Волшебный новый мир
Современные технологии мультимедиа постепенно завоевывают все новые и новые сферы человеческой жизни. С уверенностью развиваются они и в искусстве, в том числе и театре. Этими новыми уникальными возможностями в творчестве, конечно, не могли пренебречь преподаватели и студенты факультета искусств СПбГУ.
Возможно ли сделать сказку еще более сказочной, а волшебство — еще более волшебным? С древних времен театр занимал особое место среди искусств — этот особый мир, с его уникальной природой, объединяющей практически все известные человеку виды художественного творчества. Кто только не приносил на алтарь этому божеству свой талант — и режиссеры, и актеры, и художники, и писатели, и композиторы, и модельеры… Но и этого ему оказалось мало — с недавних пор театр обрел еще одного, но необычайно могущественного служителя — технологии мультимедиа.
Постоянно и динамично развиваясь, цифровые технологии и методы привлекают внимание творцов огромным творческим потенциалом для передачи художественного замысла. Медиа-арт стал отдельной и значительной областью современной культуры, содержащей множество как вполне предсказуемых, так и совершенно новых направлений: видео-арт, саунд-арт (от англ. signs — знаки, символы) , компьютерное анимационное, электронное кинетическое и сетевое искусство, сайнс-арт, концептуальное искусство, компьютерные экспозиционные практики и многое другое.
Востребованность мультимедийных технологий в области искусства делает весьма перспективным создание академической платформы по этому направлению. Такая работа уже ведется в рамках специализации «Мультимедиа» на кафедре дизайна СПбГУ. Так, например, оказалось успешным сотрудничество кафедры с петербургскими музеями, в частности, c Музеем Набокова, с Музеем-ледоколом «Красин». Благодаря этому проекту «Красину» удалось к своему 100-летнему юбилею получить грант президента Российской Федерации для поддержки творческих проектов общенационального значения в области культуры и искусства, что позволит осуществить реставрационные работы на ледоколе, открыть новые направления в его музейной деятельности. Театр — следующая вершина раскрытия творческих способностей студентов.
Союз «материи» и «цифры»
Одной из первых попыток расширить и увеличить глубину восприятия театральной постановки с помощью технического прогресса когда-то стало использование видео или киноматериала. Как рассказывает преподаватель кафедры дизайна СПбГУ Анна Александровна Дрига, первые такие эксперименты относятся еще к началу XX века.
«Здесь стоит вспомнить и Лои Фуллер, экспериментировавшую со светом и первой интегрировавшую видео в театральное действо, и Винзора Маккея, использовавшего в своей постановке видео-персонаж (динозавра). Благодаря точной синхронизации времени, художник создавал иллюзию интерактивности, как будто видео-динозавр отвечает на его команды. Вообще, в 1920-х годах элементы видеопроекций использовались во множестве постановок в кабаре и мюзик-холлах. Реальные предметы, задействованные в постановках, перемешивались с видеопроекциями, движения танцоров дублировались видеозаписью этого же танца, проецируемой на стены или занавес. Можно перечислить несколько десятков имен пионеров этого жанра того времени, каждый из которых был крайне интересен как видеохудожник».
Тем не менее, предпосылками к появлению того, что сегодня называется виджей-культурой (VJculture), все-таки послужили интенсивное развитие компьютерных технологий, пакетов для создания и обработки различных видов графики, мультимедийных сред и виртуальных реальностей, и конечно, распространение скоростного интернета.
«Видеопроекции в современном театральном перформансе уже не являются видеорядом в прямом смысле этого слова. Это гибридные продукты, созданные на стыке графики, видео, трехмерного моделирования и анимации, иногда интерактивные, иногда создаваемые в режиме реального времени, — поясняет Анна Александровна. — Например, один швейцарский театр использовал такой прием: на сцене идет театральное действо, задник сцены представляет собой экран, на который в режиме реального времени проецируется происходящее на сцене (изображение захватывается видеокамерами, незаметными зрителю), но реальное видео при этом накладывается на трехмерную анимированную проекцию виртуальной среды. Таким образом, зритель видит сразу как бы две реальности: реальное пространство сцены с неким театральным действом на нем и дубль, «клон» этого действа, синхронно отображаемый в синтетически созданном виртуальном пространстве, проецируемом на задник. Другой прием — динамическая проекция сложным образом комбинируется с реальным движением (пластическим танцем) актеров на сцене, создавая оптические эффекты и иллюзии».
