Диагностика аллергии: новый подход
Петербургские ученые компании «Вега» разработали новый метод диагностики аллергии: аппликационный patch-тест с пищевыми аллергенами. Большинство научных сотрудников «Веги», имеющих биологическое образование (биохимики, биофизики, генетики, микробиологи), — недавние выпускники и аспиранты биолого-почвенного факультета СПбГУ.
Пожалуй, сегодня ни один иммунолог в мире не сможет дать исчерпывающий ответ на вопрос, что же такое аллергия и какие механизмы задействованы в формировании многообразных аллергических проявлений. Ежегодно публикуются сотни научных статей на эту тему, что отнюдь не упрощает жизнь практикующим аллергологам и иммунологам. И тем не менее, в настоящее время принято говорить о четырех основных типах реакции, хотя на самом деле их значительно больше.
Но пациентам, страдающим аллергическими заболеваниями, конечно, гораздо важнее не знания о тонких механизмах, задействованных в аллергических реакциях, а возможность постановки точного диагноза, ведь именно от точности диагноза во многом зависит эффективность лечения аллергии.
Правда, основные виды диагностики, которые сегодня применяются врачами, направлены на выявление аллергических реакций гиперчувствительности немедленного типа. И для этого существует множество тест-систем, как отечественных, так и импортных. Статистика же такова: при пищевой аллергии, при атопическом дерматите примерно у 50% аллергиков невозможно поставить точный диагноз при помощи тех методов, которые на сегодняшний день применяются на практике. Невозможно, поскольку это — поздние аллергические реакции замедленного типа, а для них тест-системы пока не созданы. Диагностика, к примеру, пищевой аллергии, относящейся к этому типу реакции, осуществляется, как правило, по анамнезу, ведению пищевого дневника, результатам элиминационно-провокационной диеты. То есть, по сути, методом проб и ошибок.
В конце 2011 года проект компании «Вега», входящей в Группу компаний Алкор Био, — «Разработка диагностической формы пищевых аллергенов для проведения кожного аппликационного теста» — стал победителем конкурса на присуждение премии правительства Санкт-Петербурга. Номинация — «Лучший инновационный проект, реализуемый в рамках кластера, в сфере медицины, биотехнологий и фармацевтики».
Эта разработка является уникальной для России: в нашей стране ничего подобного для диагностики аллергических заболеваний не используется. Есть немногочисленные зарубежные аналоги, но они на территории России не зарегистрированы, а следовательно, не могут применяться в медицинской практике. Данный метод диагностики направлен на выявление поздних аллергических реакций замедленного типа: аппликационный тест предназначен как раз для таких пациентов. По сути, это — пластырь с ячейками, каждая ячейка содержит определенный аллерген в готовой форме. Такой пластырь прикрепляется, как правило, на спину пациента. А через 48 часов, когда пластырь снимают, врач по наличию кожных проявлений может судить о том, на какие именно пищевые аллергены у пациента имеется реакция. Аппликационный тест с пищевыми аллергенами — безопасный, простой в использовании и крайне необходимый метод диагностики аллергии, особенно для педиатров. Ведь уже в младенческом возрасте следует определять, на какие продукты, на какие аллергены у ребенка идет реакция. И это очень важно, поскольку пищевая аллергия, если своевременно не был поставлен точный диагноз, может привести к развитию более тяжелых форм аллергических заболеваний.
О новой разработке и перспективах внедрения ее в клиническую практику мы беседуем с руководителем проекта «Разработка диагностической формы пищевых аллергенов для проведения кожного аппликационного теста», руководителем лаборатории аллергологии компании «Вега» ГК Алкор Био Людмилой Тихоновной Кочиш.
— Людмила Тихоновна, расскажите, что это за разработка и для чего она нужна?
— Эта разработка предназначена для диагностики аллергических заболеваний. Она относится к разряду in vivo диагностики (лат. — буквально «в (на) живом»), то есть диагностики аллергического заболевания с участием самого пациента. Сегодня существуют разные виды аллергодиагностики in vivo: это кожный скарификационный тест (от scar — надрез, царапина), прик-тест (от prick — укол), внутрикожная проба, провокационные тесты. Все эти тесты предназначены для диагностики IgE-опосредованной аллергии, то есть тех аллергических реакций, в основе которых лежат механизмы с участием иммуноглобулина Е. Если мы говорим об аппликационном патч-тесте (patch — накладка), то эта диагностика направлена в первую очередь на выявление не-IgE опосредованной аллергической реакции. В нашей стране подобных тестов пока не существует. За рубежом есть немногочисленные разработки такого типа, но с достаточно ограниченным ассортиментом аллергенов. Именно поэтому наша лаборатория в качестве одного из направлений деятельности выбрала разработку теста для диагностики аллергических заболеваний, которые идут по не-IgE механизму.
— Я правильно понимаю, что сегодня пациенту, у которого аллергия протекает по этому механизму, невозможно поставить точный диагноз?
— Да. Хорошо бы, конечно, чтобы у врача кроме результатов клинических анализов и аллергологического анамнеза были бы еще и инструментально подтвержденные критерии, на которые он мог бы опираться для постановки диагноза, чтобы назначить более адекватное лечение. Но в случае с аллергией, протекающей по не-IgE опосредованному типу, такого инструментария в медицинской практике пока нет.
