояние усадьбы Сергиевка — статуя «Венера, снимающая сандалию»
Достояние усадьбы Сергиевка — статуя «Венера, снимающая сандалию»

«Скульптура и архитектурные конструкции из известкового туфа в результате биологических процессов начинают разрушаться уже через 50–100 лет, а его реставрация — очень сложный процесс, в ходе которого может изменяться внешний облик объекта. Поэтому применение новых методик должно быть продумано, чтобы не повредить оригинальность камня и сохранить его внешний вид», — подчеркнул Иво Граудумс. Начиная с 1996 года, такие методики разрабатывают ученые Латвийского технического университета. Современные реставрационные работы включают в себя очистку, опреснение, укрепление структуры камня, перекладку стен и конструкций, прогнозирование разрушения известкового туфа. Реставраторы стремятся максимально сохранить состав материалов, примененных когда-то при строительстве мемориалов, но некоторые актуальные новшества сегодня необходимы — например, бетонирование внутренних пустот несущих стен, выравнивание поверхностей, использование креплений из нержавеющей стали.

Эти вопросы хорошо известны и петербургским исследователям и реставраторам. В частности, декор одного из самых знаменитых памятников архитектуры Петербурга — Казанского кафедрального собора — также выполнен из известкового туфа. Доктор геолого-минералогических наук, профессор СПбГУ Андрей Глебович Булах представил результаты исследования реставрационных работ, проводившихся в соборе совсем недавно, в 2011 году, и приуроченных к 200-летию освящения храма. Интересно, что на протяжении истории храма (в частности, при реставрации в 1951–1953 и 1965 годах) применялись самые разные методики восстановления и ухода за его стенами и колоннами. При прошлогодней реставрации следы этих работ оказались видны исследователям. Вопрос об эффективности последней реставрации, несмотря на большой объем выделенных средств, остается довольно спорным. Так, например, был применен такой способ очистки, как пескоструйная, которая, по мнению многих реставраторов, вредит камню. Кроме того, часть колонн была покрыта известковым раствором, который закрыл уникальную пористую структуру туфа, чего, как заметил ученый, не делают в той же Европе. Впереди еще одна памятная дата — 200 лет победы России над наполеоновской армией, отметил Андрей Глебович, а это значит, что работы по реставрации Казанского собора будут продолжаться. Поэтому сейчас задача специалистов — подготовить, на основе прошлого опыта, наиболее оптимальные методы по приведению в порядок знаменитого православного храма — символа величия Российского государства и его победы над французскими завоевателями.

Инновационные технологии для памятников старины

Результаты своих исследований на конференции представили такие известные ученые СПбГУ, как доктор геолого-минералогических наук, профессор Ольга Викторовна Франк-Каменецкая и доктор биологических наук, профессор Дмитрий Юрьевич Власов. Ольга Викторовна, автор фундаментальных исследований в сфере защиты изваяний, инициатор создания и разработчик уникальной электронной базы данных по состоянию скульптурных памятников Санкт-Петербурга, на этот раз представила доклад, посвященный изучению особенностей патинообразования на поверхности скульптур из бронзы. Для Петербурга это особенно сложная проблема — ведь многие годы у нас, в отличие, например, от городов Европы, памятники очищали от патины химическим способом, разрушая при этом и ту «благородную» пленку соединений, которая, образуясь с течением времени на бронзе, предохраняет ее от разрушений. Таким образом, на петербургских памятниках «благородная патина» за последние несколько десятилетий уступила место «дикой», которая образуется под влиянием агрессивной городской среды, автомобильных выхлопных газов и других губительных воздействий. Для решения этой проблемы нужны современные высокотехнологичные методы.

Профессор Дмитрий Юрьевич Власов в докладе на тему «Новые подходы к мониторингу биопо­вреждений скульптурных памятников на открытом воздухе» рассказал о продолжении работы в области изучения методов защиты скульптур от разрушительного воздействия биологического обрастания. Эффективность применяемых методов напрямую зависит от точности выявления состава и структуры опасных «биоразрушителей». Но так как под воздействием агрессивной городской среды эти формы жизни становятся все более устойчивыми к различным методам защиты, необходима своевременная и тщательная оценка состояния памятников.

Дмитрий Осипов рассказал заинтересованным слушателям об еще одной своей удивительной находке — утраченной фонтанной системе усадьбы «Сергиевка», с которой также знакомы читатели нашего журнала.  До недавних пор об этой фонтанной системе было крайне мало известно даже специалистам по истории Петергофа. Тем не менее найденный фотоархив и проектные документы архитектора усадьбы Андрея Штакеншнейдера, а также некоторые натуральные изыскания дают возможность познакомиться с этим, к сожалению, невосстановимым архитектурным решением усадебного ландшафта.

Впрочем, угрозу грядущей потери многих памятников архитектуры смягчает уверенность в том, что существующие и сохраненные реликвии смогут остаться доступными нашим потомкам. Подтверждением подобной уверенности служат представленные инновационные разработки, в том числе лазерное 3D-сканирование памятников и монументов с последующим созданием их трехмерной модели. Это дает возможность не только вести мониторинг за состоянием произведения искусства, оценивать повреждения и разрабатывать планы реставрации, но и каталогизировать объекты исторического наследия в современных компьютерных программах. Продолжая начатый на предыдущей конференции в марте 2010 года разговор на эту тему, кандидат технических наук, доцент Санкт-Петербургского государственного электротехнического университета (ЛЭТИ) Вадим Александрович Парфенов представил серьезные обоснования по вопросу о точности этого метода. «Более широкое распространение этой техники в деле исследования и сохранения памятников зависит от качества проведения этой операции, оборудования и квалификации специалистов. Так, точность сканирования зависит от технических характеристик прибора, а качество создания 3D-модели — от профессионализма программиста-обработчика», — заметил Вадим Парфенов.

Владимир Петрович Чели­банов, кандидат химических наук, генеральный директор Российского приборостроительного предприятия «ОПТЭК», представил разработанную им и его коллегами систему оценки качества воздушной среды. Она позволит выявлять и контролировать содержание специфических загрязнений, не только опасных для здоровья людей и живой природы, но и разрушительно действующих на городскую скульптуру.

Второй день конференции прошел на территории Государственного музея городской скульптуры, по инициативе и при поддержке его главного хранителя Веры Валентиновны  Рытиковой. Здесь своим опытом в охране памятников поделились сотрудники музеев и хранители фондов заповедников «Петергоф», «Гатчина», Летнего сада, Государственного Русского музея, московской усадьбы «Кусково». 14 апреля рижские гости Петербурга смогли посетить Пискаревское мемориальное кладбище и познакомиться с опытом и проблемами сохранения мемориала.

Участники конференции подтвердили, что по результатам их работы должна появиться еще одна коллективная монография, которая станет серьезным подспорьем для исследователей и реставраторов в их дальнейшей профессиональной деятельности.

Татьяна Семме

Фото: Георгий Федоровский

 

Новости СПбГУ