Дизайнеры СПбГУ готовятся к работе в музеях
В СПбГУ в рамках образовательной программы по направлениям «Графический дизайн» и «Дизайн среды» для студентов 4 курса бакалавриата и 1 курса магистратуры, проходит спецкурс «Музейный дизайн» — совместный проект кафедры дизайна и Петербургского благотворительного фонда культуры и искусства «ПРО АРТЕ».
Деятельность фонда «ПРО АРТЕ», существующего в Петербурге более 13 лет, направлена на изучение и поддержку явлений культуры XX–XXI веков, обучение в этой сфере, посредничество при объединении различных институтов для реализации культурных инициатив, проектов и программ, организацию лекций, семинаров, конференций, выставок, фестивалей. В поле зрения сотрудников фонда — современное искусство, современная архитектура, современная академическая музыка, а также всё, что помогает им сегодня существовать и развиваться. Проекты фонда «ПРО АРТЕ» реализуются в партнерстве с ведущими учреждениями культуры Петербурга, такими как Государственный Эрмитаж, Государственный Русский музей, Санкт-Петербургская филармония, с европейскими музеями и университетами. Одним из самых значимых проектов фонда стал популярный ежегодный фестиваль «Современное искусство в традиционном музее». Задолго до появления других городских музейных фестивалей «ПРО АРТЕ» первыми пригласили зрителя в небольшие музейные собрания, запустили бесплатные «музейные» автобусы, организовали фестивальную волонтерскую службу.
Музеи в поиске своего художника
Сотрудничество преподавателей кафедры дизайна и руководителей фонда ведется довольно давно — еще начиная с 2000 года. Студенты СПбГУ посещают выставки и другие мероприятия, организованные фондом, некоторые смогли пройти небольшой курс дополнительного обучения, в результате которого подготовили магистерские диссертации. Как вспоминает сегодня заведующая кафедрой дизайна факультета искусств СПбГУ Ксения Григорьевна Позднякова, при обсуждении современных проблем дизайна в беседе с директором фонда «ПРО АРТЕ» Еленой Федоровной Коловской выяснилось, что сейчас одной из самых насущных проблем музеев Петербурга и России в целом является недостаток грамотных, хорошо подготовленных музейных художников-дизайнеров. В фонде, который много лет поддерживает партнерские и просто дружеские отношения с большинством городских музеев, об этой проблеме знают не понаслышке.
«Дело в том, что у нас в стране еще совсем недавно музеи развивались по-другому, чем за рубежом, при организации работы ставились другие акценты, в том числе идеологические, — поясняет Елена Коловская. — А сегодня перед музеями стоит задача в первую очередь привлечь посетителей, отвлечь их от торгово-развлекательных галерей, 3D-кинотеатров. Музей должен себя правильно представить, и для этого ему необходимо сотрудничать с художниками-дизайнерами, способными работать и с постоянной музейной экспозицией, и готовить временные выставки, и делать графическое сопровождение — каталоги, буклеты, афиши, музейные билеты, экспликации пояснительных текстов, этикетки. И в целом, создавать единое сквозное дизайнерское решение, узнаваемый стиль конкретного музея. Сейчас ситуация складывается так, что у музеев есть возможность работать с молодыми художниками-дизайнерами, есть на это средства, но нет контакта с этими художниками. С другой стороны, дизайнеров-художников выпускают многие вузы, но отдельной специализации по музейному дизайну в высшей школе Петербурга, в отличие от, например, европейских университетов, пока нет. Мы нередко выступаем в качестве посредников, и в этот раз решили стать связующей силой контакта между музеями и будущими молодыми специалистами».
«Эту проблему нельзя решить умозрительной ориентацией выпускников, и просто направить их после получения дипломов в музей. Для нас стало очевидно, что обычный выпускник отделения графического дизайна или дизайна среды, который не сталкивался с музейной проблематикой, не получил теоретическую базу по этому вопросу, не сможет сразу начать работать в этой сфере», — отмечает Ксения Позднякова. Необходимость для университета и фонда создать совместный проект, помимо общего интереса — дать студентам настоящую, конкретную профессию, была обусловлена и практическими причинами. Несмотря на то что фонд постоянно организует целый ряд учебных программ — для молодых художников, для журналистов, пишущих о культуре и других — как благотворительная организация, он не может выдавать дипломы и сертификаты, свидетельствующие о повышении образования. Так, было решено в течение 2010-2011 учебного года организовать для студентов СПбГУ первый пробный спецкурс по теме «Музейный дизайн».
