«Откровение» Андрея Геннадиева — красота непреходящих смыслов
C 11 по 23 октября в Музее современного искусства им. С.П.Дягилева СПбГУ прошла выставка известного петербургского художника Андрея Геннадиева под названием «Откровение».
«Откровение» — древний и многозначный символ — на этот раз в стенах Петербургского университета предстало собранием довольно разных по жанру и содержанию работ одного из выдающихся представителей современного художественного творчества. В истории российского искусства Андрея Геннадиева можно назвать личностью легендарной. Участник нашумевших в свое время известных выставок во Дворцах культуры им. Газа и Невского (1974 и 1975 гг.), автор уникального 4-томного труда о символике своих витражей Honor-Rectum, иллюстратор произведений В.В.Набокова, редкий знаток поэзии, философ, эстет, интеллектуал, исследователь… Именно так рассказывает об Андрее Геннадиеве его давний друг и преподаватель, директор Музея современных искусств имени Дягилева СПбГУ, профессор кафедры методики и теории преподавания искусств и гуманитарных наук СПбГУ, заслуженный деятель искусств РФ Татьяна Семеновна Юрьева.
По ее словам, идея такой выставки в СПбГУ родилась уже давно, но организовать ее было непросто, так как художник вынужден в последние годы делить свою жизнь между Петербургом и Хельсинки. Тем не менее, убеждена Татьяна Юрьева, с творчеством Андрея Геннадиева обязательно должны были познакомиться преподаватели и студенты Петербургского университета. И такую возможность они, наконец, получили.
«Думаю, для Университета это большое событие, ведь увидеть работы Андрея Геннадиева — большая редкость и большая удача, — подчеркнула Татьяна Семеновна на торжественном открытии выставки «Откровение». — Я часто говорю, что биография художника никогда и не оправдывает его искусство, и в то же время не возвеличивает. Главным в его жизни всегда становится то, что оно создал. Андрей Геннадиев сумел, на удивление всем, в нашей жестокой, суетной жизни найти свою нишу и оставаться самим собой. Но у него самого есть тысячи вариантов себя — этот человек не вписывается в какие-то определенные рамки, это своеобразный «театр одного актёра», где царит особая созидательная энергия, создаётся искусство мощного звучания и красоты. Думаю, именно в этом и заключается смысл современного искусства — в отстаивании своих представлений о красоте. Как бы ни менялись формы и каноны на протяжении всей истории искусств, красота все равно остается основным критерием художественного творчества. И в этом смысле произведения Андрея Геннадиева лежат вне времени. И в наши дни, когда появляется так много экспериментов, так много смысловых подмен понятий красоты и искусства, он остается настоящим».
Открытие выставки «Откровение», приуроченное ко дню рождения художника, посетили множество его друзей и знакомых. Среди них были даже одноклассники, которые вспомнили, как Андрей Геннадиев еще в детстве увлеченно разрисовывал парты, а учителя, поразившиеся его таланту, даже не смели ругать ученика. С тех пор художник прошел очень долгий путь, став признанным классиком в современном российском искусстве. В то же время, как отметили гости выставки — петербургские критики и искусствоведы — творчество Андрея Геннадиева трудно назвать современным в самом простом смысле этого слова. Это, скорее, своеобразный мост из прошлого в будущее, связывающий эпохи и нравы, мост, основой которому служат вечные непреходящие смыслы существования человечества.
«Два француза», «Тритон», «Шагающая рыба», «Вестник», «Архидруид», «Портрет художника (автопортрет), «Рука»… В этих работах, как отмечают искусствоведы, далеко не равнозначных, можно увидеть общие черты, связывающие их на глубочайшем уровне. Эти приметы — не что иное, как общечеловеческие ценности, продуманные, прочувствованные, прожитые художником, выраженные и предложенные им зрителю не как назидание, а как информация к размышлению. Неоднозначность и символичность искусства в данном случае становится самым подходящим языком, способным сквозь индивидуальность и упертость личных принципов и позиций дать собеседникам такие определения, перед сутью которых любые лукавые формулировки будут бессильны.
Картины и скульптуры Андрея Геннадиева снова и снова напоминают, насколько сильно эти формулировки способны исказить смысл. А если смысл один, и суть вещей не меняется под грудой любых маскирующих ее слов, то нет оснований и для ожесточенного противостояния, конфликтов, которые в действительности отстаивают не суть, а всего лишь формулировки. Труд, самопожертвование, равноправие, великодушие, честность, вдохновение, любовь — каждое из этих понятий весомо лишь в той мере, в какой весома их суть. Картины художника, ведущего неустанный поиск этой сути, неизменно несут отпечаток его личности. И чем эта личность масштабнее и глубже, тем лучшим проводником и наставником в раскрытии и обретении вечных смыслов становится его творчество для зрителей.
Татьяна Семме
Фото автора