— Почему в основе вашей разработки — пищевые аллергены?
— Это связано с тем, что при пищевой аллергии в 50% случаев реакция идет по не-IgE механизму. А вот реакция на пыльцевые и бытовые аллергены — это, как правило, аллергическая реакция I типа, или гиперчувствительность немедленного типа, в процессе которой синтезируются аллерген-специфические иммуноглобулины IgE. Поэтому в первую очередь мы и взяли разработку именно пищевых аллергенов.
— На какое количество аллергенов рассчитан ваш аппликационный тест?
— От 10 до 20. Конечно, не исключена и постановка сразу 30 аллергенов. Это вполне допустимо, потому что, в отличие от других методов in vivo — диагностики аллергии, например, скарификационного теста, прик-теста, при постановке патч-теста не существует опасности, что у пациента эта процедура спровоцирует анафилактический шок. К примеру, скарификационный тест ставится только в присутствии врача и в специально оборудованном кабинете, потому что у пациента может развиться очень сильная аллергическая реакция, вплоть до анафилактического шока. Аппликационный же тест не вызывает никаких побочных реакций. Единственное условие: человек, у которого на спине прикреплен этот пластырь, не должен принимать душ в течение 48 часов (учет реакции проводится через двое суток).
— На какой стадии находится ваша разработка?
— Сейчас мы дошли до стадии доклинических и клинических испытаний. Этот вид диагностики относится к разряду лекарственных средств, а значит, согласно российскому законодательству, эта разработка должна проходить все стадии доклинических и клинических испытаний. А на это требуется огромное вложение средств. Поэтому сейчас мы пытаемся получить поддержку от государства. В этом нас поддерживают ведущие НИИ страны, специализирующиеся на иммунологии и аллергологии. И это вполне закономерно, поскольку врачам действительно необходим новый метод диагностики аллергических реакций.
— А в процессе разработки вы проводили какие-либо испытания patch-теста?
— Да, мы испытывали тест на животных. Проверяли его на токсичность, на отсутствие каких-либо побочных реакций. Нам было очень важно исключить побочное действие основных и всех вспомогательных компонентов, которые используются в этом тесте. В том числе, на себе мы проверили, не обладают ли дополнительными раздражающими свойствами пластырь, ячейки, компоненты, которые есть в ячейках помимо аллергенов. И результат был удовлетворительный. Наш аппликационный тест не вызывает ни раздражения, ни дискомфорта.
— С какими трудностями вам пришлось столкнуться при разработке нового метода диагностики аллергии?
— На пластыре находятся специальные ячейки, в каждую ячейку вносится отдельный аллерген в готовой форме. Готовая форма содержит активную субстанцию — собственно сам аллерген, заключенный в носитель — определенный гель, разрешенный для применения в медицине. На первую разработку нами было взято 30 пищевых аллергенов, наиболее часто используемых в медицинской практике. Так вот, наиболее сложным оказалось создание готовой формы аллергена, которая наносилась бы на пластырь. Потому что необходимо было добиться, чтобы сохранялась иммунологическая активность самого аллергена, чтобы субстанция была стабильна в течение длительного времени, как при хранении, так и при использовании. И следовало так подобрать носитель, чтобы аллерген с определенной скоростью полностью из него высвобождался и проникал через кожу пациента. Скорость высвобождения и проникновения аллергена, хранение, стабильность — всё это учитывалось при создании готовой формы аллергена. Добиться выполнения всех этих условий — очень непростая задача. Но мы с ней успешно справились.
Аллергическая реакция — это сложный иммунный ответ организма
на то или иное вещество, так называемый аллерген.Пищевая аллергия — одна из самых актуальных проблем педиатрии. Частота пищевой аллергии среди детей, по данным разных авторов, составляет 40-80%.
У каждого четвертого ребенка, страдающего аллергическими заболеваниями, выявляются симптомы пищевой гиперчувствительности. При обследовании детей с атопическим дерматитом были выявлены восемь наиболее значимых продуктов, которые приводили в большинстве случаев к развитию аллергической реакции: коровье молоко, куриное яйцо, пшеница, соя, арахис, лесные орехи, рыба и морепродукты.В связи с многообразием причин развития повышенной чувствительности к пищевым продуктам важно установить точный диагноз и отличить пищевую аллергию от пищевой непереносимости, поскольку тактика их лечения, профилактика и прогноз различны. Интерес исследователей к пищевой аллергии существенно возрос за последние годы в связи с резким увеличением этой патологии среди детей и взрослых.
Диагностика пищевой аллергии представляет большие сложности в связи с отсутствием единых методологических подходов, унифицированных методов диагностики непереносимости пищевых продуктов, позволяющих выявлять все многообразие механизмов, принимающих участие в реализации реакций гиперчувствительности к пищевым продуктам. Трудности в диагностике обусловлены также возникновением большого количества псевдоаллергических реакций на пищевые продукты, связанных с содержанием разнообразных биологически активных добавок в их составе.
Анна Соснора
Фото автора