Русское деревянное зодчество глазами английского фотографа
В Лектории исторического факультета СПбГУ состоялась встреча студентов и преподавателей с фотографом из Великобритании Ричардом Дэйвисом.
В конце прошлого года известный лондонский профессиональный фотограф, посвятивший себя архитектурной съемке, удивил и восхитил соотечественников, выпустив книгу своих работ под названием «Деревянные церкви: Путешествия по Русскому Северу». «Очарованный странник» (как, переосмысливая Лескова, назвал Ричарда Дэйвиса петербургский искусствовед, реставратор, специалист по древнерусской архитектуре и искусству Михаил Мильчик), начиная с 2002 года, каждый свой зимний и летний отпуск проводил на Севере России, а точнее в Карелии и Архангельской области. С помощью своего друга и неизменного проводника, доцента СПбГУ Александра Попова, британский путешественник в течение 10 лет исследовал эти отдаленные и малонаселенные уголки северной России в поисках настоящих шедевров — сохранившихся до наших дней деревянных церквей, колоколен и часовен.
«Впервые я увидел эти строения на открытках русского художника Ивана Билибина и посчитал их сказочными. Но затем увидел и фотографии — ведь Билибин был и хорошим фотографом. Свое путешествие по Русскому Северу он совершил в 1902 году, и ровно спустя 100 лет после этого я решил отправиться по этому же маршруту, чтобы увидеть и запечатлеть то, что найду сейчас». Завороженный простотой технологии деревянного строительства, неповторимыми линиями и силуэтами, очарованием рукотворности, Ричард Дэйвис сделал за время путешествия множество удивительных открытий. Фотовыставка и небольшая презентация на встрече продемонстрировали некоторые из них. Отдельные церкви за столетие внешне почти не изменились, но многие пришли в явный упадок, и огромное число были разрушены или погибли от пожаров. В своей книге с бесконечной любовью и беспредельным сочувствием к утраченному наследию Ричард Дэйвис и автор сопроводительного текста Матильда Моретон рассказывают истории каждой своей находки, обращаются к заметкам других знаменитых путешественников, когда-либо предпринявших похожее исследование — Льва Толстого, Игоря Грабаря, Михаила Булгакова, Василия Гроссмана, Александра Солженицына.
«Деревянное зодчество — самая оригинальная и самая свое-образная часть культурного наследия России — находится на грани полного исчезновения», — отметил Михаил Мильчик в аннотации к книге. Эта проблема была очевидна еще исследователям начала XX века, и за прошедшие годы превратилась в катастрофу, которая заставила бить в набат всех неравнодушных к такой уникальной части мировой культуры, как русская деревянная архитектура. Так, например, из 242 строений, найденных и описанных в 1942 году фотографом Ларсом Петерсоном, до наших дней сохранились лишь 32! И если, к примеру, строения знаменитого памятника на острове Кижи или Соловецкого монастыря поддерживаются в сравнительно благоприятном состоянии и реставрируются, то подавляющее большинство остальных ничем не защищены от стихии. Так, например, многие деревянные строения погибли просто от удара молнии. В некоторых зданиях в годы советской власти разместились хранилища или клубы, а кое-где и по сей день проходят сельские дискотеки.
Во время путешествия британец познакомился как с реставраторами деревянных церквей, так и с местными жителями, которые нередко помогали путешественникам добираться до цели назначения — порой на лодке, санях или лыжах. Люди из глубинки, по словам Ричарда Дэйвиса, были его самым приятным впечатлением от нашей страны. В некоторых селах жители стараются беречь свои небольшие церкви и часовни, восстанавливают иконостасы, украшают помещения обоями, скатертями и цветами. Эти фотографии — едва ли не пронзительнее вида разрушающихся и гниющих деревянных венцов. Вместе с тем, отметил фотограф, сохранить оставшиеся здания от разрушения потребует не так уж много средств — в национальных масштабах. По мнению Михаила Мильчика, также присутствующего на встрече, консервация всех строений сопоставима по стоимости создания какого-нибудь одного бомбардировщика!
Петербургские ученые и искусствоведы считают необычайно важным, что на проблему исчезновения старинной деревянной архитектуры, с помощью Ричарда Дэйвиса, обратили внимание уже далеко за пределами России. Возможно, это привлечет сюда добровольцев, меценатов и туристов. Как отметил сам фотограф, многие британцы, зачарованные этой красотой, охотно бы приехали сюда, не смутившись отсутствием дорог и должной инфраструктуры. «Англичане — закаленный народ!» — заверил аудиторию мистер Дэйвис, доказавший это своим примером.
Татьяна Семме
Фото: Сергей Ушаков, Андрей Дубровский