От этикеток до выставок
Первый год программы осуществлялся на благотворительной основе, — сотрудники музеев и профессиональные дизайнеры преподавали в качестве волонтеров, так как хорошо знакомы с проблемой музейного дизайна. В 2011 году эта программа получила грант VIII конкурса музейных проектов «Меняющийся музей в меняющемся мире», который проводит Благотворительный фонд В.Потанина. Это позволило фонду «ПРО АРТЕ» получить средства для гонораров преподавателям и, таким образом, продолжить проект. Благодаря энтузиазму и авторитету фонда «ПРО АРТЕ», к проекту удалось привлечь таких партнеров, как Музей А.А.Ахматовой в Фонтанном доме, Государственный Эрмитаж, Государственный музей истории Санкт-Петербурга, Центральный музей связи имени А.С.Попова.
Учебная программа спецкурса состоит из трех частей — лекций, которые ведут сотрудники музеев, практикующие работу с ними дизайнеры, специалисты в музейном дизайне (в том числе и зарубежные), практические занятия, а также непосредственное знакомство со спецификой предмета во время экскурсий в музей. Причем, как подчеркивает координатор программ фонда «ПРО АРТЕ» Наталья Хвоенкова, при этих визитах студентов сопровождают не экскурсоводы, а именно те люди, которые работают над созданием экспозиции, научные сотрудники, директора музеев. «Музейный дизайнер, работающий с этим конкретным музеем, показывает свою работу, обращает внимание на то, как это сделано», — говорит Наталья.
Во время лекций студенты знакомятся со всеми составляющими музейного дизайна — инфографикой, то есть информационным сопровождением выставки (афиши, буклеты, пригласительные билеты, а также таблички, указатели, экспликация текста об экспозиции или музее), с дизайном самого представления экспонатов, который подразделяется на дизайн временной выставки и постоянной музейной экспозиции. Например, как поясняет Наталья Хвоенкова, дизайн временной выставки может быть более смелым, экстравагантным, а музейная экспозиция в большей степени должна отвечать духу музея, должна быть рассчитана как минимум на несколько лет.
Специально подготовленная учебная программа в прошлом учебном году включала в себя, к примеру, лекции «Превращение немузейного здания в музей» архитектора Олега Явейна, «Постоянные экспозиции и временные выставки» заместителя директора по научной работе Государственного музея истории Санкт-Петербурга Юлии Демиденко, занятия «Приспособление исторического здания дворца к новым функциям научно-технического музея» в Музее связи имени А.С.Попова, «Классическая музейная экспозиция» на примере античных залов Эрмитажа. В этом учебном году в программу вошли вводный цикл лекций «Интерпретация публичного пространства музея» заведующего сектором информационно-образовательного содержания деятельности Российского центра музейной педагогики и детского творчества ГРМ Алексея Бойко, занятие «Инфографика в музее», лекция «Обучение креативных работников» профессора Института искусства и дизайна Университета Алваро Аалто (Хельсинки) Марьо Мяэнпяа, занятие «Детская музейная выставка» на выставке-игре «Чудо-дерево» в Музее Анны Ахматовой и многое другое.
