Новые открытия в «кавказском» наследии Николая Рериха
10 октября в Санкт-Петербургском государственном университете состоялось заседание осенней сессии XIII Международной научно-практической конференции «Рериховское наследие».
Конференция «Рериховское наследие», организованная СПбГУ, Комитетом по культуре Санкт-Петербурга, Государственным Эрмитажем, Санкт-Петербургским музеем-институтом семьи Рерихов, при участии Всемирного клуба петербуржцев, Санкт-Петербургского художественного училища им. Н.К.Рериха, Международного благотворительного фонда «Рериховское наследие», проходит с 1998 года. Традиционно она разделена на две сессии — в июне и в начале октября. Главная цель конференции — собрать воедино, подытожить и представить коллегам результаты непрекращающихся изысканий в сфере изучения жизни, творческого пути и наследия знаменитого выпускника Петербургского университета, русского художника, писателя, философа, путешественника, ученого-археолога Николая Константиновича Рериха.
Площадками конференции, помимо СПбГУ, ежегодно становятся Государственный Эрмитаж и Санкт-Петербургский государственный музей-институт семьи Рерихов. Но форму мероприятия, как подчеркнул на пленарном заседании конференции директор Санкт-Петербургского государственного музея-института семьи Рерихов Алексей Анатольевич Бондаренко, в свое время задал именно Петербургский университет. Кроме того, все эти годы многие ученые, преподаватели, аспиранты и студенты СПбГУ принимают самое активное участие в исследовательской деятельности, посвященной Рериховскому наследию.
Главную тему конференции, по традиции, определяют знаковые юбилеи и памятные даты событий, связанных с жизнью и творчеством Николая Рериха. Например, в 2012 году встреча была посвящена 1150-летию российской государственности. Сейчас конференция проходит в год 400-летия Дома Романовых, 100-летия балета И.Ф.Стравинского — Н.К.Рериха «Весна священная», 100-летия первой поездки Н.К.Рериха на Кавказ, 90-летия начала первой Центральноазиатской экспедиции Н.К.Рериха 1923–1928 годов и 10-летия экспедиции «Культурная инициатива — Эльбрус-2003». Поэтому основными направлениями докладов и обсуждений этой осенью стали «История изучения Центральной Азии. Новые открытия», «Вклад Дома Романовых в развитие художественного образования в России. Императорское Общество поощрения художеств, Общество возрождения художественной Руси и семья Рерихов», «Театрально-декорационное искусство и этнография. Серебряный век и современность», «Санкт-Петербург и Кавказ. К истории культурно-исторических связей».
«Кавказский период» в жизни и творчестве Н.К.Рериха стал лейтмотивом заседания в СПбГУ 10 октября. Как подчеркнул, открывая дискуссию и приветствуя ее участников, проректор по научной работе СПбГУ Сергей Павлович Туник, с XIX века по наши дни Университет является крупнейшим центром научных и культурных связей Северо-Запада России с регионами Кавказа. «Петербургский университет немало способствовал развитию гуманитарных наук на Кавказе, прежде всего, в Армении, Грузии и Азербайджане, взращивая и воспитывая огромное количество ученых из этих стран и регионов, которые затем становились основоположниками академического знания на своей родине», — рассказал Сергей Туник.
Так, например, благодаря инициативе выпускников СПбГУ в свое время были созданы Ереванский и Тбилисский государственные университеты, Армянская и Азербайджанская Академии наук и другие научные и образовательные учреждения Кавказа. Начиная с XVIII века, в Петербургском университете создавалась серьезная научная школа по изучению богатого культурного наследия и истории кавказских народов. В 1855 году в Императорском Петербургском университете на базе разряда восточной словесности был открыт факультет восточных языков, где начали работать научные кружки по армянской, азербайджанской и грузинской словесности. Кавказское направление в Университете развивалось, прежде всего, благодаря стараниям выдающегося востоковеда М.-Дж.Топчубашева и декана Восточного факультета в 1855-1861 годах, члена-корреспондента Академии наук Мирзы Казембека. На рубеже XIX и XX веков в Университете появились азербайджанское, грузинское и армянское отделения, выдающийся вклад в развитие которых внесли такие ученые, как академики Н.Я.Марр и И.А.Орбели. Именно в Санкт-Петербургском университете сформировалась целая плеяда деятелей общественной и политической жизни конца XIX — начала XX века. Здесь учились знаменитые филологи, востоковеды, литераторы, поэты, композиторы, драматурги, астрономы, физики, которые сейчас являются национальным культурным и научным достоянием кавказских республик. Как отметил Сергей Туник, эти благотворные связи продолжаются и по сей день, СПбГУ активно укрепляет отношения и сотрудничает с университетами стран Кавказа.
