Николай Петрович Пенкин. К 100-летию со дня рождения
Двадцать седьмого ноября 2013 года исполняется 100 лет со дня рождения известного физика, доктора физико-математических наук, профессора, декана физического факультета с 1951 по 1956 год, заведующего кафедрой оптики физического факультета с 1972 по 1989 год, Николая Петровича Пенкина.
Николай Петрович Пенкин был одним из последних ушедших из жизни учеников академика Дмитрия Сергеевича Рождественского — представителем его научной школы в области оптики.
Он родился 27 ноября 1913 году в г. Торжке Тверской губернии в семье священника. В 1931 году окончил Псковский педагогический техникум, после чего работал преподавателем физики и математики в одной из сельских школ Ленинградской области. В 1932 году был отозван в Псковский педагогический институт на должность заведующего физическим кабинетом, где проработал до 1937 года. После этого некоторое время был сотрудником Ледового отдела Всесоюзного Арктического института. С марта 1938 года Николай Петрович навсегда связывает свою жизнь с Ленинградским университетом, пройдя все ступени иерархической научной карьеры от лаборанта до профессора. Вначале он ассистирует лекции, затем работает в спектроскопической лаборатории Д.С.Рождественского, являясь его личным помощником. Совместная работа с Д.С.Рождественским стала для Николая Петровича школой, в которой он приобрел качества чрезвычайно искусного экспериментатора и вдумчивого интерпретатора полученных результатов. Кроме того, он впитал в себя лучшие традиции школы своего Учителя, среди которых беззаветное служение отечественной науке, родному Университету занимало первое место. Одновременно Николай Петрович заканчивает заочное отделение физического отделения ЛГУ. Вместе со своим учителем публикует в журнале «Известия АН СССР» свою первую научную работу, посвященную определению силы осцилляторов в парах атомов.
Несмотря на большую разницу в возрасте Николая Петровича и Дмитрия Сергеевича, их связывали взаимная симпатия и уважение друг к другу. В 1940 году, за день до своей трагической смерти, Дмитрий Сергеевич вместе с Г.С.Кватером и Н.П.Пенкиным совершил большую автомобильную прогулку по Карельскому перешейку, был оживлен, весел, долго сидел на берегу моря. На другой день он застрелился и именно Николаю Петровичу оставил сугубо личную записку и тетрадь под заголовком «Что сделать после моей смерти».
Сразу после начала Великой Отечественной войны, в июле 1941 года, Николай Петрович был эвакуирован в г. Елабугу Татарской АССР в составе спец. лаборатории ЛГУ, где он занимался исследовательской работой оборонного характера. В 1943 году по настоянию тогдашнего ректора ЛГУ А.А.Вознесенcкого он вместе с группой университетских физиков переезжает в г. Саратов, а в 1944 году возвращается в освобожденный от фашистской блокады Ленинград.
Период с 1941 по 1947 год явился для ассистента Н.П.Пенкина чрезвычайно плодотворным в научном смысле. Им публикуется ряд работ, посвященных исследованию аномальной дисперсии в парах различных газов, термической ионизации паров газов методом «крюков» Д.С.Рождественского, возбуждению атомов в ртутном разряде и др. В 1947 году у Николая Петровича состоялась защита кандидатской диссертации, после чего он переводится в штат НИФИ старшим научным сотрудником, затем становится доцентом физического факультета, заместителем декана, а с сентября 1951 года — деканом физического факультета, на посту которого он проработал 5 лет. В сентябре 1956 года его сменил профессор Б.М.Яновский.
С марта 1957 года Николай Петрович вновь на административной работе. Приказом ректора ЛГУ № 1071 от 12 марта 1957 года он, будучи доцентом, назначается директором НИФИ, сменив на этом посту С.Э.Фриша, и работает в этой должности до 1962 года. В этот же период Николай Петрович успешно защищает докторскую диссертацию, после чего в мае 1963 года ему присваивается звание профессора. В должности профессора он работает на своей родной кафедре оптики с 1962 по январь 1967 года. В феврале этого же года его назначают проректором ЛГУ по научной работе, где он проработал до декабря 1972 года.
