Пробудить в себе Демосфена
Театральное представление — это всегда публичное выступление. Артист выходит на сцену перед множеством зрителей, кожей ощущает их пристально-любопытные взгляды и знает, что должен завоевать их сердца здесь и сейчас. Что при этом творится в его голове и в его душе, иногда неизвестно даже ему самому. Однако заглянуть туда и разобраться было бы очень интересно. В связи с этим мы сочли уместным рассказать о научно-исследовательском проекте, стартовавшем на кафедре психологии поведения и превенции поведенческих аномалий.
Эмоции — то единственное, что делает нас живыми. Участники эксперимента, который проводится в нашем Университете, получают редкий шанс испытать массу разнообразных эмоций, попадая в смоделированные специально для них ситуации публичного выступления и общения с незнакомым человеком противоположного пола
Кот в мешке
Проект «Эндокринные и психологические детерминанты поведения человека в стрессе» предполагает изучение способностей людей справляться с социальным стрессом в условиях публичного и межличностного общения. Исследование проводится с использованием психологических опросников и состоящего из двух частей эксперимента, суть которого заключается в моделировании ситуаций общения. Первая часть — выступление перед видеокамерой, вторая — беседа с человеком противоположного пола. Участникам проекта необходимо дважды приехать на факультет психологии в течение одной недели, чтобы пройти эксперимент полностью. Причём участвовать могут и те, кто недоволен качеством своей коммуникации, и настоящие асы общения.
Подумав, что надо опробовать это на собственной шкуре (дабы не продавать кота в мешке), я отважно записалась в участники эксперимента.
Искусство плюнуть в пробирку
Собрав всю свою решимость, в назначенное время я оказалась на цокольном этаже факультета. Меня предупредили, что за час до начала эксперимента нельзя есть и пить что-либо, кроме простой воды. По закону подлости пить захотелось, как только за мной закрылась дверь аудитории. Девушка-экспериментатор предложила прочесть и подписать так называемое «информированное согласие». В бланке сообщалось, что именно мне придётся делать в рамках предстоящего эксперимента. После этого мне выдали небольшую пластиковую пробирку для забора слюны. Не решившись просто плюнуть туда (а вдруг не попаду?), я воспользовалась специальной одноразовой трубочкой. Чувствуя себя змеёй, в медицинских целях «сдающей» яд, я нацедила необходимое количество слюнной жидкости.
Пощекочем нервы
Я заполнила маленький психологический опросник, после чего узнала подробности эксперимента. Оказалось, что нужно в спешном порядке подготовить пятиминутное выступление на камеру. Я знала, что темы для спича выбираются случайным образом, но втайне надеялась, что мне попадётся что-нибудь мало-мальски знакомое. Но заготовленные темы не удивят только узкий круг специалистов. Мне достался материал из области биологии. Преодолев шок, я начала разбираться в информации, которая должна была послужить базой для моего выступления. Не буду скрывать: когда я записывала опорные фразы, то с трудом узнавала собственный почерк.
Время вышло, и меня провели за тёмную ширму, где стояла камера. Даже помня о том, что это лишь эксперимент, я ощущала себя как на экстремальном аттракционе (вроде «Свободного падения»): и безопасно, и страшновато. Мне сообщили, что камера будет работать всё отведённое время, вне зависимости от того, когда я закончу. Нервам стало ещё щекотнее, а экспериментатор включила видеокамеру и вышла.
Однако через пять минут всё кончилось, отключённая камера пикнула, и я выдохнула с облегчением.
«Я требую продолжения банкета»
Затем я заполнила ещё один небольшой опросник, снова поделилась слюной и получила на руки последнюю часть работы — несколько психологических методик, исследующих особенности личности и опыт переживаний в детстве. Мне говорили, что это самый длительный блок эксперимента. Но я пребывала на волне удовольствия от того, что уже прошла самое (для меня) трудное, и мне показалось, будто я справилась с ним очень быстро. Под конец у меня забрали ещё немного слюнной жидкости; думаю, этот образец будет представлять собой моё самое спокойное состояние.
