Лицом к природе
Натуральные, экологически чистые — сегодня эти качества стали заглавными в нашей жизни. Они востребованы не только в продуктах питания, но и в строительных материалах, косметике, одежде и даже в ювелирных украшениях.
Какую роль в нашей жизни начинает играть приставка «био-»? Где заканчивается стремление сделать планету чище и начинается пиар? О бегстве к природе, которым ознаменовалось начало XXI века, в преддверии Международного дня Земли мы поговорили с Ириной Викторовной Кузнецовой, кандидатом психологических наук, доцентом кафедры социальной психологии СПбГУ.
— Если раньше все старались из деревень, пригородов съезжаться в мегаполисы, в многоквартирные «муравейники», то сейчас жители крупных городов все чаще предпочитают покупать дома за городом со словами: «Мы бы хотели жить еще дальше, совсем в лесу». Как психологи объясняют такую тенденцию?
— Это связано с усталостью людей от скученности, от скоростей мегаполисов, от проникновения в нашу жизнь большого количества коммуникационных устройств. С одной стороны, технические новинки облегчают нашу жизнь, с другой — они же ее и «спрессовывают». Человек в городе находится под гнетом больших нагрузок: физической, эмоциональной, интеллектуальной и коммуникативной. Безусловно, это накладывает на нашу жизнь определенный отпечаток. Например, ученые зафиксировали такой феномен, как «фасадное общение». Оно как раз характерно для людей из больших городов. Суть термина в том, что мы живем среди большого количества людей, много общаемся друг с другом на уровне «Добрый день! Как дела?». Актов коммуникации вроде бы и много, но все они поверхностны: никого к более тесным отношениям не пускаем. Получается, что мы живем в одном доме 20 лет и зачастую не знакомы со своими соседями, да и не стремимся знакомиться. На это не хватает ни сил, ни энергии, ни интереса. В итоге — фонового общения хоть отбавляй, а вот потребность быть услышанным не удовлетворяется.
Люди сейчас стремятся уезжать из городов хотя бы на выходные для того, чтобы хоть на немного сократить скорость современной жизни. Раньше в города ехали за бытовыми удобствами, за рабочими местами, самореализацией. А сегодня технический прогресс позволяет комфортно жить и в 50 км от города, и даже значительно дальше. А развитие транспорта и современные беспроводные коммуникационные устройства позволяют работать удаленно — зарабатывать деньги и оставаться при этом в комфортных для себя условиях, работать в удобном для себя режиме. Живя за городом, человек обретает возможность дышать свежим воздухом, наслаждаться тишиной, уделять внимание земле, цветам, природе. Видеть их красоту. А в городе ничего этого нет: в основном асфальт и бетон. Давайте признаемся себе, в «рай в шалаше» избалованные комфортом люди вряд ли бы поехали. Во всяком случае, мало кто на это пошел бы. Но если в этом «раю» теплая вода, канализация, электричество, интернет и телефон, то почему бы не уехать жить «еще дальше, совсем в лес».
— Сегодня всё чаще заговаривают о раздельном сборе мусора, экономии электроэнергии и утилизации бытовой техники без ущерба для окружающей среды и т.п. Вроде бы человечество начинает поворачиваться лицом к природе. Но каковы в этом доли пиара, бизнеса и искренних порывов души?
— Если говорить о сборе мусора, то, на мой взгляд, сегодня это вопрос бизнеса. Еще до недавних пор человечество скидывало отходы в одну кучу, и вопрос загрязнения почвы и огромных территорий был скорее эмоциональным и этическим. Пока он был только этическим — он оставался для большинства на заднем плане. Как только к этике подключается бизнес, ситуация начинает развиваться по другим законам. Сочетание бизнеса и этики, как мне кажется, удачно. По отдельности только на этике и только на бизнесе далеко не уедешь. Когда порывы души подкреплены получением финансовых благ, проекты получаются более долговременными и успешными. С точки зрения формирования экологической культуры совпадение интересов охраны окружающей среды и бизнеса — это хорошо.
А вот многочисленные акции, направленные на экономию электроэнергии, — это ближе к понятиям моды и пиара. Электроэнергию впрок не запасают. Тот факт, что весь город в какой-то момент будет без электроэнергии, сэкономить ее не поможет. И даже может привести к некоему коллапсу на электростанциях. Ведь они вырабатывают определенные спрогнозированные нормы, при которых любые перепады как в сторону увеличения, так и в сторону уменьшения создают дополнительную нагрузку на оборудование. Поэтому в единичной акции — в какой-то день на один час — не вижу смысла. На мой взгляд, это именно форма пиара и привлечения внимания населения к модной теме. Призыв выйти на улицы и убрать мусор имеет практической смысл — на какое-то время наши улицы и парки станут чище. А выключить на час подсветку и телевизор — это способ поучаствовать в модной акции, которая не требует от тебя каких-либо усилий или затрат: ты просто ставишь галочку «я участвовал».