«Благодаря этим уникальным лекциям наши студенты, помимо теоретического введения в проблематику музейного дизайна, получают огромный багаж знаний, богатейший культурологический опыт. Это дает им дополнительные знания по истории искусств, истории культуры Санкт-Петербурга, музееведению», — подчеркивает Ксения Позднякова. Стоит отметить, что практические занятия предусматривают выполнение студентами конкретных задач, поставленных музеями. Например, в Музее Анны Ахматовой студенты работали над дизайном афиши временной и постоянной экспозиции, готовили комплект этикетажа и экспликации для выставки «Сергей Довлатов. К 70-летию со дня рождения». В Эрмитаже ребята выполняли учебное задание по дизайну афиши выставки Энтони Гормли «Во весь рост», готовили дизайн-проект временной выставки «Котомания» в Музее истории Санкт-Петербурга. В качестве дополнительного задания студенты работали также над такими проектами, как выставка-игра из цикла «Рождество в Фонтанном Доме» — «Караван сказок», интерактивная выставка для детей и взрослых «Скелеты в шкафах» в Музее Анны Ахматовой, выставка «Мейлартиссимо» в Центральном музее связи имени А.С.Попова.
В спорах рождается истина
Очень важно, что после выполнения все студенческие работы подробно разбираются и анализируются экспертами-профессионалами. Специалисты ставят задачу воспитать в молодых дизайнерах осознание того, что художник в музее работает, в первую очередь, для зрителя — облегчает посетителю навигацию по музею, в ярких образах доносит идею выставки, соединяет эстетику с комфортом и практичностью. «Студенческие работы очень часто являются авторским самовыражением. Но музейный дизайн тем и сложен, что он требует внимания именно к музею, а не просто чистого дизайна, — подчеркивает Наталья Хвоенкова. — Рекламируя коммерческий продукт, мы можем представить его заново, но в музее это невозможно, к музейным проектам нужно очень бережно относиться».
Именно поэтому процесс диалога между музеями и студентами не всегда бывает гладким, говорит Елена Коловская, и обсуждение часто проходит в бурных дискуссиях — ведь многие студенты не привыкли, чтобы их работы так пристально разбирались, а музеям не просто находить общий язык с дизайнерами. «Но это обсуждение вносит ту необходимую «отрезвляющую» струю, которая помогает думать в первую очередь о посетителях, формирует обратную связь, дающую возможность слышать и понимать друг друга. Студенты при этом учатся защищать, отстаивать свою точку зрения, получают опыт внешней экспертизы, учатся работать с заказчиком, находить консенсус — отстоять свою идею и учесть пожелания и специфику музея».
«В этом году, в отличие от прошлого, мы проводили также встречи-семинары с преподавателями кафедры дизайна, руководителями курсовых проектов студентов. Они также посещали лекции по музейному дизайну, уточняли технические задания от музеев, — рассказывает Ксения Позднякова. — Проблема коммуникации очень важна — дизайнер, который работает с музеем, или который руководит работами для музеев, должен понимать взгляд музея на необходимое ему визуальное сопровождение. Прошлый опыт показал, что акценты, которые ставят дизайнеры в своих работах, могут не совпадать с акцентами, которые считают главными сотрудники музея. Здесь важно взаимное обогащение и нахождение общих точек». Такой опыт, отмечают сотрудники фонда «ПРО АРТЕ», полезен не только тем студентам, которые уже твердо решили связать свою работу с музеями, но всем другим дизайнерам — ведь заказы на такую работу могут поступить в любую дизайнерскую фирму.
Результат обучения — полноценные проекты
За два учебных года программу спецкурса «Музейный дизайн» освоили более 100 студентов — в рамках учебного процесса на кафедре дизайна этот проект реализуется как преддипломная практика для студентов бакалавриата и научно-исследовательская творческая практика будущих магистров. Как отмечает Ксения Позднякова, любой из них может выбрать музейный дизайн как основное направление своей будущей профессиональной деятельности, а предварительно взять эти темы при подготовке дипломных проектов. Так, в прошлом учебном году 7 бакалавров и магистров выбрали для итоговых работ темы, связанные с музейным дизайном. Один из них, к примеру, можно было видеть на недавно прошедшей выставке «Весна дизайна в Музее В.В.Набокова» — выпускница прошлого года Елизавета Кочетова в рамках своего магистерского исследования на тему «Роль цветовых концепций в создании графического обеспечения малых музейных и выставочных пространств» подготовила варианты оформления различной сопроводительной продукции для музея в технике паттерн.
