За знаниями — в Армению!
Группа студентов СПбГУ этой осенью прошла краткосрочную учебную стажировку в Ереванском государственном университете.
Что приходит на ум обычному российскому студенту, когда перед ним встает вопрос об иностранной стажировке? Вузы Франции, Германии, Италии, как недосягаемая мечта — университеты Соединенных Штатов. Все гонятся за престижными корочками, потому и стремятся на Запад. Но что ожидает российского студента в стенах Сорбонны, Гейдельберга или Йеля? Совершенно незнакомая обстановка, другая процедура обучения, сдачи экзаменов, другие люди со своей системой ценностей и обычаями, неожиданная, мягко говоря, по сравнению с российскими реалиями стоимость обучения, не говоря уже о ценах в магазинах, кафе и т.п.
Рискну предположить, что за прошедшие двадцать лет мы разучились ценить то, что всегда находилось и до сих пор остается рядом с нами. Люди, когда-то принадлежавшие к одной общности, вдруг начинают враждовать и забывают о вековой дружбе, университеты, входившие в некогда единую систему советского высшего образования и академической науки, вдруг разрывают все научные связи и поодиночке обращают свои взоры на Запад.
Конечно, устанавливать международные связи с ведущими европейскими и американскими научными центрами необходимо. Но зачем при этом игнорировать старые, существовавшие столько лет и доказавшие свою жизнеспособность и надежность? Вопреки расхожим обывательским представлениям и несмотря на схожие экономические трудности, в суверенных государствах постсоветского пространства наука и высшее образование продолжают развиваться, и Ереванский государственный университет, основанный еще в годы Первой Республики Армения (в 1919 году), яркое тому подтверждение. Там учатся точно такие же студенты, преподают точно такие же академики, профессора и доценты. Система высшего образования и науки в Армении — такая же, как и в России, ведь у них один общий, советский, фундамент — не только со всеми своими минусами, но и очевидными плюсами. Вместо того чтобы ехать в ЕС или США, погружаться в совсем чужой для нас мир, почему бы не обратиться к чему-то более знакомому и родному?
Так, мы, группа студентов из десяти человек разных курсов, форм обучения и даже факультетов (исторического и философского), приняли для себя решение пройти осенью 2011 года краткосрочную учебную стажировку в Ереванском государственном университете (ЕГУ).
Сделать это было не сложно, так как между нашими вузами с 2003 года действует «Договор о научном, учебном и культурном сотрудничестве» и ежегодно осуществляется обмен студентов, аспирантов и преподавателей. Более того, на кафедре истории народов стран СНГ исторического факультета СПбГУ работает профессор Арсен Карапетович Шагинян, который одновременно является полномочным представителем ректора Ереванского госуниверситета в Санкт-Петербурге и Северо-Западном ФО РФ. К нему мы и обратились в мае с просьбой об организации стажировки, и уже через месяц получили официальное приглашение из Еревана.
Десятилетиями нас убеждают, что цивилизация последние две тысячи лет ютится исключительно в Европе, а за ее пределами лишь теплятся угольки в той или иной степени отсталой культуры. Этот нехороший стереотип нужно ломать.
Тщательно изучая историю и жизнь народов Европы, мы забываем, что есть культуры и цивилизации несравнимо древние. Армения — страна с многотысячелетней историей, по исконному календарю которой 11 августа сего года наступил новый, 4505, год!
Поэтому она успела пережить все великие потрясения древности, в том числе завоевания хеттов, ассирийцев, ахеменидов, римлян, нашествия гуннов, арабов, турок,
монголо-татар. Армения — первая в мировой истории страна, провозгласившая в 301 году христианство в качестве государственной религии. Археологи, искусствоведы, культурологи могут провести здесь десятилетия, как в свое время великие советские академики Н.Я.Марр, И.А.Орбели или Б.Б.Пиотровский, — и этого будет недостаточно. Каждый квадратный метр земли в Армении наполнен историей, что-нибудь обязательно да происходило. Нельзя, конечно, было выучить всю армянскую историю за те две недели, что мы провели в Армении, но сформировать представления об основных вехах — запросто.
Одно из важных преимуществ обучения в Ереване — это, как ни странно, небольшая территория государства. Если в России съездить из Петербурга в центр России — задача не из легких и дешевых, то в Армении дорога в любой конец страны на машине займет не более десяти часов. Не нужно было сидеть в душных (армянская осень по средним температурам не сильно отстает от лета в Центральной России) кабинетах и смотреть изображения античных и средневековых крепостей, замков и монастырей — можно сесть в автобус и увидеть их воочию. Тем более что прошлой осенью, как мы потом узнали, группа искусствоведов исторического факультета СПбГУ из 34 человек все две недели своей стажировки в Армении провела исключительно выездными лекциями к памятникам античной и христианской архитектуры.
Многие храмы строились в скалах, на высоте до нескольких тысяч метров над уровнем моря. Захватывающее дух зрелище: вы стоите на крепостной стене древнего, запрятанного в горах монастыря, а впереди только синее небо и каменные хребты, покрытые льдами и лесами.
