Главная » Культура

Восстанавливая связь времен

В СПбГУ создают виртуальную реконструкцию уникального новгородского храма на Нередицком холме. Очередной этап живописной реконструкции фресок представил Институт искусств СПбГУ.

Живописная реконструкция композиции «Страшный суд»

Работа над проектом «Нередица. Связь времён» фактически началась ещё в 2006 году, — вспоминает заведующий кафедрой информационных систем в искусстве и гуманитарных науках СПбГУ, доктор физ.-мат. наук Николай Валентинович Борисов. — В 2006 году, по рекомендации декана филологического факультета Сергея Игоревича Богданова, мы с коллегами съездили в Новгород, сделали ряд снимков храма Спаса на Нередицком холме». Во время войны церковь была практически полностью разрушена, осталась небольшая часть основания и алтарной части. После войны её, как значимый памятник древнерусской архитектуры, достаточно быстро восстановили, используя данные довоенных обмеров. Но большая часть росписи храма безвозвратно погибла. «Возникла идея — использовать компьютерные технологии для виртуальной реконструкции храма и его росписей по состоянию на тот момент, когда он был наиболее сохранен — это конец XIX — начало XX века, — отмечает Николай Валентинович. — Художник, преподаватель нашей кафедры Сергей Швембергер, который в том числе занимается 3D графикой, начал, не дожидаясь специальных грантов, делать варианты виртуальных реконструкций. Это позволило в 2006–2009 годах С.В. Швембергеру и Е.В.Логдачевой создать полную трёхмерную компьютерную модель храма и выполнить частичную реконструкцию его системы фресковой живописи на основе акварелей Л.М.Браиловского. При этом постарались воспроизвести в модели точные исходные размеры храма, используя обмеры Императорской археологической комиссии начала XX века. Разработанная ими методика виртуальной реконструкции с использованием технологий трехмерной компьютерной графики позволила дать наглядное визуальное представление росписи храма».

Сотрудники кафедры информационных систем в искусстве и гуманитарных науках, с участием специалистов Института искусств СПбГУ, исторического факультета СПбГУ, Государственного Русского музея и Новгородского музея-заповедника, создали мультимедийную информационную систему «Архитектура и настенная живопись Новгородской церкви Спаса-Преображения на Нередице» (http://www.nereditsa.ru), где представили сделанные виртуальные реконструкции.

В презентации приняли участие заместитель главы администрации области А.В.Смирнов, архиепископ Новгородский и Старорусский Лев, директор Новгородского объединенного музея-заповедника Н.В.Григорьева, руководитель живописной реконструкции Т.В.Ласка

«К сожалению, акварели Л.М.Браиловского не дают точную и полную картину росписи храма. Следующий этап работ по виртуальной реконструкции должен быть основан на более полном восстановлении фресок храма, — объясняет Николай Валентинович. — Имеются чёрно-белые фотографии фресок, сделанные перед самой войной. Их делали систематически: ставили леса и фотографировали фрески со всех ракурсов. Эти фотографии, а также сохранившиеся фрагменты росписи могут стать основой более точной трехмерной компьютерной реконструкции архитектурного и фрескового ансамбля храма Спаса на Нередице».

Вторая жизнь утраченных фресок

После создания модели памятника встал вопрос о его живописном ансамбле, так как восстановление храма без восстановления живописи – это разрыв целого, живого организма. Идея реконструкции живописного ансамбля возникла в Институте искусств, сотрудниками которого в основном являются художники-живописцы. Руководит проектом художник-монументалист, директор Института искусств СПбГУ Татьяна Ласка. «Тяжело осознать масштаб потерь, когда понимаешь, что церковь XII века смогла простоять восемь столетий, но была разрушена за какой-то год, — рассказывает она о причинах восстановления храма. — Эта утрата впечатляет, поэтому хочется сделать всё возможное, чтобы её восполнить».

«Когда в 2006 году проректор по направлениям журналистика, искусство, связи с общественностью, филология и востоковедение Сергей Богданов инициировал работы над проектом, мы и не думали, что сможем выйти на такой серьезный уровень работ», — отмечает Татьяна Ласка.

Пятнадцать процентов уцелевшей стенописи, фрагменты штукатурки с остатками росписи, зарисовки и копии — это всё, что осталось от этого выдающегося ансамбля древнерусской архитектуры и монументального искусства. Сохранились также черно-белые фотографии интерьера храма на Нередице, сделанные в 1903–1910 годах.

Новгородские реставраторы нашли более 325 тысяч фрагментов фресок площадью более 220 квадратных метров, это всего лишь часть объёма росписи церкви.

Перед тем как творческий коллектив художников приступает к созданию холстов, архивные фотографии росписи и сканированные изображения сохранившихся фрагментов фресок обрабатываются на компьютере. С помощью изменения насыщенности и контраста, на некоторых из них, где непрофессиональный глаз никогда не сможет увидеть рисунок, проявляются элементы живописи. И только после этого преподаватели изобразительного искусства СПбГУ (Татьяна Ласка, Ирина Цымбал, Андрей Филлипов и Светлана Кобышева-Кузьмина, составляющие команду художников) начинают воссоздавать композицию.

Первой стала композиция «Страшный Суд», так как именно по ней исследователи собрали больше всего материалов. 21 сентября 2011 года она увидела свет: в здании Присутственных мест Новгородского кремля в рамках культурной программы выставки-ярмарки «Православная Русь» открыли выставку живописной реконструкции. Работу творческой группы проекта увидели все желающие.

