Студенты искали решения проблем промышленности
В СПбГУ прошел II Международный турнир естественных наук. В нем приняли участие около 20 студенческих команд из городов России, а также Казахстана, Украины и Беларуси.
Турнир естественных наук направлен на привлечение студентов к решению задач, стоящих перед российскими частными и государственными промышленными предприятиями, научными институтами. Развитие высокотехнологичных производств требует нового подхода к подготовке специалистов в области естественных и технических наук. Теоретическое образование, которое студенты получают в вузах, должно быть дополнено решением студентами актуальных научно-технических и технологических задач, возникающих на современных промышленных предприятиях, а также задач, лежащих на переднем крае фундаментальной науки. Большая часть задач турнира относилась к социальным и экологическим проблемам Российской Федерации.
Немного истории
С 2006 года в Санкт-Петербурге начали проводиться ежегодные химические турниры для школьников. В этих турнирах принимают участие наиболее талантливые юные химики России. В марте 2011 года в региональном турнире (Санкт-Петербурга и Ленинградской области) приняло участие 6 команд, а в апреле 2011 года состоялся I Всероссийский химический турнир школьников, в котором приняли участие команды, оказавшиеся лучшими по итогам региональных химических турниров в Санкт-Петербурге, Москве и Новосибирске (7 команд).
Международный студенческий химический турнир появился в ноябре 2010 года. Первое командное соревнование для студентов-химиков в России было посвящено воде. В турнире приняли участие 12 команд из вузов Санкт-Петербурга, Москвы, Казани, Ярославля и Киева (всего 60 человек). В ходе турнира студенты искали решения таких проблем, как разработка способа очистки ионообменных смол, используемых в фильтрах для воды, способа выработки биотоплива, расходующего наименьший объем чистой воды, и изобретали покрытия для крыш Петербурга, которые позволили бы избавить город от извечной проблемы — сосулек. Выяснилось, что решение многих актуальных в настоящее время научно-технических и технологических задач лежит на стыке естественных наук — химии, физики и биологии. Поэтому организаторы решили дать старт новому проекту — Международному турниру естественных наук. По форме и содержанию все осталось неизменным. Однако круг задач существенно расширился. И теперь командное студенческое соревнование проводится не только по химии, а по физике и биологии.
Правила игры
Соревнование состоит из вызовов. В каждом вызове команда-оппонент вызывает команду-докладчика для презентации решения одной из предложенных на турнире задач. Эти задачи известны заранее. Доклад оценивается по определенным критериям и оценивается (по 10-балльной шкале) отдельно за научную часть и за презентацию. Требования к решению достаточно строгие. Чтобы получить максимальную оценку за научную часть, решение задачи должно содержать обзор современной литературы, обзор патентной литературы, инженерный аспект, экспериментальное доказательство предложенного решения. Само решение должно быть оригинальным, с изложением его преимуществ и недостатков. После доклада слово предоставляется оппоненту, который дает отзыв на решения задачи, и работа оценивается также по 10-балльной шкале. Завершает вызов команда-рецензент, оценивающая работу докладчика и оппонента. Рецензент оценивается по 5-балльной системе. Также учитывается полемика докладчика и оппонента. Оценивается вызов компетентным жюри. Выигрывает команда, набравшая наибольшее количество баллов.
Творческая атмосфера
Турнир проходил в три этапа, из них два отборочных и один финальный. Один из дней турнира был полностью посвящен пленарным заседаниям, на которых представители компаний показывали свои презентации, обменивались мнениями по актуальным проблемам науки и технологии.
Каждый день турнира проходил в творческой атмосфере с научным уклоном. Поскольку условия задач были известны заранее, всем командам была предоставлена равная
возможность тщательно подготовить свои решения. Нужно было разработать красивую и в то же время наглядную презентацию, но главное — сам доклад. Несмотря на то что в рядах жюри находились высококвалифицированные специалисты, это ничуть не избавляло докладчика от необходимости правильно донести идею решения, показать его красоту и применимость. Следует отметить, что задачи на международном турнире касались весьма серьезных и актуальных проблем технологии. Например, в одной из них предлагалось найти надежную, долговечную и экономичную защиту аэродинамических поверхностей самолетов от обледенения. Не менее актуальна задача, в которой предлагалось найти экспрессный метод оценки качества бензина на заправках. Предлагались и задачи, связанные с медициной, например предложить больным сахарным диабетом заменитель соли, не содержащий хлорид натрия.
Даже искушенному исследователю предложенные на турнире задачи могут показаться чересчур сложными или вовсе неподъемными. Тем не менее студенты представляли красивые и изящные решения. Конечно же, многие из них спорные и требуют дополнительного и тщательного анализа, однако даже такие решения могут оказать существенную помощь в процессе поиска нужной технологии.
Работа оппонента полностью импровизационная. Всего за 7–10 минут, которые длится доклад, оппонент должен сформулировать уточняющие вопросы, грамотно и корректно оценить все аспекты предложенного решения. Примерно то же самое происходит на защите кандидатских и докторских диссертаций, за исключением одного маленького, но существенного момента. Оппоненты диссертаций заранее получают защищаемую работу для оппонирования. Таким образом, оппонент студенческой команды, можно сказать, оценивает работу просто с ходу. Ну и уж совсем импровизационной является работа рецензента, оценивающего полемику, доклад и оппонирование. А полемика по некоторым докладам была весьма нешуточная!
Финальный круг
Согласно регламенту турнира из 19 команд в финальный круг должны выйти всего шесть. Борьба в финальном круге накалилась до предела, ведь сошлись сильнейшие из сильнейших! Финальная часть турнира удалась на славу, члены жюри получили истинное удовольствие. В результате третье место заняла команда Львовского национального университета, второе место у Башкирского государственного университета, а вот главный приз — Кубок международного турнира естественных наук отправился в Киевский национальный университет. На церемонии закрытия в адрес оргкомитета турнира было выражено много благодарностей и от команд, и от кураторов, и от членов жюри. Безусловно, такие турниры крайне интересны и полезны.
Антон Балабан, к.х.н, член жюри турнира
Фото: Андрей Дубровский