Дань памяти просветителю
В культурной жизни многонационального и поликонфессионального Петербурга состоялось очередное событие. Во внутреннем дворе восточного и филологического факультетов СПбГУ был открыт памятник Атаулле Баязитову (1846–1911), татарскому просветителю и издателю.
Cанкт-Петербург — город европейской культуры, тем интереснее, что мусульманская община в нем существует со времен Петра Великого, то есть с первых лет основания города. С 1819 года в Императорском Санкт-Петербургском университете мусульмане служили преподавателями восточных языков и Совет университета не смущало, что многие из носителей языков, не имели академического опыта. За последнее десятилетие в нашем городе появились памятники и мемориальные доски этническим мусульманам, установленные на средства общин и землячеств. Благодаря деятельности азербайджанской интеллигенции появился памятник великому поэту и мыслителю Востока Низами Гянджави. Казахи установили памятник акыну Джамбулу Джабаеву. Есть в Петербурге памятники Габдулле Тукаю и Мусе Джалилю. Башкиры увековечили память ученого Ахмеда-Заки Валиди, в связи с открытием при СПбГУ Центра тюркских исследований им. А.-З.Валиди. Нужно отметить, что эти памятники установлены не случайно. Каждый из этих великих представителей разных народов, проживающих сейчас в Петербурге, имеет свою историю, связанную с городом на Неве. В блокадном Ленинграде в октябре 1941 года ученые-востоковеды провели намеченную в мирное время конференцию, посвященную 800-летию Низами. Поэма Джамбула «Ленинградцы, дети мои! // Ленинградцы, гордость моя!» звучала по радио и в виде листовок была расклеена по городу, поднимая боевой дух и настроение у измученных голодом, бомбежками и артобстрелами горожан. Джалиль воевал на Волховском фронте, на подступах к Ленинграду. Он написал дочери в марте 1942 года.: « … мы выгоним этих мерзавцев-фашистов из Ленинградской области, а потом совсем с советской земли…». Современники Тукай и Валиди посетили Петербург в 1910-х годах. Валиди привез из экспедиции коллекцию восточных рукописей; будучи помощником депутатов мусульманской фракции Государственной Думы, встречался с востоковедами, работал в фондах Академии наук, посещал собрания «Радловского кружка». Теперь неподалеку от памятника Валиди установлен бюст Баязитова.
Деятельность Атауллы Баязитова еще при жизни нашла отражение на страницах Энциклопедического словаря Ф.А.Брокгауза и И.А.Ефрона. Автор в начале статьи сообщил читателям: «писатель, магометанин, происхождения татарского, род. в 1846 году в Касимовском уезде, Рязанской губ., где отец его был имамом. Учился в медресе близ Касимова, потом сам стал преподавать в нем, преимущественно логику и философию…».
Далее, в 1870 году земляки пригласили Баязитова в Петербург, чтобы он возглавил второй магометанский приход. Община арендовала квартиру для проживания настоятеля и коллективных намазов по адресу: наб. р. Мойки, д. 22, кв. 28, рядом с Капеллой, у Певческого моста. Ахун (в переводе с персидского — наставник. — Ред.) Баязитов, кроме своих прямых обязанностей, служил переводчиком и преподавателем на курсах тюркских языков в Министерстве иностранных дел, читал лекции по мусульманскому праву, преподавал «магометанский закон Божий» в военных учебных заведениях.