На углу с западной стеной храма располагается одна из самых знаменитых композиций Спаса на Нередице — «Ктиторская». Она единственная из всех возвращена на стены в своём историческом виде, то есть полностью собрана из осколков. Это стало возможным благодаря труду реставраторов Новгородского музея под руководством Татьяны Анатольевны Ромашкевич.

В Институте искусств сегодня день уже закончили работу и над композицией «Крещение». Она продолжает стену, идущую за «Ктиторской». «Мы идём по ходу росписи, продолжая одну композицию другой, чтобы накладывать их на трёхмерную модель последовательно. Так сразу виден результат», — поясняет Татьяна Ласка.

Прочувствовать рисунок

В ходе работы с «Крещением», как и с другими композициями, творческая группа сталкивается с двумя основными проблемами. Первая — это определение масштаба. Восстановление живописи происходит в основном по архивным фотографиям, поэтому, в зависимости от ракурса съёмки, изображение на снимках может искажаться. Для выполнения этой задачи необходимо обладать глубокими знаниями и большим опытом как в изобразительном искусстве и архитектуре, так и в работе в компьютерных графических программах. Этот этап компьютерной реконструкции выполняет архитектор, преподаватель кафедры изобразительного искусства Сергей Голубков. «Крещение» по размеру меньше «Страшного суда», а значит, изменения картинки здесь не такие существенные, как в предыдущей композиции.

Вторая проблема — сохранение цвета. «Нам очень помогло копирование фресок. Мы всё это лето с рабочим коллективом ездили в Новгород и копировали фрагменты, находящиеся на стенах храма, а также в новгородских реставрационных мастерских, — рассказывает руководитель живописной реконструкции. — Мы научились рукой чувствовать рисунок, его стилистику. Именно благодаря этому работы после лета пошли значительно легче».

Татьяна Ласка часто бывает в церкви Спаса на Нередице — несколько раз в месяц, иногда и чаще. «Конечно, большая часть работы происходит в Университете, а на месте мы смотрим цвет и конкретные аналоги, но всё равно сложно находится в отрыве от храма», — поясняет директор Института искусств. Кроме того, вместе с преподавателями в церковь ездят и студенты. Татьяна Ласка отмечает: «Мы их привозим, показываем Нередицу. Но я, профессиональный художник-монументалист, не знаю, как им объяснить, что здесь было. Мы привыкли к словам о том, что множество памятников у нас разрушено. А здесь ты действительно осознаёшь, что этого нет. И это на тебя очень сильно влияет. Искусство — это вообще одна из самых действенных сил».

Специалисты, участвующие в реконструкции живописи церкви Спаса на Нередице: С.Кобышева-Кузьмина, А.Филиппов, И.Цымбал

Сейчас реставраторы уже собирают материал для восстановления южной стены храма, на которой расположены две композиции.

Обмен опытом

Научно-исследовательский проект стал одной из главных тем Всероссийской конференции «Проблемы реконструкции и реставрации памятников исторического и культурного значения», которая проходила с 19 по 21 декабря 2011 года в Университете. В ней приняли участие более 150 специалистов из Государственного Эрмитажа, Государственного Русского музея, Российской Академии художеств и многих других культурных и образовательных учреждений. Помимо исследователей СПбГУ, в конференции выступили представители Новгородского государственного объединённого музея-заповедника — все те люди, которые максимально задействованы в проекте «Нередица. Связь времён».

Прикоснуться к ХII веку

Самым главным приобретением за время работы Татьяна Владимировна считает круг общения, в который вошли представители Новгородского музея: «Огромное счастье быть знакомыми с людьми, которые посвятили всю свою жизнь восстановлению искусства, каждый день прикасаются к живописи XII века, и иметь возможность слушать их мнение относительно своих работ. Мы более молодые специалисты, поэтому работать с такими людьми — это оцень достойно».

Проект «Нередица. Связь времён» — это работа над восстановлением живописи, которую создали больше восьми веков назад. Казалось бы, для художников, людей, занимающихся авторским искусством, реконструкция чужой живописи не может быть настолько интересным процессом. Но, как отмечает Татьяна Ласка, всё происходит иначе: «Ещё в позапрошлом году, приступая к росписи, мы и не думали, что наше отношение к Нередице станет куда более трепетным, чем отношение к собственному творчеству».

На данный момент научно-исследовательский проект не прошёл и четверти пути. Восстановление живописного ансамбля церкви Спаса Преображения на Нередице — это очень долгий и кропотливый процесс, который, по словам руководителя живописной реконструкции, при нынешней команде из четырёх художников удастся закончить не раньше чем через пять лет.

Церковь Спаса на Нередицком холме была построена в 1198 году рядом с Новгородом по заказу князя Ярослава Владимировича в память об умерших сыновьях Изяславе и Ростиславе. Считается, что храмовую роспись в ней делал известный новгородский живописец Олисей Гречин. С незначительными утратами храм сохранился до XX века. Во время Великой Отечественной войны он находился на линии фронта и был практически разрушен. Только к 1958 году реставраторы подняли его из руин, но уникальные фресковые росписи, украшавшие внутреннее убранство церкви, восстановить не удалось.

Полина Огородникова,
Мария Блажнова

Новости СПбГУ