— Многие увлеклись экопродуктами, биоматериалами, биокосметикой. Зачастую, все это продают в пластмассовой упаковке и целлофановых пакетах, на разложение которых природе требуется 600 лет. Получается «и сам обманываться рад»?
— На эту ситуацию можно посмотреть с разных сторон. С одной стороны, есть люди, которые начинают задумываться над качеством того, что они приобретают, будь это продукты, косметика или одежда. Это само по себе плюс. С другой стороны — важно, чтобы приставка «эко» ставилась не просто так. Что, к сожалению, в маркетинговых целях делается очень часто, тем более что критерии экологичности товаров во многих случаях расплывчаты и неоднозначны. В итоге «эко» и «био» превращаются в дань моде и в средство получения дополнительной прибыли производителями и продавцами этих товаров. Это так, судя по тому, как резко выросло количество линий так называемых «биотоваров» на прилавках магазинов. При этом зачастую никакого особого отличия как в составе продукции, так и в ее потребительских свойствах нет. Хвататься за продукт только потому, что там написано «эко-», не совсем правильно. Действительно, стоит задуматься: почему мне продают эко- и биопродукт в пластмассовой и целлофановой несаморазлагающейся упаковке? Получается, что на словах я поддерживаю экологическую идеологию, покупая экологически чистый продукт, а на деле — засоряю окружающую среду.
— Сегодня очень много общественных экологических движений, общественных природоохранных организаций. Но деятельность их активных сторонников все больше походит на протестные действия. Складывается впечатление, что проблемы экологии, Земли используют, чтобы «прокричать» свои возмущения, громко заявить о них миру, но и только…
— Действительно, «зеленая» тема сегодня помогает привлекать к себе внимание и поднять личный рейтинг. Но давайте согласимся: если не кричать об экологических проблемах, то никакого сдвига и не будет. Тут, как и во многом другом, вопрос в долях. Есть люди, которые стремятся приобрести определенное влияние и используют для этого, в том числе, экологические проблемы. Часто бывает, что как только эти люди набирают определенные очки, они уходят в другие сферы — бизнес, политику, и забывают о темах, которые сформировали их привлекательный имидж. И тогда возникает вопрос: почему? Ведь у них вместе с ростом внимания к ним появилась возможность реально повлиять на решение экологических проблем. И тут не сделаешь иного вывода, кроме того, что «зеленые» вопросы для многих остаются пока просто модной темой, позволяющей привлекательно выглядеть в глазах общественности. Кто посмеет сказать, что экология не нужна? Это беспроигрышный вариант.
Но мы будем несправедливы, если сейчас не поспорим сами с собой. Есть масса людей, которые не считают нужным трубить о своих хороших делах на каждом углу. Одно и то же поведение может быть связно и с благородными намерениями, и с корыстными. Здóрово, когда группа энтузиастов заставляет фирмы убирать и утилизировать отходы без ущерба для окружающей среды. Хотя бы только свои.
— Очень часто различные экологические движения и организации возглавляют люди, которые самореализовались, добились успеха в бизнесе, сделали хорошие карьеры. У них удовлетворены базовые и первоочередные потребности, и они имеют возможность заняться общественными вопросами…
— Конечно, если нечего есть, то тут уже не до экологии. Но вопрос не так прост, как кажется на первый взгляд. Иногда можно видеть, что люди из своих дорогих машин выкидывают бумажки и мусор на проезжую часть. Скушали конфетку, открыли окно, выкинули фантик и все — трава не расти. Для таких людей их граница — это пространство машины, а все, что вне — уже не их дело. Так вот, когда мы говорим о людях, которые начинают что-то делать для общего блага, то мы говорим о людях, чьи границы в психологическом, социальном плане расширены. Попросту говоря, сначала они создают комфорт в своей квартире, потом в парадной, а потом берутся, например, за улицы. Они либо сами начинают что-то делать, либо финансируют этот вопрос. Кто-то скажет: это потому, что у них есть деньги, а значит, время. Но суть не в этом. Есть масса людей, которые просто берут тряпку и начинают мыть стены, красить заборы и устанавливать урны. Они не задают вопрос: а почему я? Это люди небезразличные. Они живут по принципу «если не я, то кто?». Может быть, это и немного пафосно звучит. Но ведь много людей, у которых с возможностями все в порядке, но убрать в собственном дворе их не заставишь. Для кого-то мир заканчивается за дверями его квартиры, а для кого-то мир — это вся Земля. Вопрос в границах.
Подсчитано, что планете Земля примерно 4,5 миллиарда лет. Если вы захотите обойти вокруг Земли, шагая по экватору, то предстоит проделать путь длиной почти в 40 010 километров. Расстояние от поверхности до центра Земли равно 6 378 километров.
Вера СВИРИДОВА