Сохранить малые народы Кавказа
В ходе заседания конференции в СПбГУ был сделан целый ряд докладов, объединенных темой «Санкт-Петербург и Кавказ. К истории культурных связей» и открывающих множество малоизвестных, но весьма важных фактов и подробностей. Например, Надежда Михайловна Емельянова, научный сотрудник Российского института культурологии, вице-президент Международного абазино-абхазского культурно-просветительского объединения «Алашара», в своем выступлении на тему «Н.К.Рерих и Кавказ: к вопросу о сохранности среды обитания коренных народов Кавказа» рассказала о современном состоянии дел на территории известного историко-природного памятника Рим-гора, некогда вдохновлявшего Николая Рериха.
В 1913 году, приехав на Кавказские минеральные воды, Николай Константинович посетил этот памятник, включающий в себя городище VI–XIV веков, некрополь и крепость с цитаделью на вершине горы. Интересно, что в точности установить, где находится это место, не раз изображенное и описанное художником, исследователям удалось относительно недавно. Тем не менее, этот памятник является одним из крупнейших историко-культурных достояний Кавказского региона. Например, именно здесь проходили запасные маршруты Великого шелкового пути — это помогало сохранить товары, которые могли бы испортиться при переходе каравана по низменным территориям. История Рим-горы тесно связана с периодом византийского владычества, отголоском которого сегодня остается общепринятое название памятника, с нашествием войск Тамерлана и другими значительными историческими событиями.
Сегодня доподлинно известно, что Рим-гора располагается в Малокарачаевском районе Карачаева-Черкессии. Уже несколько десятилетий в этих местах ведутся регулярные археологические изыскания учеными-археологами СПбГУ, МГУ, Института археологии РАН. По сей день на этой территории живут представители двух древних коренных народов Кавказа — карачаевцы и абазины (коренной малочисленный народ Кавказа, пришедший на эти земли в XVI–XVII веке). Как рассказала Надежда Михайловна, с 2010 года группа ученых проводит в районе полевые исследования по социальной антропологии. Результатом изысканий стала печальная констатация — народы находятся в сложном социальном положении, страдают от безработицы, бытовых неурядиц, здесь практически перестали развиваться образование и культура, постепенно теряется коренный язык. Молодежь теряет стимулы получать профессию, заводить семью, уезжает в большие города. Таким образом, эти малочисленные нации (всего около 40 тысяч человек на территории России) просто перестают существовать.
За время работы исследователей в этом районе было издано уже несколько монографий, подготовлены обращения для Министерства культуры РФ. Полученные данные, а также рекомендации по исправлению ситуации были переданы в администрацию Карачаево-Черкессии, где, кстати, работают и выпускники СПбГУ. Петербургский университет, считает Надежда Емельянова, также может помочь положению дел — например, студенты во время практик здесь могли бы составить план местности, проложить туристические и экологические маршруты, наладить коммуникации. Такое сотрудничество станет, помимо решения конкретных проблем, значительной данью памяти Николая Рериха.
Петербург и Азербайджан — вехи истории в зеркале современности
Насыщенные интересной информацией доклады представили также гости из Азербайджана. Наиля Аллахверди кызы Рахимова, главный хранитель Азербайджанского национального музея искусств, в своем докладе «Культурные связи Санкт-Петербурга и Баку» рассказала об истории и богатствах одного из старейших учреждений культуры азербайджанской столицы. Гостья напомнила о том, что центр Баку, выстроенный в XVIII–XIX веках немецкими и французскими архитекторами и постепенно восстанавливаемый, остается очень похожим на старый Петербург.