Часть студентов разрабатывает такие темы и в этом году. По словам Ксении Григорьевны, второй год показал более сильные студенческие работы, так как ребята выбирают эту специализацию уже осознанно и мотивированно. Сейчас это направление продолжают развивать дизайнеры среды, уже осваивающие пространство университетских музейных комплексов — усадеб «Знаменка», «Сергиевка». Таким образом, этот курс будет очень полезен и при решении задач университетских музеев, так как студенты уже знакомы с этой проблематикой. Это актуально и для факультетских музеев, которые сейчас активно развиваются.
В дальнейшем организаторы спецкурса предполагают сделать его не полугодовым, как было раньше, а уже годичным. Это позволит разделить обучение на два полноценных этапа — первые полгода займет обучение и своеобразная профориентация в музейной среде, а второй семестр будет посвящен работе над самими дизайн-проектами. В следующем учебном году программу спецкурса «Музейный дизайн» планируется значительно расширить и добавить социально значимую составляющую под условным названием «Дизайн для всех», который предусматривает формирование удобной, эстетичной, коммуникативной, интерактивной музейной среды для совершенно разных групп посетителей. Ими могут быть дети, люди с ограниченными возможностями, иностранцы, не владеющие языком, пожилые люди. Но музей должен быть готов принять всех, обеспечив им равный доступ к своей экспозиции и информации, и огромная роль в этом отводится именно дизайнеру.
Возможность попробовать себя в этой сфере студентам Петербургского университета даст и новый проект фонда «ПРО АРТЕ» — «Слушая архитектуру, сочиняя пространство», который будет отчасти пересекаться с учебной программой «Музейный дизайн». Главная цель проекта — представить в России европейский профессиональный опыт в экологической архитектуре, дизайне общественных пространств для людей с ограниченными возможностями, в современной академической музыке. «Дизайн культурных пространств для людей с ограниченными возможностями требует определенного отношения, но в нашей стране он пока не слишком развит, — рассказывает Елена Коловская. — Мы попытаемся привить эти новые знания, в том числе и с привлечением зарубежных партнеров. В этом проекте примут участие знаменитые западные архитекторы и дизайнеры, которые будут читать лекции и проводить мастер-классы. К проекту подключены также комитеты по культуре, по социальной защите, по градостроительству и архитектуре Петербурга. Кроме нашего города, в программе задействованы Выборг и Петрозаводск, в учреждениях культуры которых студенты, в рамках этого проекта, смогут попробовать воплотить свои идеи, и таким образом еще во время учебы получить уникальный практический опыт, связать свое имя с конкретным объектом».
Кстати, факультет искусств уже не новичок в этой области — так, благодаря посредничеству фонда «ПРО АРТЕ», факультет искусств завязал контакт со Школой искусства и дизайна финского Университета Алваро Аалто, где уже давно занимаются проблемами дизайна доступной культурной среды, вступил в международную Ассоциацию университетов и колледжей в сфере искусства, дизайна и медиа «CUMULUS». С университетом Алваро Аалто подписан договор о сотрудничестве, который предусматривает и международные студенческие обмены. Исследования в сфере дизайна доступной среды позволили, например, одной из будущих выпускниц магистратуры этого года подготовить дипломный проект по графическому сопровождению Концертного зала Мариинского театра для людей с проблемами по зрению.
«Таким образом, наша совместная работа с фондом «ПРО АРТЕ» позволяет студентам погрузиться в достаточно широкую серьезную, социальную сферу, сориентироваться в ней. Коммуникационная функция дизайна — это та тема, владея которой наши дизайнеры могут быть интересны коллегам из зарубежных вузов, иностранных компаний. Наличие таких проектов в портфолио доказывает актуальность дизайнера в современном мире, — отмечает Ксения Позднякова. — Все эти совместные идеи порождают новые формы развития факультета искусств, кафедры дизайна. А самое главное — с помощью программы «Музейный дизайн» мы выходим за рамки академизма, академического пространства. Мы стараемся сохранить равновесие — оставить достаточно места для академического изучения художественных проблем, для творчества, и в то же время дать студентам возможность практической работы, осуществления конкретных проектов».
Татьяна Семме
Фото предоставлены Фондом «ПРО АРТЕ»