Главная » Студенческая правда

Преподавание со скоростью Интернета

 Сетевые технологии изменили методы преподавания и культуру общения с учителями. Аспиранты и выпускники СПбГУ запустили проект живого online-преподавания — www.askup.ru.

Здесь всё удобно для обучения: и виртуальные доски, и понятная система «вопрос-ответ». Зато нет никакой «обязаловки»: ни тебе звонков на урок, ни дневников, ни уставших учителей. На все вопросы отвечают тьюторы — энтузиасты-профессионалы, умеющие учить и любящие учиться.

Живое преподавание со скоростью Интернета. Под таким лозунгом начал работу над проектом аспирант математико-механического факультета СПбГУ Алексей Литвинов.

Участники проекта online-преподавания (слева направо): Юрий Литвинов, Денис Решанов, Алексей Литвинов, Максим Нагаев

Несмотря на свою молодость, он уже преподаватель со стажем. Начал с репетиторства, пока был студентом. Потом разработал свой авторский курс подготовки к ЕГЭ в 2009/2010 годах, а для профессионального роста пошел преподавать в Академическую гимназию СПбГУ. «Ко мне часто по вечерам обращались мои ученики с просьбой помочь разобраться в чем-то. Если у меня было свободное время, то я никогда не отказывал, — рассказывает Алексей Литвинов. — Правда, текстом или по телефону объяснять математику было очень неудобно, и я начал использовать виртуальные доски». Полтора года назад такой способ взаимодействия с учениками для Алексея Литвинова стал обычным делом. Общаясь с другими преподавателями или студентами, он заметил, что многие из них бесплатно помогают в различных учебных вопросах школьникам и другим студентам. «Причем они не считали это какой-то дополнительной нагрузкой и никакого затруднения не испытывали. Наоборот, делали это с удовольствием, — подчеркивает Алексей Литвинов. — Как-то обсуждал это со своим братом (Юрий Литвинов, окончил математико-механический факультет СПбГУ с красным дипломом.Ред.), и у нас родилась идея сделать для этих целей сайт, где бы такие энтузиасты помогали с учебой любому желающему с помощью виртуальной доски». Причем это могут быть как профессиональные преподаватели, так и люди, желающие поделиться своими знаниями. «Они готовы помогать другим бесплатно. Таких людей, оказывается, не так уж и мало. Среди них много тех, кто умеет очень неплохо учить», — констатирует Алексей.

 Виртуальная образовательная среда

А на ловца, как говорится, и зверь бежит. За разработку сайта взялись Юрий Литвинов и Максим Нагаев, тоже выпускник математико-механического факультета. А Денис Решанов, магистрант экономического факультета и выпускник физического факультета СПбГУ, отвечает за продвижение сайта и приобщение новых людей. Спустя год во Всемирной паутине появился новый адрес для места сбора тьюторов. Главное условие участия — хорошее знание предмета и способность объяснить его другим. При этом быть дипломированным учителем совершенно не обязательно. Ведь в мире тысячи людей, работающих, например, проектировщиками или врачами, в то время как в них пропадает Преподаватель. А ведь в свободное время они могли бы поделиться своими знаниями, зажечь любовь к предмету у тех, кто только начал его осваивать. «Наше сообщество как раз предоставляет людям возможность реализовать себя в новом качестве, — приводит аргументы Алексей Литвинов. — Здесь можно раскрыть себя как преподавателя, освоить новые технологии, найти себе учеников, пообщаться с коллегами». Для всего этого проект Askup.ru открывает широчайшие возможности. По сути, создан удобный и понятный набор инструментов для общения с учениками через Интернет. Можно обмениваться сообщениями, использовать виртуальные доски и провести урок в режиме аудио- или видеоконференции, можно обсудить отдельные вопросы.

Виртуальная доска

На Askup.ru будет составляться рейтинг тьюторов. Механизм заработает через 2-3 недели. Фактически это репутация тьютора. Ведь вопросы, ответы и уроки на сайте будут сохраняться и находиться в открытом доступе (в стадии разработки). Школьники, в свою очередь, смогут «голосовать» за наиболее понравившиеся, приняв их в качестве ответа на поставленный вопрос. «Личный рейтинг — хороший мотиватор для тьюторов. Ведь им тоже должно быть интересно. Согласитесь, приятно, когда твой урок признается «Уроком недели»?! У нас будет много разных подобных приятных «статусов», чтобы не только школьники и студенты, но и тьюторы заинтересовались, чтобы у них появились дополнительные стимулы помогать другим», — объясняет Алексей Литвинов. Потом тьютор может предъявить эти записи в качестве иллюстрации своего опыта и профессионализма. Рейтинг будет зависеть от количества и качества ответов на вопросы, от отзывов учеников и других факторов. Хороший рейтинг — это возможность продать свои услуги и найти себе учеников на коммерческой основе.

Сначала создатели проекта хотели, чтобы посетители сайта могли получать консультации по техническим, естественным и гуманитарным наукам, и даже иностранным языкам. Однако сейчас они, по словам Алексея Литвинова, пришли к важному решению: пока оставить только математику и физику. Будут развивать сообщество только по этим двум предметам. А по мере развития проекта начнут добавлять новые предметы. В планах даже создание отдельного сайта для проведения консультаций и мастер-классов для юных бизнесменов по запуску своих стартапов и открытию собственных компаний.

Однако суть проекта заключается вовсе не в разработке технической платформы для обучения или канала для набора себе учеников для индивидуальных занятий, а в формировании сообщества людей, готовых бесплатно помогать другим учиться.

 Принцип открытости

Похоже, даже самая консервативная и неповоротливая образовательная система — школьная — отступает под натиском интерактивных технологий. Люди сегодня догоняют технику, а не наоборот. Сначала появляются технологии, а уж потом человек находит все возможные способы их использования. «Любая система, чтобы выжить, должна эволюционировать. И образовательная в том числе. Дети хотят учиться. Однако даже самым лучшим учителям всё труднее находить общий язык с учениками. Так в чем проблема? В развитии технологий. Учителя не успевают осваивать компьютеры, телефоны, КПК. Как следствие, их авторитет в глазах учеников неуклонно падает. Когда второклассник лучше разбирается в телефоне, чем пожилой учитель физики, ждать уважения от детей трудно. Учить надо так, чтобы было интересно! Для этого нельзя отставать от современных технологий», — рассуждает Алексей Литвинов. Он уверен, если мы хотим жить в цивилизованной стране, то в первую очередь надо заботиться о том, чтобы дети, которые хотят учиться, могли легко это делать не только в рамках своей школы. Нужна открытость образования. Существенным шагом к этому может стать создание специальных ресурсов, позволяющих любому школьнику учиться через Интернет у тех, кто действительно может помочь. Создатели сообщества тьюторов Аskup.ru приглашают всех к живому общению с людьми. Вы можете потренировать свои ораторские навыки, почувствовать, что ваши знания полезны другим. Для этого не нужно никуда ехать. Достаточно просто включить компьютер или открыть ноутбук у себя дома.

 Вера Свиридова
Фото: Андрей Дубровский

 

 

Новости СПбГУ