Главная » Тема номера

Весна. Дизайн. Молодость. Творчество

С 23 апреля по 25 мая в Музее В.В.Набокова прошла традиционная ежегодная выставка творческих работ студентов и выпускников факультета искусств СПбГУ под названием «Весна дизайна».

Преподаватель кафедры дизайна Максим Филиппов со своими студентами

Преподаватель кафедры дизайна Максим Филиппов со своими студентами

На этот раз выставка объединила творческие работы как совсем еще юных художников, так и фактически признанных профессионалов — недавних выпускников факультета искусств. Как отметила заведующий кафедрой дизайна, куратор выставочного проекта «Весна дизайна в Музее В.В.Набокова» Ксения Позднякова, это еще раз доказывает, что настоящие творческие произведения не заканчивают свою жизнь после защиты дипломной работы. «Эти проекты живут даже после того, как они выполнили свою конкретную функцию — продемонстрировали квалификацию автора».

«Мы рады тому, что музей выполняет для вас функцию не только выставочного зала, но и научно-практической базы, что вы нам помогаете, изучаете и интерпретируете наш материал. Для нас это очень важно. И вы, в свою очередь, должны к вашим выставкам здесь относиться серьезно — это важная площадка не только на уровне университета, но и на уровне города», — отметил, приветствуя участников выставки, куратор выставочного отдела Музея В.В.Набокова Микаел Давтян.

Выставочный проект проходил в два этапа — первый из них был посвящен ежегодной конференции «Набоковские чтения», и так или иначе все представленные работы были связаны с произведениями, биографией и самой личностью писателя. В этом году экспозиция впервые объединила результаты работ сразу по нескольким направлениям и образовательным программам факультета искусств: графический дизайн, фотография, мультимедиа-проект и реставрация. «Эти разные жанры в одном выставочном пространстве не мешают друг другу, а смотрятся очень цельно, гармонично и интеллигентно. Тема творчества Набокова, тема его музея позволила соединить эти работы в одном проекте, и получился настоящий синтез различных музейных ремесел», — подчеркнула Ксения Позднякова.

Дизайнеры-графики 2 курса попробовали себя в таком популярном жанре, как фотоколлаж. Вдохновленные атмосферой и уникальными экспонатами музея Владимира Набокова, историческими интерьерами, фотографиями и, конечно, знаменитой коллекцией бабочек, студенты создали яркое, свежее и стилистически выдержанное художественное пространство. Эту тему — только уже в ином жанре — продолжил проект «Графическое сопровождение Музея В.В.Набокова» Елизаветы Кочетовой, год назад проводившей магистерское исследование на тему «Роль цветовых концепций в создании графического обеспечения малых музейных и выставочных пространств». Постеры, афиши, программки, буклеты, пригласительные билеты, сувенирные пакеты, оформление интерьера были выполнены в современной технике паттерн.

Еще одна выпускница магистратуры факультета искусств по специализации «Мультимедиа» Жанна Смирнова представила на выставке одно из своих трех произведений, составивших ее дипломный проект. Пространственно-временная мультимедиа-проекция «Песочные часы», основой которой стал этот известный символ времени, преображающийся в знак бесконечности,  одновременно проста и насыщена смыслами и вариациями настроения. «Мой проект направлен на синтез реального и виртуального пространства. Мне была интересна идея переноса изображения или видеоматериала с экранов мониторов в реальное пространство помещений. В «Песочных часах» я хотела показать  перетекание прошлого, настоящего и будущего. Как перетекает золотой песок времени, состоящий из букв и цифр, которые превращаются друг в друга, как они трансформируются и проявляются в идее бесконечности. В одном моменте буквы сливаются, появляется число 121 — три слова, которые человек успевает произнести за одну секунду. Так бесконечность противопоставляется одной секунде», — рассказала Жанна Смирнова. Как отметил научный руководитель магистерской диссертации Жанны, доцент кафедры дизайна факультета искусств СПбГУ Максим Филиппов, эта работа актуальна уже потому, что здесь задействованы новые технологии, и при этом они осваиваются художником. «Это наглядно видно в данном проекте. Чистая дизайнерская концепция приведена к очень ясному состоянию, доступному для зрителя без комментария и дополнительного объяснения. Важно, что Жанна, используя новые технологии, «спрятала» их внутри работы, а внешне сумела передать человечные, мягкие образы, тепло этого мира, понятие времени, близкое каждому человеку».