В уникальном историческом здании Музея искусств (бывшей Мариинской гимназии, построенной в честь императрицы Марии Федоровны) сегодня хранится множество редких картин и скульптур — произведений петербургских мастеров. Здесь можно увидеть работы Верещагина, Шишкина, Куинджи, братьев Маковских. В музее также тщательно оберегается сотрудниками редкая коллекция портретов императоров и императриц Дома Романовых. В ней есть, например, такая картина французского художника Базиля, как «Петр I и Людовик XV» и «Портрет императрицы Александры Федоровны с сапфировой брошью» работы Бенжамена Констана. Интересно, что когда портреты членов царской семьи поступали в фонд музея (а их в советские годы привозили в Баку, в том числе, и из хранилищ Москвы и Санкт-Петербурга), многие из них даже не были атрибутированы. Вместо этого, например, на обороте могла стоять просто небрежная надпись карандашом — «Женский портрет». И только в последние годы искусствоведам-сотрудникам музея удалось привести, наконец, коллекцию изображений Дома Романовых в порядок.
Украшением коллекции живописи считается и картина Николая Рериха «Святые воины». Кроме того, важной частью экспозиции музея являются изделия Императорского фарфорового завода, произведения петербургских графиков и скульпторов, артефакты из раскопок в районе Баку, которые производили в 1960-ые годы ленинградские археологи. Хранятся в музее, конечно, и работы знаменитых азербайджанских мастеров, многие из которых были выпускниками петербургских художественных училищ и Академии художеств.
Доклад Гасана Масима оглы Масимова, члена Санкт-Петербургского объединения «Мир Добра» и Российского межрегионального Союза писателей«Н. К. Рерих и Кавказская культура» открыл слушателям любопытные данные о таком азербайджанском памятнике, как Храм огня, весьма интересовавшем когда-то Николая Рериха. Автор исследования рассказал об истории и современном состоянии памятника, который когда-то был храмом последователей зороастризма, и в стенах которого приверженцы этого культа в XVII веке спасались от арабских завоевателей Кавказа. Как отметил исследователь, Николай Рерих, изучая культ зороастризма, не раз высказывал симпатии к его постулатам. Например, тому, что «каждый человек должен нести ответственность за судьбу собственной души и разделять общую ответственность за судьбы мира». Интересно, что в современном Азербайджане до сих пор сохраняется культ огня, отмечаются его праздники, сопровождаемые особыми древними ритуалами.
Гасан Масим оглы Масимов обратил внимание участников конференции на необходимость поддерживать идеи Рериха об особом значении Кавказа для России. В частности, по сей день азербайджанские меценаты продолжают вносить свой вклад в поддержку и развитие российской, особенно петербургской культуры. «Очень часто общее наследие разных народов, к сожалению, становится источником конфликтов. Но наша конференция дает другую параллель — сотрудничества. И это очень важно — особенно теперь, когда в России так велико напряжение в сфере межнациональных отношений, когда расцветает экстремизм и ксенофобия. Настал момент формирования российской гражданской идентичности, о которой Рерих говорил: «Любите родину, любите русский народ, любите все народы нашей родины. Пусть эта любовь научит любить и весь человеческий род», — подчеркнул Гасан Масим оглы Масимов.
Важной частью конференции «Рериховское наследие» в этом году стал рассказ участников экспедиции «Культурная инициатива — Эльбрус-2003», в которой принимали участие сотрудники как Санкт-Петербургского государственного музея-института семьи Рерихов, так и СПбГУ. Помимо множества других любопытных открытий, им, в частности, удалось обнаружить вид, изображенный Николаем Рерихом на картине «Гроб-гора» из серии «Кавказские этюды». Оказалось, что увидеть эту панораму, которая не открывается ни с одного места в окрестностях Кисловодска, можно только если забраться на крышу бывшей гостиницы, где в 1913 году жил Рерих и где сейчас находится Кисловодская метеорологическая станция.
Также свои доклады на заседании в СПбГУ представили такие участники, как художник из Анапы Мария Витальевна Юркевич («“Рериховский след” на карте древностей Западного Кавказа»), руководитель Алтайской краевой общественной организации «Рериховское общество “Беловодье”» Светлана Юрьевна Саполева («Уймонская Долина — пространство духовной культуры»), петербургский биолог Пётр Игоревич Крылов («О картине Н.К.Рериха “Соловецкий монастырь” (1923)»), сотрудник Псковского отделения Музея-института семьи Рерихов Ирина Сергеевна Аникина («Боевой офицер и псковский помещик Василий Иванович Голенищев-Кутузов») и многие другие.
Татьяна Семме
Фото: Михаил Волков