Самое главное в alma mater — интеллигентность
В рамках цикла «Встречи на Первой линии» выпускник Университета 1954 года, известный режиссер, сценарист, продюсер, автор фильмов о Шерлоке Холмсе и докторе Ватсоне Игорь Масленников прочел лекцию начинающим журналистам.
Игорь Федорович Масленников — необычный выпускник ЛГУ: заслуженный деятель искусств РСФСР, лауреат Государственной премии России. Он учился еще на отделении журналистики филологического факультета, с 4-го курса был ответственным секретарем многотиражки «Ленинградский университет» (предшественницы журнала «Санкт-Петербургский университет»). После окончания ЛГУ работал редактором, сценаристом, художником, автором-оператором Ленинградского телевидения, затем стал главным редактором литературно-драматического вещания Ленинградского ТВ. И все-таки его акме — это кинематограф. С 1967 года Игорь Масленников — режиссер киностудии «Ленфильм», снявший порядка 30 картин. Студенты факультета пообщались с именитым выпускником и взяли у мэтра интервью (телевизионную версию смотрите здесь.
— Игорь Федорович, а помните 1949 год, когда вы поступали? Почему журналистика-то?
— Тогда возникала возможность выбрать — на русское отделение, на языковые отделения или на газетное отделение. И мне газетное показалось занятным. Нечто такое новое. Я никогда не собирался быть газетчиком. Но там и народ был симпатичный.
— А 1 сентября помните?
— Как только нас приняли и вывесили списки, буквально через пару дней нас повезли на стройку. Мы там строили колхозную электростанцию и, между прочим, сдружились. И дальше все годы учебы у нас был очень дружный курс.
— Сейчас на журфаке учат, что журналистика все-таки ремесло. А вы, уходя из Университета, кем себя чувствовали — творцом или ремесленником?
— По мне так журналистика — ремесло. Мы учились на практике, на филфаке журналистика была такого обобщающего характера — ни творчества, ни ремесла. Ведь кроме газетного дела, мы же еще и русисты. У меня в дипломе написано «специалист по языку, литературный работник газеты». Мы прошли полный филологический курс. Мы слушали лучших профессоров того времени: Макогоненко, Евгеньева-Максимова, Проппа.
— Учебная газета у вас тогда уже была?
— От мужского до женского туалета шла огромная полоса газеты, и она называлась «Филолог». Про «Филолога» говорили так: «растянулася газета от клозета до клозета». Я там работал, рисовал карикатуры.
— А когда на журфак пришли преподавать?
— Когда я был редактором на ТВ, профессор Бережной меня позвал вести занятия по телевизионной редактуре. У меня даже были дипломники, которыми я руководил, в частности Белла Куркова, Борис Спасский. Они все с одного курса. Белла Алексеевна уже тогда писала диплом по телевидению — тогда еще продумала свое будущее.
— Газетчиком вы быть не хотели и оказались на телевидении…
— После филфака я два с половиной года работал в газете «Ленинградская правда». И «доработался» до ТВ. Как-то на бюро обкома комсомола меня послали
организовывать молодежную редакцию. Телевидение было такое — маленький домик на улице Академика Павлова. Студия — 60 квадратных метров. А редакции у нас были на Итальянской, в Доме радио. Радисты пустили нас на последний этаж, куда лифт не ходил. Я попал сначала в молодежную редакцию, потом была детская редакция, затем я перешел в музыкальную редакцию. Я был первым редактором первой передачи из телецентра на Чапыгина, 6. Это был «Голубой огонек» из Ленинграда. Режиссером был Глеб Цуцульковский, а ведущими Нелли Широких и Кирилл Лавров.
— Когда наступил момент: «Надоело, хочу снимать кино!»?
— Такого момента не было. Я вообще не хотел снимать никакого кино! Выехал я с ТВ, когда начались новые времена. Хрущева больше не было, закручивать гайки стало неинтересно. Мне надоело ездить в Смольный, где постоянно на меня кричали. И я решил куда-то уйти. Надо было менять профессию. Журналистом я быть не мог и поэтому пошел на высшие режиссерские курсы. И мне повезло — моим мастером стал великий Григорий Козинцев. Переподготовку прошел довольно легко.
— У вас в фильмах есть что-то от журналистики?
— Нет. Практически нет. Есть легкая ирония, которая прослеживалась и в работах на Ленинградском телевидении. Это, конечно, такой мифический вопрос.
— Вы ведете мастерскую во ВГИКе, вся киномонополия в Москве, не хотите перебраться в столицу из Питера?
— Я чисто петербургский человек. В Петербурге у меня своя студия «Троицкий мост», а в Москву я езжу один-два раза в неделю. Мне достаточно, студентам, вроде, тоже.
— Раскроете секрет режиссерского образования?
— Ничего тайного. Первые два года читаю лекции «Работа режиссера с …». Потом рассматриваю, подписываю и консультирую короткие учебные, курсовые работы. В сентябре принял все сценарные заявки на дипломные фильмы. Ребята уже снимают.
— А есть что-то общее у телевизионщиков и кинорежиссеров?
— Есть. Это стремление познать окружающий мир, это жадность к этому миру. И, конечно, стремление к практике, и возможность это стремление осуществить.
— За что бы вы сказали спасибо alma mater?
— Только за одно, за самое главное и живое — за интеллигентность.
Беседовал Михаил ЗЕЛЕНЦОВ