«Яркий пример взаимодействия технологий мультимедиа с театральным искусством — новая постановка оперы «Аида» в Мариинском театре, — рассказывает старший преподаватель кафедры дизайна Иляна Александровна Маховикова. — Классическое оперное решение было дополнено фрагментами акробатических номеров знаменитого Cirque du Soleil, а также мультимедийной анимационной проекцией и световыми технологиями. Они использовались в декорациях, сюжетной линии и даже костюмах исполнителей, помогая изменять соответственно атмосферу визуального восприятия хода действия. Вариантов использования мультимедиа в театре множество. Например, атмосферу, окружающую среду может создавать анимационная проекция, с которой взаимодействует главный герой, преобразовывая анимационную среду, раскрывая цепь событий. Либо окружающую среду составляют живые люди, а главный действующий герой — трехмерный, мультимедийный персонаж, сложный по своей сути, характеру, визуальному образу, одушевленный или неодушевленный. Смысловой идеей может быть перенос театральных представлений в необычное пространство. Даже возможен мультимедийный спектакль, как синтетический проект, объединяющий разные виды искусства оперу, танец, перфоманс, анимацию, музыку, видео-арт, литературную речь — можно сказать, кино, сыгранное вживую. Примером могут быть авангардные постановки известного Русского инженерного театра «АХЕ», где работает и наш коллега, преподаватель кафедры дизайна видеохудожник Михайлов Олег — мастер в области постановки перфоманса, специалист по объемным видеопроекциям».
Самые привлекательные для творческих людей приемы с использованием мультимедиа в театре — это всевозможные вариации симбиоза электроники и цифровых технологий с живым объектом, человеком или человеческим образом, реальными материальными предметами, на которые можно проецировать анимационные мультимедийные произведения со сложными звуковыми и световыми эффектами. Многослойные мультимедийные проекции в театральной постановке помогают создать семантически и эстетически насыщенные, сложные произведения, которые, как правило, имеют несколько уровней прочтения, множество ассоциативных линий с интересными и порой совершенно неожиданными пересечениями. Мультимедийный продукт словно «вживляется» в сценарный сюжет, соотносится с действием живых актеров, опирается на существующие на сцене настоящие предметы и декорации или даже взаимодействует со зрительным залом. В результате становится возможным представить на сцене такое действие, которое обычно невооруженным глазом не увидишь — например, возникновение и развитие организма, эволюция растительного и животного мира, что пользуется большим успехом у западных режиссеров. Кроме того, мультимедийные приемы могут «работать» на глубину и широту восприятия представления даже за пределами зрительного зала.
Секреты волшебства
«Понятие “медиа-арт” — это совокупность видов и жанров искусства, где задействованы медиатехнологии. В Стокгольме мне как-то довелось побывать на представлении, где в антракте были задействованы мультимедийные арт-скульптуры, которые частично повторяли сюжетику просмотренного произведения, и это было очень интересно публике, так как с этими объектами можно было взаимодействовать. Таким образом, сценарное действо со сцены перешло в зрительный зал, зрители становились его непосредственными участниками в положительно эмоциональной атмосфере. Такому режиссёрскому мастерству стоит поучиться», — говорит Иляна Александровна.
