«Режиссура — это власть…»
Накануне Всемирного дня театра студенты факультета свободных искусств и наук встретились с молодым петербурсгким режиссером Иваном Стрелкиным. Он поделилися своими размышлениями о театре и первых шагах в профессии.
Иван Стрелкин родился в Ленинграде 10 февраля 1988 года. В 2010 году окончил СПбГАТИ (мастерская профессора Г.М.Козлова) по специальности «режиссёр драматического театра». В своем первом спектакле Театра «Мастерская» «Облако в штанах» Иван выступил как режиссёр-постановщик и исполнитель главной роли .
— Иван, расскажите, пожалуйста, о том, как вы определились с выбором профессии? Почему именно режиссура?
— Это решение я принял в 11 классе. Чем дальше это время, тем хуже я помню, как это было. Как-то невыразительно. До поступления играл пару ролей в школьном театре. Может, это и определило мою симпатию к театру. Режиссура — это власть, поэтому она мне нравится. Власть над людьми, смыслами и ещё много над чем. Актерская профессия зависимая, прилагаемая.
— Какую точку зрения вы разделяете: режиссёр — это широко образованный человек с достаточным жизненным опытом или режиссёру всегда восемнадцать и он каждый раз всё начинает с нуля?
— Мне кажется, всё бывает по-разному, и, вообще, одно не отменяет другое. Всю жизнь нужно учиться этой профессии и у этой профессии, и чем шире образование, и чем больше опыт (жизненный и профессиональный), тем лучше. Но бывает и наоборот: я видел тому примеры, когда человек в жизни гораздо менее интересен, чем его творчество. Поэтому прямой зависимости, мне кажется, нет. Ни с количеством опыта, ни с его необходимостью. Нужен профессиональный опыт для некоторых вещей, сиюминутно не всё можно сделать. Но есть, опять же, и масса гениальных исключений.
Что касается начинания с нуля — мне кажется, каждый спектакль должен быть экспериментом, реальным поиском чего-то нового. Хорошо, если всякий материал (пьеса, инсценировка и т.п.) требует своей личной технологической идеи. Но так на практике случается редко, самые гениальные режиссеры рождали за жизнь всего одну систему, а уж чтобы создавать новую на каждый спектакль! Хотя, может, времена изменились, и если мне это пришло в голову, то теоретически — возможно.
— Иван, расскажите про свой первый спектакль, про свои первые шаги в профессии.
— Спектакль «Облако в штанах» по одноимённому произведению Владимира Маяковского был первым. Это был эксперимент, то есть я шел вслепую, придумывая самостоятельно всю эстетику и метод спектакля. Мне хотелось сделать что-то вообще не жизнеподобное, условное и зрелищное. Но мы ничего такого на занятиях не делали, и именно поэтому я пошел вслепую туда, где не ориентировался. Поскольку я был молодой и глупый, я открывал что-то очень странное и игнорировал некоторые законы театра. В итоге понадобилось два года, чтобы получился жизнеспособный спектакль, и жил он очень недолго: через 7-8 показов актеры перестали в него верить. Сейчас спектакль уже мертв, но пару раз он был сыгран неплохо, что я считаю своим достижением. К тому же, я получил огромный опыт: начиная от оргвопросов, заканчивая тем, как надо работать с актерами.
— Как вы выбрали произведение? Сначала захотелось сделать что-то условное и зрелищное, и вдруг под руку попалось «Облако в штанах», или наоборот?
— Это совпало. «Облако» меня само по себе потрясло, это не был подбор материала под идею.
— Создание первого спектакля, условного и зрелищного, — это последовательная и целенаправленная работа или результат мгновенного вдохновения?
— Вдохновение немного странное слово. Вся профессия состоит из этого, ты получаешь деньги за идеи, постоянно придумываешь. Бывает, что ничего не получается придумать. Но вообще пресловутое «вдохновение» — это нормальное рабочее состояние. Так что думаю, что создание метода — это результат последовательного и целенаправленного вдохновения!
— Как вы справлялись с такими моментами в работе над «Облаком», когда ничего не получалось придумать? Если, конечно, такие моменты были.
— Садился и придумывал. Я не знаю, если честно. Такие вещи очень сложно обсуждать. Мне кажется, что работа режиссера такая же, как любая другая. Каменщик кладет стену, я сижу и придумываю сцены. Как с ними ещё справляться? Иногда можно послушать актеров: посмотреть, что придумали они, и выбрать варианты. Когда актер хороший, нужно его просто вдохновить в нужную сторону, и он все сделает сам. Это такие актеры-музыканты, сами играют. Когда актер не музыкант, а инструмент, нужно в него по-разному дуть и слушать, где звучит, а где — нет. Всегда это незнакомый инструмент, а иногда ещё и неисправный. Тогда нужно просто садиться и придумывать.
— Сейчас вы работаете ещё и с актёрами-любителями. В чём особенность этой работы?
— Я выпустил два спектакля с любителями, «От красной крысы до зеленой звезды» А.Слаповского и «Алису в Стране чудес» Л.Кэрролла. Работа нравится, я очень много экспериментирую. В этом и есть вопрос подхода. В работе с любителями я стараюсь не учить их, а делать с ними интересные вещи. Это взаимный эксперимент. Я формулирую задания, они их выполняют и придумывают своё в ответ. Мы можем театрально развиваться и раскрывать свои внутренние способности и содержания. Таким образом, появляются интересные театральные эксперименты, спектакли. Люди учатся делать театр своим личным образом, и в этом достижение любительского театра. Профессионал же всегда ориентирован на результат, и в этом его беда.
Театр «Мастерская» — профессиональный драматический театр, основанный в 2010 году на базе актерско-режиссерского курса Санкт-Петербургской Академии театрального искусства (СПГАТИ), который возглавлял заслуженный деятель искусств России, профессор Григорий Козлов.
Беседовала Мария Лебедева