Главная » Конференц-зал

Наука не по-детски

СПбГУ продолжает привлекать к научной работе школьников. Во дворце герцогов Лейхтенбергских прошла шестая молодежная конференция «Экологическая школа в Петергофе».

В конференции приняли участие более 70 школьников

Особенность данной экологической школы в том, что она рассчитана на широкий круг исследователей, от школьников старших классов и молодых специалистов до маститых учёных, которых объединяет интерес к экологии. Темой конференции стали экологические проблемы урбанизированных территорий Северо-Запада России и пути их решения. В течение двух дней школьники не только слушали известных учёных, но и активно выступали сами. Доклады ребят охватили самый широкий круг вопросов — от экологических проблем школьных дворов и пустырей до экологической обстановки на побережье Финского залива. Исследование растений-аллергенов и грибов, влияние на флору антигололёдных средств и использование дикорастущих декоративных растений для озеленения города — это далеко не полный список того, о чем юные натуралисты рассказали своим коллегам.

В конференции приняли участие более семидесяти школьников. «Всё это ребята, которые уже занимаются самостоятельной научной работой. Они приезжают вместе со своими учителями, наставниками. Наиболее смелые выступают, готовят устные доклады, а стендовая часть проходит обычно в виде дискуссии, очень живо и с интересом, — рассказал председатель организационного комитета, доктор биологических наук Дмитрий Юрьевич Власов. — Каждый год количество участников растёт, и очень приятно, что многие городские кружки и секции (Эколого-биологический центр «Крестовский остров» ГДТЮ, Всероссийская детская экологическая экспедиция «Живая вода»), которые занимаются биологией, знают о нашей конференции, стараются в ней участвовать, специально готовят материалы, в течение года работают и потом стараются представить нам результаты».

Оценить свои возможности

Такие конференции — хорошая платформа для того, чтобы университетские преподаватели познакомились со своими потенциальными студентами, а сами школьники попробовали на вкус, что же такое — научная работа, определились, насколько им это интересно, и померились силами со своими юными коллегами. Так, ученики ораниенбаумского Центра детского технического творчества «Город мастеров» не в первый раз присутствуют на молодёжной конференции в Сергиевке. «Наш доклад выставлен на стенде, — рассказали ребята. — Это материал о посёлке Лебяжье, о его природных и культурных достопримечательностях. Перелётные птицы, например, нуждаются в том, чтобы их не спугивали с мест обитания. У нас много и культурных ценностей: деревянные дома, постройки XIX века, Никольская церковь в здании Лоцманского собрания. Это же лоцманский посёлок! Он в культурном плане и раньше, и сейчас очень много значит».

Ученики 10 класса гимназии № 441 Фрунзенского района Лена Петрова и Юля Чумичёва участвовали в конференции впервые. Ребята подготовили доклад на тему «Лишайники в городской среде». «Лишайники удобно исследовать, — объяснили школьники. — Их легко узнать в природе, есть простая методика опробования. Кроме того, это прекрасные биоиндикаторы состояния окружающей среды. Мы будем продолжать изучение разных видов лишайников в нашем микрорайоне».

Тема доклада ученика школы №235 Жени Иванова звучит весьма серьезно: «Оценка суммарной бета-активности плодовых тел грибов, собранных на территории авиагородка». Не по-школьному он относится и к своему исследованию: «Ко мне подходили участники, я рассказывал о работе и показывал на стенде, что и как мы делали. Мне дали несколько полезных советов для дальнейшей работы. Я хотел бы принять участие в конференции и на следующий год».

По словам учителя биологии Елены Владимировны Деларовой, для школьников такая конференция — это погружение в иную среду. Здесь они начинают понимать, что исследование важно не только для них. И, конечно же, огромным мотивирующим стимулом для ребят является публикация их работ в сборнике.

По научным правилам

«Школьники подготавливают самые настоящие научные проекты. Чтобы их выполнить, обычно нужна команда минимум из двух человек: юного эколога и научного руководителя. Поскольку у нас это уже шестая конференция, мы в обязательном порядке обращаем внимание участников на то, что каждая работа должна носить исследовательский, а не реферативный характер, — рассказывает ведущий научный сотрудник биолого-почвенного факультета, кандидат биологических наук Валентина Николаевна Рябова. — Мы, как правило, принимаем для сборника конференции не очень объемные школьные исследования — одна, две страницы, но в каждой работе должны быть указаны: актуальность, цель, задача, упоминание о методике, результаты и выводы. Каждая команда, естественно, имеет разный уровень образованности, при этом уровень зависит и от подготовленности преподавателя. Со временем мы вышли на школьников, которые работают под руководством научных сотрудников в качестве консультантов или прямых научных руководителей».

По словам Валентины Рябовой, количество команд приближается примерно к двадцати — и это только те, работы которых опубликованы, а участвует обычно больше. Требования к работам предъявляются достаточно жёсткие, как в настоящей науке: хотя исследование и маленькое, зато по всем правилам. Если есть недостатки, то на них указывается преподавателю в щадящей форме, чтобы не обидеть ребят.

 А последние знай себе мотают на ус. Ведь участие в настоящих «взрослых» научных конференциях становится для ребят хорошей подготовкой к участию в олимпиадах районного уровня, городских и даже всероссийских. «В моей “подшефной” школе каждый год кто-нибудь обязательно получает диплом. Чтобы расширить круг людей, которым мы может передать знания, ежегодно проводим экологические экскурсии на территории парка и экологические конференции. А летом по возможности организуем занятия экологической школы», — добавляет Валентина Рябова.

Потом закаленные исследовательской работой ребята с большей легкостью, чем их сверстники, открывают двери вузов и продолжают дальнейшее погружение в полюбившеюся тему. «Я знаю, что часть школьников, которые делали доклады ещё на первых конференциях, поступили в СПбГУ на естественно-научные направления. Некоторые аспиранты, которые здесь выступали, уже защитились. Опыт выступления в такой неформальной дружеской обстановке, думаю, очень помогает в будущем», — заключает Дмитрий Власов.

Инициативу проведения конференций с участием школьников поддерживают, в первую очередь, муниципальное образование Петергофа, а также Администрация Петродворцового района Санкт-Петербурга и дирекция Наукограда Российской Федерации в Петергофе.

 Мария Блажнова

Новости СПбГУ