Главная » Студенческая правда

Любовь как объект познания

Участники семинара в лаборатории цифровой живописи факультета искусств

Участники семинара в лаборатории цифровой живописи факультета искусств

В ноябре в СПбГУ состоялся четвертый междисциплинарный семинар, темой которого стала «Любовь — объект познания искусства и науки».

Четвертый междисциплинарный семинар, организованный Советом молодых ученых, собрал докладчиков и слушателей со всего Университета.

— Мы решили сделать наши встречи менее формальными и более близкими к студентам, — рассказал председатель семинара, молодой преподаватель с ПМ-ПУ Яков Шахов. — Поэтому мы отошли от сугубо научных тем: моделирование, пространство, геополитика, и выбрали тему, которая, будучи не менее фундаментальной, понятна и интересна всем. А где говорить о любви, если не на факультете искусств. Представители искусства — хранители любви, а помимо этого и учатся они в прекрасном месте, в самом сердце Васильевского острова.

Своеобразный сюжет семинара составило «противостояние» биологов и лириков всех мастей: психолога, социолога, журналиста, режиссера. Доклады Натальи Тороновой и Павла Сабурова касались психо-физиологической и генетической природы любви. В эволюционном плане любовь возникла вместе с моногамией: вместо внутривидовой борьбы за самок наши предки стали тратить силы на заботу о семье и воспитание потомства. Своим древнейшим чувством — обонянием человек, как и многие млекопитающие, способен выбирать объект любви с учетом генетического кода. Однако феромоны, которые несут эту информацию, могут не только возбуждать к продолжению рода, но и отвращать от этого. Таким образом, «духовно-гуманитарный» человек оказывается в плену у собственной биологии.

Яков Александрович Шахов, к.ф.-м.н., факультет ПМ-ПУ, председатель семинара

Яков Александрович Шахов, к.ф.-м.н., факультет ПМ-ПУ, председатель семинара

На этот вызов поспешили ответить. Аспирант-психолог Евгений Турчанинов рассказал об античном представлении, согласно которому в человеке преобладают свойства одной из четырех стихий: огня, ориентированного на физическую любовь — Эроса, воды, стремящейся к самопожертвованию — Агапе, земли, воспринимающей любовь как долг — Сторгии, или воздуха — Филии, видящей в любви общение и обмен фантазиями. Эта классификация, по мнению практикующего психолога Евгения, действенна и сейчас, более того, она соотносима с пирамидой потребностей Маслоу и с выкладками астрологов, которые стремятся познать судьбу по знаку зодиака.

Аспирант Высшей школы журналистики и массовых коммуникаций Александр Марченко подверг сомнению предопределение в понимании любви. На основе анализа глянцевых журналов и повседневной массово-коммуникативной практики жителей мегаполиса, он предположил, что нынешний ценностный перекос в сторону физического понимания любви является следствием воздействия потребительской идеологии, а также того, что многие люди не могут охватить своим взглядом жизнь целиком. Не видя в ней далекой перспективы, они вынуждены размениваться на несерьезные романы, временную работу, «временную жизнь».

Собственную модель любви предложил студент ПМ-ПУ Артем Шнуров. Он построил координатную плоскость, на осях которой расположил разум и чувство. Когда человек стремится к +∞, это значит он любит. А когда два человека соединяются во взаимной любви, они образуют заряд не «1» и не «2», а «3». Этим объясняется огромный вклад, который могут дать своему окружению или всему человечеству влюбленные.

Социолог Надежда Зиновьева презентовала любовь как созидательный альтруизм по Питириму Сорокину. Классик выделял семь видов любви, однако важнейшей считал социальную любовь — бескорыстную поддержку и взаимовыручку. А в нынешних условиях экономического кризиса любящие люди, которым есть за кого бороться, имеют больше шансов обеспечить своих близких.

Наиболее экспрессивно выступил актер и режиссер театра-студии СПбГУ Антон Милочкин. Он рассказал об опыте постановки спектакля «Класс Бенто Бончева», действие которого происходит в неопределенном будущем, когда «половое расслоение» и любовь признаны атрибутами древности, пройденным этапом истории. В университете той эпохи разворачивается спор между профессором и его аспирантом. Профессор, как полагается, развивает классическую теорию, а его подопечный устраивает бунт: он отказывается принимать догмы и решает убедиться во всем собственнолично. Чем все закончится, режиссер обещал ответить следующей весной, на премьере.

После докладов развернулась нешуточная дискуссия. Молодой биолог Константин Бенкен заметил, что докладчики понимали под любовью разные вещи, а так как семинар междисциплинарный — нужно выработать единое определение любви. При этом сам он, заметив, что у биологов любви нет, такое определение дать отказался. После громких споров участники семинара согласились с тем, что любовь — категория этическая, и поэтому индивидуальная.

Когда я прощался с вахтершей здания на 6-й линии, на вопрос о том, что же все-таки решили, я рассказал о споре и о прозвучавших определениях: любовь это чувство, энергия, сила… «А я могу предложить еще один вариант, — сказала женщина. — Любовь это болезнь, которой должен переболеть каждый. Выздоравливать долго, но, не переболев, — не станешь взрослым».

Александр Марченко,
студент ВШЖиМК

Новости СПбГУ