Не зря говорят, что главное богатство страны — это ее люди. В какую бы тяжелую ситуацию вы ни попали, рядом никогда не окажется посторонних в прямом смысле этого слова. Как-то раз мы пытались уехать из святого Эчмиадзина (пригород Еревана и духовная столица страны). Даже не пришлось голосовать — машины останавливались сами, а водители любезно предлагали нас подвезти; ни о какой плате, разумеется, и речи не шло.
«Культурный шок», о котором так много пишут культурологи, нас, к счастью, не поразил. В Армении все почти как в России, но есть целый ряд маленьких забавных отличий, которые в совокупности не могут не очаровать заезжего студента. Например, среди ровесников принято обращаться друг к другу «ахпер», что в переводе означает брат. Вроде бы ничего особенного, но сразу настраивает общение на более теплый, я бы даже сказал — интимный, лад. Или замечательные армянские фразы, не имеющие адекватных аналогов в русском языке: «цавет танэм» — заберу боль твою, «мернем кез» — умру за тебя и т.п. Армяне часто говорят: «чем я могу вам помочь?», на любой вопрос с удовольствием отвечают «да» или «конечно, есть».
Россия — многонациональная страна, это постоянно подчеркивается и это действительно так, но, как ни странно, в России, в особенности — в ее культурной столице Санкт-Петербурге, не возникает ощущения «интернациональности». Никогда не возникает сомнения, что ты находишься в русском городе. И совсем по-другому в Ереване. Город, как и вообще вся Армения, одна из самых моноэтнических государств, если не самая, в мире. Численность титульной нации достигает 97% населения страны. И несмотря на это Ереван, как и вся страна, не производят такого впечатления. Временами забывается, что ты шагаешь по самой старинной из ереванских улиц — Абовяна; причудливый калейдоскоп из многих даже экзотических языков мира, смешение архитектурных стилей, памятники, отсылающие к историческим событиям различных уголков планеты, — все это позволяет назвать Ереван подлинно космополитическим городом.
Наша стажировка длилась две недели, прослушанные курсы, которые мы сами же заказали, были посвящены истории, культуре, искусству армянского народа, современной социально-политической системе и экономике Армении и сопредельных стран.
За это время мы посетили крепость III века до н.э. Гарни, которая служила летней резиденцией древнеармянских царей. На ее территории возвышается единственный сохранившийся на постсоветском пространстве языческий храм I века н.э., посвященный богу Солнца. Недалеко от Гарни располагается уже крепость-монастырь раннехристианской эпохи Гегард. В основанном в IV веке монастыре долгие столетия таилась одна из важнейших святынь христианского мира — копье Лонгина, которым он пронзил распятое тело Иисуса Христа. Сейчас это копье хранится в духовной армянской столице — в Первопрестольном Эчмиадзине.
На самой длинной (5,7 км) и на самой высокой (360 м) канатной дороге в мире мы добрались до крепости-монастыря IX века Татев, где до 1453 года функционировал один из двух старейших университетов Армении — Татевский.
Еще в одном монастыре IX века, расположенном на острове озера Севан, нам посчастливилось побывать. Мы побывали также в монастырях XI века Кечарис и XIII века Нораванк. Забрались на самую вершину самой высокой горы современной Республики Армения — Арагац (4090 м), кратер которого заполнен холодным озером и на склонах которого возвышается княжеский замок VII века Амберд.
Однако Арагац — это лишь третья высота Армянского нагорья, большая часть которого сегодня в составе Турции. Там же возвышается наивысшая точка нагорья — библейский Арарат (5165 м).
Армения — южная страна, страна ближневосточная, и климат здесь соответствующий, субтропический. Но как неожиданно было попасть под сильный дождь на берегу Севана, отъехав от Еревана всего на сто километров! Араратская долина, где расположена столица, пожалуй, самое жаркое в стране место и в то же время самое плодородное. Только что ты стоял в тени абрикосовых садов, прячась от палящего тридцатиградусного солнца, а через два-три часа, оказавшись в высокогорье, отчаянно роешься в сумке в поисках теплой кофты. Леса, покрытые снегом горы, альпийские луга, пустыни и полупустыни — всё это есть в небольшой Армении.
Мы это отчетливо осознали во время поездки в упомянутый монастырь Татев, он расположен на юго-востоке страны, почти на самой границе с Нагорным Карабахом. Дорога туда занимает порядка шести часов, ехать нужно через полстраны, и оно того стоит: поражаешься, насколько разнообразна природа Армении.
Две недели, проведенные в Ереване, изменили каждого из нас, и каждого — по-своему. Принято говорить в таких случаях, что не осталось равнодушных. Но это неверно: не осталось неочарованных.
В поисках таинственного «восточного колорита» люди едут куда угодно, начиная с Турции и заканчивая Йеменом. В поисках образования — в Западную Европу и США. Мы зачастую страдаем своеобразной культурно-географической дальнозоркостью и не понимаем, что и пресловутый «восток», и качественное образование (привычное и понятное для российского студента) можно найти не так далеко — в стране под названием Армения.
Анна ИЛЬИНЫХ, студентка философского факультета; Николай САРКИСЯН, Александра ТАХТАЕВА, студенты исторического факультета