Гибридность, взаимодействие, взаимосочетание являются едва ли не основным принципом творчества в сфере мультимедиа. Так же, как отличительной чертой пространства визуальной культуры сегодня становится многослойность, многоуровневость — как графическая, так и смысловая. Богатство «инструментария» одновременно и задает это как условие, и стимулирует к дальнейшим экспериментам. В техническом арсенале мастеров — комплексный профессиональный пакет Adobe, в состав которого входят технологии работы с графикой, видео, звуком, анимацией, интернет-приложениями, tuch-технологиями, используемыми в системе iPad. Этот спектр дополняют программы Autodesk Softimage, Maxon CINEMA 4D, Pixologic ZBrush, кто-то предпочитает работать в Autodesk 3ds Max или Autodesk Maya.
«Раньше различные жанры визуального искусства существовали изолированно, и каждый жанр имел свою узнаваемую эстетику, свой стиль, определяемый во многом технологией создания данного изображения. Например, фотографию было трудно спутать с рисованной графикой, а 3D-модель — с “живым” видео, — отмечает Анна Дрига. — Сегодня “чистых” жанров уже практически не существует: фотография пропускается через фильтры постобработки, видео редактируется, раскрашивается, порой даже зарисовывается на манер традиционной красочной живописи. И технологии не просто дополняются одна другой — они смешиваются еще на этапе зарождения изображения, еще до его «оживления», анимации, создавая совершенно новую эстетику. Так, на трехмерные модели «натягиваются» фотографические изображения текстур, на основании которых достраивается трехмерный рельеф. Существуют графические редакторы, позволяющие живописно раскрашивать трёхмерные модели, рисуя по виртуальным формам традиционными инструментами живописи и графики так, как если бы это были реальные гипсовые отливки. Еще один пример — в живое видео внедряется анимированная трёхмерная модель или статические элементы графики, фотографии, с учетом света, глубины пространства и тому подобное».
Как отмечает Иляна Александровна, искусство нацелено на диалог с социумом, и формируется, взаимодействуя с социумом. Это постоянно развивающийся процесс, требующий новых оригинальных способов работы автора со зрителем, здесь важна эмоциональная составляющая, многоуровневый процесс воздействия, захватывающий внимание зрителя, и в этом, безусловно, может помочь многомерная мультимедийная среда. И то, насколько удачным окажется воплощение творческого замысла, зависит не только от таланта автора, но и от степени его информированности и даже владения приемами и способами существующих мультимедийных средств. Поэтому медиа-арт, как и любое традиционное художественное творчество, требует систематизированного обучения и непрекращающихся творческих, исследовательских и учебных изысканий. Любой мультимедийный проект — это продукт синтеза технологий, которые, к тому же, стремительно развиваются и, соответственно, требуют специализированных учебных заведений. Такие, к примеру, как Европейский институт медиа-арта, Институт исследования-создания медиа искусства и технологии в Канаде, Florian Weil University of Art, University of Bristol, UK.
На кафедре дизайна СПбГУ такой отдельной специализации пока нет, но появление ее вполне возможно. В частности, сейчас, по инициативе заведующей кафедрой, кандидата искусствоведения Ксении Григорьевны Поздняковой, планируется осуществить совместный проект с Мариинским театром. Перед студентами стоит задача сформулировать идею и найти точки соприкосновения медиа и театрального искусства, отразив их, к примеру, в перформансах, арт-концерте, непосредственно встроенном в ход спектакля, или же мультимедийной презентации, рассказывающей о пьесе, жанре, самом театре или очередном событии в нем, а также в интернет-проекте, связанном с деятельностью театра. Возможно, уже в ближайшем будущем зрителей Мариинского театра удивят и восхитят мультимедийные проекты, созданные студентами Петербургского университета.
Мультимедиа в театре — не только увлекательное, но и весьма перспективное направление для тех, кто решит посвятить ему свою профессиональную деятельность. Петербург — город театров, и при этом — современный европейский город, где есть все предпосылки для дальнейшего развития инновационных направлений. Трудоемкий процесс изучения и овладения навыками проектирования мультимедийных проектов различной функциональной направленности никогда не останавливается полностью и продолжается на протяжении всей творческой деятельности.
