Главная » Культура

«Мир искусства в доме на Потемкинской»

 Книга с таким названием вышла в серии «Всё о Санкт-Петербурге», ее автор — профессор СПбГУ Андрей Глебович Булах. Он выступил и автором и составителем — на обложке значатся также имена Т.Д.Булах-Гардиной, К.Г.Булаха, В.К.Шуйского.

Андрей Глебович Булах

— Книгу давно хотели написать мой брат Кирилл и Василий Шуйский, историк русской архитектуры, их авторству принадлежат две главы. Шуйский провел громаднейшее исследование истории этого дома, оставил рукописи, они вошли в книгу с согласия наследников, — рассказывает Андрей Глебович.

Как видно из названия, книга посвящена одному из домов в исторической части Петербурга. Практически каждое здание в нашем городе хранит и истории, и историю. Историю своего дома — в контексте петербургской, ленинградской, российской, советской истории — излагает Андрей Глебович, привлекая в соавторы родных и близких.

Дом на углу Фурштатской и Потемкинской был построен в начале ХХ века для Сергея Сергеевича Боткина, профессора Военно-медицинской академии и собирателя русского искусства, сына знаменитого терапевта и общественного деятеля, создателя Боткинских больниц, Сергея Петровича Боткина. Особняк, который делили два владельца — семья Боткина и дочь сахарозаводчика Харитонова Е.П.Олив, после революции, естественно, «уплотнили», доведя количество квартир сначала до 16, затем — до 27. Поэтому так интересен поэтажный план особняка с обозначенными в нем детскими, классными, помещениями для прислуги и «для сундуков».

Что касается «мира искусства», то его здесь не могло не быть с самого начала — С.С.Боткин был женат на дочери Павла Михайловича Третьякова, продолжавшей меценатство и собирательство отца. В особняке на Потемкинской бывали Валентин Серов, Константин Сомов, Александр Бенуа… После революции национализированное имущество хозяев особняка распределили между музеями, ненадолго сделав в квартире Боткина «музей старого быта», подобный существовавшим во многих дворцах, оставшихся без хозяев.

— Здесь был музей быта до 1924 года, а потом все вещи увезли, — рассказывает А.Булах, — сейчас часть мебели и предметов декоративно-прикладного искусства демонстрируется в залах Эрмитажа.

Однако в освободившиеся комнаты въехали новые коллекции: квартиру занял прославленный актер и режиссер немого кино Владимир Ростиславович Гардин вместе с молодой женой — Татьяной Дмитриевной Булах-Гардиной, сестрой отца Андрея и Кирилла Булахов, их родной теткой. У преуспевающего актера, создателя 1-й госкиношколы в Москве (будущего ВГИКа), тоже была страсть к собирательству, и стены дома на Потемкинской вновь стали заполняться произведениями искусства. Среди прочих здесь вновь оказались В.Серов и художники «Мира искусства».

Татьяна Дмитриевна связала дом на Потемкинской с семьей Булахов. В разное время здесь жили ее брат, племянники, до войны и после, все вместе и по отдельности. И все они оставили воспоминания, в том числе и об этом доме.

Мемуары Т.Д.Булах-Гардиной названы «Жизнь артистов». Весь семейный архив — свои и В.Гардина дневники, рукописи и письма — она просила не читать в течение пятнадцати лет после ее смерти или сжечь, не читая. Племянники решили сохранить эти уникальные документы эпохи и вот только сейчас впервые публикуют фрагменты дневников.

— Две трети книги — это дневник моей тети, Татьяны Дмитриевны Булах-Гардиной. Я из дневников отобрал только часть, всё остальное хранится в Центральном

Обложка книги

государственном архиве литературы и искусства, — объясняет А.Булах.

По мнению Андрея Глебовича, это очень «женские» воспоминания, но в то же время позволяющие под другим углом взглянуть на многие события. «Женскими» эти дневники можно считать, наверное, и потому, что есть в них и о чулках, которые невозможно достать в предвоенном Ленинграде, и о плохо одетых людях, и о проблемах с шитьем концертных платьев, хотя именно в этих деталях кроется та история, которая не попадает в учебники, но от этого не становится менее значимой или менее интересной.

— Хотелось, чтобы читатели почувствовали дух времени в воспоминаниях самых обыденных людей, — говорит автор книги.

Но вот тут Андрей Глебович лукавит — сложно назвать обычными людей, снимающихся в кино, дающих концерты, встречающихся с художником Михаилом Нестеровым, знаменитой театральной актрисой Верой Мичуриной-Самойловой, писателем Михаилом Зощенко… О некой привилегированности положения говорят и блокадные записи Татьяны Дмитриевны, а подробности жизни в дачных местах в блокадное время представляют большой интерес. Вместе с тем Гардины, судя по дневникам, ни в какие политические игры с властью не играют, настроены весьма критически по отношению к ней, а когда арестовывают брата Татьяны Дмитриевны — Глеба Булаха, без боязни ходят по кабинетам, пишут письма влиятельным чиновникам, используют все свои связи, чтобы добиться справедливости.

Воспоминания Глеба Булаха «Записки инженера» в четырех книгах опубликовал А.Булах, три из них переведены на английский. Исторические исследования и мемуарные материалы, помимо учебников и справочников по военно-морскому делу, публиковал инженер-капитан I ранга Кирилл Глебович Булах. Андрей Глебович Булах — автор книг и учебников, посвященных камню в архитектуре нашего города, но история семьи, воспоминания, мемуары — его второе литературное увлечение. Именно такие книги, считает он, «воссоздадут не официозный, а правдивый образ нашей страны во времена строительства социализма».

 

Дарья Осинская

 

Новости СПбГУ