Второй этап выставочного проекта «Весна дизайна в музее В.В.Набокова» представил зрителям работы дизайнеров-графиков первого курса магистратуры СПбГУ. Это графические автопортреты, выполненные в традиционной технике «трафарет», и дизайн-проекты на тему «Карандаш художника» — творческое исследование графических стилей таких мастеров, как Рерих, Шагал, Климт, Ван Гог, Кандинский, Фигурина. Результатом обычной учебной работы оказалась весьма интересная экспозиция, частью которой стали и автопортреты студентов, и выполненные ими комиксы, и авторские проекты самих карандашей, стенды-подставки для них, а также плакаты и логотипы на тему творчества каждого из художников.

«Концепция, которую вы выбрали — групповая выставка автопортретов и творческих интерпретаций — выдержала выставочный формат и работает на полноту вашего представления себя как дизайнера, — подчеркнула  Ксения Позднякова. — Приятно, что одни и те же мотивы, тот же жанр — графический портрет — каждый год экспонируется по-новому. Сегодня здесь впервые представлены автопортреты дизайнеров вместе с их творческими работами, и в одной экспозиции соединились и графика, и дизайн, и артобъект, и искусство, и искусство через дизайн. Выставка получилась очень цельная, и мне кажется, ваши дизайнерские работы очень удачно поддерживают ваши портреты».

Светлана Аверьянова и ее работы

Светлана Аверьянова и ее работы

Создание автопортретов, признаются сами юные дизайнеры, оказалось нелегкой задачей. «Это ручной труд, кропотливая долгая работа — рисунок вырезается трафаретным способом, печатается масляной краской на картоне, — рассказала студентка 1 курса магистратуры по специализации «Графический дизайн» Светлана Аверьянова. — Но мы освоили новую для себя технику, которую раньше не применяли.  В комиксах пришлось серьезно подумать над тем, как передать историю без слов, с помощью только изображения, как представить всю цепочку событий так, чтобы зритель смог ее понять. В задании «Карандаш художника» каждый из нас выбирал художника, который его интересует, мы анализировали произведения этих художников, выбирали специфические линии, черты, которые им присущи. При создании плакатов использовались цвета, которые мы выявили на основе работ художников. Для логотипа мы выбирали уже имеющиеся шрифты из компьютерной программы и вручную их дорабатывали с учетом цвета и линий, соответствующих работам художника». Все это служило главной цели — представить оригинальный продукт — непосредственно сами карандаши художников, которые разместились под плакатами на специально созданных стендах.

«Главная идея заключалась в том, чтобы творчески интерпретировать свое ощущение выбранного художника, — пояснил Максим Филиппов. — Не скопировать, не перенести фрагменты его творчества в свое, а именно творчески его подать. Для этого — впервые в рамках учебного курса — была разработана определенная технология, и все шаги к этой интерпретации были проделаны поэтапно. “Карандаш художника” — конечная точка этого пути, но его обслуживает целый комплекс — и плакат, и фирменное написание фамилии художника, и подставка под этот карандаш, все они в целом должны воссоздавать своеобразную «ауру» этого объекта. Сам объект при выходе в практическую сферу может служить, например, сувениром, стать особым предложением фирменного магазина канцелярских товаров. Мы учились тому, что объект должен быть не только создан, но еще и показан, презентован в среде этого магазина. Все ребята справились на пять с плюсом, поэтому мы планируем и со следующим курсом работать в этом ключе».

Татьяна Семме

Фото предоставлено факультетом искусств

 

 

Новости СПбГУ