«Широкий спектр технологий мультимедиа предоставляет простор для исследовательской и творческой деятельности, поиска необходимых методов и средств, которые позволят соединить художественный образ и технологические возможности, — подчеркивает Иляна Маховикова. — Как рождаются те или иные мультимедийные продукты? Любой мультимедийный продукт — это способ информационного, художественно эстетического, эмоционально психологического воздействия на человека, реализованный посредством синтеза современных технических средств. Существуют технологии, заточенные под определенную функциональную работу — обработки и записи звука или видео, моделирования анимации и трехмерных проекций, проектирования интерактивных мультимедийных произведений, web-ресурсов, виртуальных музеев, игровых ресурсов, сценарных фильмов, информационных презентаций, анимационных трехмерных экспозиций и т.д. Существует художник, его идея и творческий взгляд на ее воплощение, а также поиск функциональных технических средств и процесс проектирования и реализации конечного результата. Конечно, это не всегда просто. Готовые решения есть, но они, как правило, шаблонные. Разработчики программных пакетов предлагают известную структуру в соответствии с теми или иными функциональными требованиями. И мы стараемся ставить цель поиска и реализации нового, индивидуального решения посредством известных технических средств. Интересно наблюдать, как контент художественных работ и технологии влияют на формирование и формулирование художественных идей, появляются новые средства выражения, результатом становится получение творческих студенческих работ. На сегодняшний момент конечной целью ставится проектирование и создание студенческих арт-проектов в музейной и театральной деятельности».
Новый уровень восприятия
«Художественное творчество сегодня становится все более «интеллектуальным», требуя от зрителя более высокого уровня подготовленности и активного вдумчивого восприятия, восприятия-участия», — считает Анна Дрига. Вероятно, многим поклонникам традиционного театра подобное новаторство все еще кажется лишним, чрезмерным, особенно, если речь идет о классическом произведении. Но именно в театре новаторство приживается, пожалуй, органичнее, чем в каком-то другом виде искусства, тем более, что здесь с этим приходится сталкиваться далеко не впервые. Достаточно вспомнить Серебряный век русской культуры — когда-то эксперименты Мейерхольда, декорации Бенуа, музыка Игоря Стравинского воспринимались далеко не однозначно, а сейчас стали полноправной частью истории театра. Так и возможности, которые открываются перед театром с помощью цифрового волшебства, не вступают в конфликт с традиционными методами выражения художественного замысла.
«Отказываться от классики нельзя, — убеждена Иляна Маховикова, — так как это ведет к потере основы, фундаментального базиса, на котором строится современное искусство. Важно не воспринимать применяемые мультимедийные интерпретации и сценарные решения как искажение классического произведения — возможно, таким способом автор (режиссер, художник-постановщик) старается переосмыслить классическую проблематику через призму современной эпохи, своего личного видения, с использованием современных средств визуализации информации. В этих случаях мультимедиа могут стать превосходным помощником в сфере формирования эстетической культуры, в учебно-воспитательном процессе, оказавшись в роли своеобразного «моста», к сожалению, к уже трудно воспринимаемым хрестоматийным произведениям. Молодежь в наше время осваивает цифровые технологии, начиная едва ли не с детского возраста — планшетные компьютеры, технологии touch-screen; им проще потрогать, чем пролистать бумажный буклет. У человека фактически появляется еще одно чувство — восприятие информации через цифровой поток. К сожалению, развитие новых методов уже успело заполнить тот же интернет сомнительной с воспитательной точки зрения продукцией. Поэтому работая в сфере мультимедийного дизайна, мы стараемся приобщать ребят к созданию эстетически выверенных, эмоционально, духовно положительных произведений».
И пожалуй, именно театр, который многие тысячелетия не просто развлекал, а воспитывал, заставлял думать, сострадать, сопереживать, мечтать, представляет собой то идеальное в области эстетики и этики содержание, которое способно вдохнуть настоящую жизнь в выверенную форму магических цифровых технологий.
Татьяна Семме