Выполнение соответствующих обязанностей для Н.П.Пенкина никогда не было формальным делом. Он дотошно вникал в детали научного и учебного процессов, внимательно относился к нуждам и заботам людей. Его административная деятельность во многом способствовала созданию и поддержанию истинно университетского духа в стенах нашего вуза. Сам же он не любил, когда вспоминали его административные должности. Он всегда говорил, что не администрировал, а занимался научно-организационной работой, а она может дать очень многое в научный арсенал ученого. После настойчивых обращений к ректору его просьба о возвращении к научной деятельности была удовлетворена — он становится заведующим кафедрой оптики вплоть до 1988 года, посвятив себя развитию научных направлений этой кафедры.
Николаю Петровичу было присуще умение наилучшим образом подбирать кадры, так организовывать рабочие группы, чтобы могли проявить себя в полной мере наиболее способные, талантливые сотрудники, которые по мере своего научного роста сами окружают себя незаменимыми помощниками. «Своеобразная саморегулирующаяся система», — с улыбкой говорил Николай Петрович.
Круг научных интересов Н.П.Пенкина был очень широк. Он явился создателем комбинированного метода, основанного на одновременном измерении величин полного поглощения и дисперсии. Это дало возможность надежно определять абсолютные значения сил осцилляторов. Им много сделано в лаборатории по изучению формы контуров спектральных линий, уширенных столкновениями. На установке с источником электронного пучка проводились измерения эффективных сечений возбуждения атомов электронами. Исследовалась стационарная и распадающаяся плазма газового разряда в парах металлов. В лаборатории Н.П.Пенкина впервые получены данные относительно коэффициентов диффузии возбужденных атомов в собственном и примесном газах. Эти данные позволили облегчить понимание некоторых важных деталей в процессах взаимодействия лазерного излучения с веществом, в частности, в явлении светоиндуцированного дрейфа. Важным направлением являлось изучение низкотемпературной плазмы.
Будучи по своим наклонностям экспериментатором, Николай Петрович с большим уважением относился к теории и теоретикам. Созданная им теоретическая группа быстро включилась в тематику лаборатории. Являясь заведующим кафедрой, он стимулировал развитие на кафедре таких современных направлений, как голография, лазерная спектроскопия и оптоэлектроника.
Он автор более 200 научных статей, он соавтор известной монографии «Спектроскопия газоразрядной плазмы», под его руководством более трех десятков сотрудников защитили кандидатские диссертации.
Николай Петрович был хорошо известен как в стране, так и за рубежом. Он многократно представлял отечественную науку за границей, выступая там с докладами на конференциях, читал лекции в университетах, заключал договоры о научном сотрудничестве. Он побывал буквально во всех европейских странах социалистического содружества, а также в Англии, Швеции, Австрии, Финляндии, Нидерландах, США, Китае. Отовсюду он привозил массу фотографий, слайдов, кинолент, что составляло одно из его любимых увлечений.
Н.П.Пенкин был награжден орденами Трудового Красного Знамени и «Знак Почета», многими юбилейными медалями, ему присвоено звание «Заслуженный деятель науки РСФСР». Самая памятная для Николая Петровича награда — это премия имени Д.С.Рождественского, присужденная ему (совместно с профессором А.М.Шухтиным) Президиумом АН СССР в 1971 году. Лишь наиболее выдающиеся работы по оптике и спектроскопии отмечаются этой премией.
Николай Петрович скончался 14 апреля 1989 года, похоронен в Санкт-Петербурге.
Все, кто общался с Николаем Петровичем, знают, что в принципиальных вопросах он был требовательным и бескомпромиссным. Эти качества сочетались в нем с демократичностью, доброжелательностью, корректным отношением к людям. Благодаря этому в коллективах, которыми он руководил, всегда создавался благоприятный моральный климат, товарищеские отношения между коллегами, столь способствующие успешной научной работе.
Большое лучше понимается и оценивается на расстоянии, и сейчас, спустя 100 лет со дня рождения Николая Петровича, в памяти сохранился образ учителя, учёного и удивительного человека, так много сделавшего своим трудом и талантом для развития Университета, и это — прекрасный след, оставляемый человеком на Земле и в памяти потомков.
Коллектив сотрудников физического факультета СПбГУ