Мы не перестаем верить в Деда Мороза
Почему мы хотим, чтобы наши дети верили в Деда Мороза? Ответ только кажется простым. Воспринимать этого персонажа как курьера по доставке подарков было бы большой ошибкой. И большинство родителей интуитивно это понимают, уверены психологи СПбГУ. Ведь зимний дедушка играет важную роль в психологическом развитии ребенка.
Более того, становясь взрослым, человек продолжает неосознанно верить в Деда Мороза. «Дело в том, что Дед Мороз является персонификацией некоторых важных для человека аспектов жизни, — объясняет кандидат психологических наук Мария Владимировна Осорина, доцент кафедры общей психологии СПбГУ. — Например, благодаря Деду Морозу мы верим, что на свете есть кто-то, кто знает всё о доброй стороне души каждого человека. Нередко человек чувствует, что его положительные качества никто не замечает, или даже сам он сомневается в их существовании. Поэтому очень важно появление фигуры или персонажа, который не ставит под сомнение, что в тебе есть хорошее». Ни один взрослый никогда не закроет дверь перед таким гостем, как Дед Мороз.
Его можно воспринимать по-разному. Для одних Дед Мороз похож на ангела-хранителя, который поддерживает, верит в лучшее в человеке, помогает и доставляет радость. Другие, по словам Марии Владимировны, могут воспринимать новогоднего персонажа как доброго посланца судьбы. Неспроста многие, когда неожиданно происходит что-то очень желанное, говорят: «Как будто Дед Мороз принес». Но для того чтобы что-то получить, надо сначала научиться осознавать свои желания.
Я желаю…
Не последнюю роль в обучении этому играет как раз Дед Мороз. Написание писем дедушке, подготовка рисунков — все это настоящий тренинг по формированию желания. «Подарок от него не падает откуда-то сверху просто так. Сначала надо осознать, сформулировать, выразить свои пожелания, суметь попросить подарок в социально-приемлемой форме, словом, по-настоящему осознать момент желания и оформить его», — отмечает Ольга Владимировна Щербакова, кандидат психологических наук, доцент кафедры общей психологии и кафедры проблем конвергенции естественных и гуманитарных наук СПбГУ. Первый шаг к достижению чего-то — это захотеть сформулировать цель и представить ее как следует. Физиологи уже давно доказали, что любое действие начинается с представления о конечном результате. «По сути своей, письма Деду Морозу — это закрепленный в культуре способ осознания своих желаний и намерений. Ребенок учится «правильно» хотеть», — подчеркивает Ольга Щербакова. Причем в современном мире этот процесс становится все более актуальным. По словам Марии Осориной, сегодня во многих семьях родители чрезвычайно мало или почти не интересуются внутренним миром своего чада. Мамы и папы чаще говорят о материальном мире вокруг, о том, что можно потрогать и купить. Это то, что видно и осязаемо. А огромный, бесконечно важный психический мир ребенка, к сожалению, зачастую не является предметом наблюдения, описания, обсуждения. Ребенка очень часто не спрашивают о его чувствах, мыслях и настоящих желаниях, констатирует психолог. «Многие дети впервые в году, лишь перед зимними праздниками сталкиваются с тем, что от них ждут каких-то пожеланий. Дети начинают понимать, что они могут по-настоящему что-то захотеть и выразить свое желание в материальной форме — в виде слов, рисунков, записки или письма, — продолжает Мария Владимировна. — Необходимость прислушаться к своей душе, осознать, чего ты на самом деле хочешь — принципиально важный момент не только для ребенка, но и для человека в любом возрасте. Ведь пока человек не может даже нащупать свои желания, он ничего не получит и ничего не достигнет. Формулирование желаний для Деда Мороза своими корнями уходит в ранний опыт контакта с собственными потребностями, осознанием желаний и, что принципиально, осознания того, что человек сам может что-то сделать для их реализации».
Поэтому, по мнению Ольги Щербаковой, даже взрослые интуитивно понимают важность ритуалов, связанных с Дедом Морозом, и всячески помогают своим детям в их осуществлении. Таким образом с помощью сторонних и авторитетных персонажей поддерживается психологическая культура.
Что такое хорошо
С помощью Деда Мороза ребенок также определяет для себя хорошее и плохое. Зимний дедушка исключительно положительный персонаж во всех отношениях. А для ребенка, как рассказала Ольга Щербакова, очень важно познавать хорошее и плохое в чистом, несмешанном виде. «Родители часто ведут себя непоследовательно: то хвалят ребенка, то — пусть и в шутку — грозят разлюбить его за какой-либо проступок. Это очень сильно психологически дезориентирует ребенка. В его картине мира хорошее и плохое смешиваются, и выходит, что всё, по сути, зависит от настроения, от случая и обстоятельств. В итоге ребенок никому не может доверять и ничего не может принимать на веру, — поясняет Ольга Владимировна. — А Дед Мороз — своеобразный эталон. Он однозначно хороший дедушка, на него можно положиться, он, если и пожурит, подарок все равно подарит». И хотя взрослые нет-нет да и норовят использовать Мороза в качестве регулятора поведения, они никогда не ставят под сомнение его «хорошесть». В отличие от не менее известного персонажа — Бабы Яги, образом Деда Мороза детей не запугивают, а скорее используют его для мотивации улучшить оценки, поведение и т.п.
Маг или человек?
Деду Морозу как никому другому удается утверждать в умах ребятишек важные базовые социальные ценности. Например, что желательно вести себя хорошо, а не плохо. Способствует Деду Морозу в этом его одновременно сверхъестественная и человеческая сущность. «То, что Дед Мороз является в образе человека, дает ему право на небольшие недостатки. Известно, что Мороз должен порадовать очень многих детей, но он не всеведущ, как Бог, и иногда нуждается в небольшой помощи от родителей или взрослых, близко знающих детей, которые могут сообщить о надеждах и желаниях ребенка, — рассуждает Мария Владимировна Осорина. — С другой стороны, его нематериальная ипостась, его магическая природа позволяет ему быть вездесущим. Ведь Мороз приходит ко всем и всюду, независимо от места проживания. Еще одна его магическая, а в детском представлении — скорее божественная сторона заключается в том, что он милостив. Дедушка Мороз вообще благожелателен ко всем детям и исходно положительно к ним настроен. Он знает, что люди неидеальны, что дети иногда склонны не очень хорошо себя вести, но если ребенок пытается вести себя правильно, то Мороз всячески это поддерживает и обязательно вознаграждает». «Божественности», по мнению психологов, к образу Деда Мороза добавляет и то, что он распространяет свою милость абсолютно на всех и одаривает радостью даже тех, кто ни на что не надеется.
Вдобавок, Дед Мороз очень справедлив. С одной стороны, он не потакает излишним запросам, с другой стороны — всегда старается, чтобы его подарок соответствовал чаяниям ребенка. Мороз никого не обделяет своим вниманием: ему не важен статус и возраст человека. «В этом смысле персонаж не претендует на то, чтобы быть судьей. Дед Мороз, — это, скорее, посланник высших справедливых сил», — считает Мария Владимировна.
Смешение магических черт и человеческой сущности делает Деда Мороза уникальным явлением в нашей культуре. Он сверхъестественен и реален одновременно. И пусть вера в Деда Мороза иррациональна, но представить мир ребенка и взрослого без этой идеалистической фигуры невозможно.
Вера Свиридова
Фото: Михаил Волков