Всё вместе — от начала и до конца — заняло у меня полтора часа, которые по ощущениям пролетели, как минут двадцать. Уходить не хотелось, и теперь я с нетерпением жду продолжения, которое заключается в смоделированной ситуации общения с человеком противоположного пола. Менеджер проекта сказала, что этот кусок работы будет короче и займёт всего 45 минут.
Сильнее страха смерти?
Теперь можно было поговорить с сотрудниками кафедры, не опасаясь, что какая-то информация повлияет на мои результаты. Одна из исполнительниц проекта, Екатерина Александровна Потёмкина, любезно согласилась рассказать подробнее обо всём, что связано с этим исследованием.
Идея изучать особенности реагирования людей в стрессовых ситуациях зародилась среди преподавателей кафедры психологии поведения, которые впоследствии составили костяк рабочей группы. Научное руководство данным проектом осуществляет Валентин Анатольевич Абабков — доктор медицинских наук, специалист в области исследования стресса и врач-психотерапевт. Организационное руководство легло на плечи декана психологического факультета Аллы Вадимовны Шаболтас, а исполнителями стали доценты и аспиранты нескольких кафедр.
«Считается, что страх публичных выступлений находится чуть ли не на первом месте в классификации страхов, — рассказывает Екатерина Александровна. — У некоторых людей он может быть даже сильнее, чем страх смерти». В любом случае, читая речь перед зрителями, каждый оратор испытывает определённое напряжение. Разговор с человеком другого пола, казалось бы, должен быть менее стрессовым, однако люди и в этой ситуации реагируют по-разному. И есть ряд гипотез, предполагающих, что уровень напряжения зависит от личностных особенностей выступающего: с одной стороны, психологических (тревожности, агрессивности, опыта детских переживаний) и с другой — физиологических (особенности гормональной реакции).
Бесплатная консультация психотерапевта
Екатерина Александровна Потёмкина подчеркивает, что ученые гарантируют конфиденциальность полученной информации. Хотя исследование проходит не анонимно, однако фамилии участников фигурируют только в одном бланке, во всех остальных есть лишь идентификационный номер. А видеоматериалы после обработки и интерпретации будут уничтожены.
Основной целью проекта является изучение особенностей человеческого поведения, а не коррекция и изменение оного. Впрочем, при желании можно кое-что предпринять и в этом направлении, поскольку всем участникам предоставляют разовую консультацию профессионального психотерапевта. «Помимо билетов в арт-кафе, второй бонус, который мы можем предложить, — это Валентин Анатольевич Абабков», — шутливо улыбается Екатерина Александровна. «А психотерапевтическая консультация, — продолжает она, — это, по сути дела, расширение видения ситуации, которая кажется человеку проблемной, взгляд с другой стороны».
Консультация может и не быть связана с тем, как человек проходил эксперименты; каждый волен выбирать тему сам. Если же участник всё-таки захочет говорить о своих результатах в данном проекте, то беседа будет построена на том, как он переживал смоделированные ситуации и что его больше всего волновало.
Не всегда вас хотят забросать камнями
Открыв рекламный буклет любой психологической компании, мы наверняка наткнёмся на тренинг публичных выступлений — он популярен и хорошо работает. Уже выработано немалое количество приёмов, используемых, чтобы выступать эффективнее и снимать при этом эмоциональное напряжение. «Каждому человеку важно понять, что в нем вызывает сильную эмоциональную реакцию, которая ему мешает, — считает Екатерина Александровна. — Как только он это осознаёт, ему становится легче. С другой стороны, как правило, чем больше у нас опыт, тем проще нам выступать». Посему основная рекомендация психолога — тренироваться и чаще говорить перед зрителями. «А также не забывать, что другие люди — тоже люди, у которых тоже бывают страхи и которые не всегда хотят забросать вас камнями», — заключает Екатерина Александровна.
Желающие принять участие в проекте могут позвонить по телефону 966-06-17. Также записаться и получить дополнительную информацию можно по Интернету: http://vk.com/club13179646. Каждый участник получит в подарок разовую консультацию психотерапевта и билет с открытой датой на любой концерт в арт-клубе «КНИГИ и КОФЕ» (www.bookcoffee.ru).
Юлия Слободянюк
Фото: Андрей ДУБРОВСКИЙ