Городскому обывателю он был знаком как автор изданных в Петербурге на русском языке книг «Отношение Ислама к науке» и «Ислам и прогресс». Кроме того, ахун, откликаясь на публикации в прессе, писал статьи в «Санкт-Петербургские ведомости», «Голос», «Сын Отечества» и др. Образованный мусульманин, он стремился опровергнуть домыслы, передать суть религии, объяснить происходившие за рубежом события и оградить единоверцев от необоснованных нападок. Естественно, просветительная деятельность Баязитова была направлена не только на часть русской интеллигенции, интересующуюся проблемами Востока. Для своих соплеменников он писал по-татарски. В 1881 году столичные чиновники удовлетворили коллективное прошение мусульман, разрешив им начать сбор средств среди мусульманского населения Петербурга и губернии на строительство мечети. Отчеты о суммах, пожертвованных на строительство, ахун Баязитов периодически отправлял в русско-татарскую газету «Переводчик. Терджиман», выходившую в Крыму. Эту газету издавал городской голова Бахчисарая Исмаил бей Гаспринский. Попытки Атауллы Баязитова издавать в Петербурге русско-татарскую газету не находили отклика во властных кабинетах. Газета Гаспринского заняла эту нишу, так как распространялась на территории всей России и за рубежом.
В начальный период первой русской революции многолетние усилия Баязитова увенчались успехом. Ахун получил разрешение на издание газеты, для которой выбрал название «Нур» («Свет»). Первый номер газеты вышел 2 (15) сентября 1905 года. Забегая немного вперед, скажем, что это издание просуществовало до 1914 года. Таким образом, газета «Нур» стала первой истинно татарской газетой. Вскоре появились татарские газеты и журналы разной политической окраски, вышли периодические издания для детей и женщин. Энергичный ахун Баязитов продолжал в своей квартире принимать мусульман, вести приходские книги, совмещать работу редактора и издателя (со временем у него появилась своя типография) с педагогической и государственной службой. В 1906 году при Петербургском мусульманском благотворительном обществе был создан Комитет по постройке соборной мечети, членом которого стал Баязитов. Комитетчики получили согласие на сбор денежных средств среди мусульманского населения империи. Большую финансовую помощь оказали эмир Бухарский и миллионеры из Баку. К сожалению, в жизни каждого человека наступает такой момент, когда все чаще и чаще о себе начинает напоминать состояние здоровья. Ахун Баязитов скончался в апреле 1911 года и был похоронен на магометанском участке Волковского кладбища. На это печальное событие некрологами откликнулись городские газеты. Наиболее полный материал о церемонии похорон Баязитова был опубликован в русскоязычной газете «В мире мусульманства». Нельзя умолчать, что с этим изданием активно сотрудничали горцы, студенты юридического факультета Университета С.Габиев, А.Кантемиров, П.Коцев. Приход и должности отца принял на себя его сын Мухаммед-Сафа, выпускник гимназии Гуревича, прослушавший неполный курс факультета восточных языков.
На этом нельзя закончить рассказ о жизни и деятельности Атауллы Баязитова. Память о нем была жива в народе. В 1990 году татарская интеллигенция Ленинграда возобновила издание газеты «Нур — Свет» и в честь этого события день 19 мая в Республике Татарстан объявлен Днём печати.
В дни празднования 300-летия Петербурга имя Баязитова было увековечено мемориальной доской на Большом проспекте ПС, д. 45. В этом здании в 1905 году вышел первый номер газеты «Нур». Здесь тогда размещалась восточная литотипография Ильяса-мурзы Бораганского, совмещавшего издательскую деятельность с преподаванием на факультете восточных языков Императорского Петербургского университета.
Инициаторами установки памятника Атаулле Баязитову на территории СПбГУ в год столетия со дня его кончины стали Постоянное представительство Республики Татарстан в Санкт-Петербурге и Ленинградской области и предприниматели-татары. Бюст просветителя выполнила в бронзе петербургский скульптор, член Союза художников Российской Академии художеств В.Абдуллина. В церемонии открытия принял участие помощник президента Республики Татарстан Т.Ю.Акулов, выпускник арабского отделения восточного факультета ЛГУ, и другие официальные лица.
Альмира Тагирджанова, краевед,
член РОО «Институт Петербурга» и национального центра «Петрополь»
Дома национальных культур
Фото: Сергей Ушаков