Главная » Тема номера

Пройди по тихим школьным этажам…

Накануне 50-летнего юбилея Академической гимназии мы беседуем с директором АГ СПбГУ Натальей Васильевной СЕРОВОЙ. Она рассказывает об истории знаменитой школы, о своих коллегах-учителях, об учениках, о планах на будущее.

Постановлением Совета Министров СССР 50 лет назад, в 1963 году, были образованы четыре специализированных школы-интерната физико-математического профиля в Москве, Ленинграде, Новосибирске и Киеве — при соответствующих университетах. В том числе и ФМШ №45 при Ленинградском университете. В начале 1990-х Украина стала отдельным государством, а в России появилась еще одна школа подобного профиля — СУНЦ (специализированный учебно-научный центр) при Уральском государственном университете. И школы-интернаты при университетах стали называться СУНЦами. А ФМШ-45 при ЛГУ стала Академической гимназией СПбГУ.

Накануне 50-летнего юбилея Академической гимназии мы беседуем с директором АГ СПбГУ Натальей Васильевной СЕРОВОЙ. Она рассказывает об истории знаменитой школы, о своих коллегах-учителях, об учениках, о планах на будущее.

Здесь прожито и понято немало…

Наталья Васильевна Серова

Наталья Васильевна Серова

— Эти школы при университетах были созданы для одаренных детей, то есть для детей с повышенными способностями к физико-математическим дисциплинам. Была и еще одна задача. Стране остро требовались квалифицированные научные кадры, и школы-интернаты должны были подготовить ребят к будущей научной работе. А время было особенное: первый человек в космосе, работа над водородной бомбой… Другие школы при университетах так и оставались физико-математическими, а в нашей Академической гимназии (ФМШ-45) развивались также химико-биологическое и гуманитарное направления.

В 2008 году руководство Уни­вер­ситета поставило перед гимназией задачу углубленного развития естественнонаучных дисциплин. А в 2011 году химико-биологическое направление было разделено, и теперь в Академической гимназии идет набор отдельно в химические классы, и отдельно — в биологические. Это было сделано, чтобы гимназисты получали углубленную подготовку по биологии, а выпускники АГ более мотивированно выбирали образовательные программы по биологии, поступая в Университет.

Сегодня гимназия располагается на двух площадках: в Василеостровском районе Петербурга (пер. Каховского, д.9) и в Петродворцовом районе (Старый Петергоф, Собственный пр., д.1). Биологические и географические классы — на Васильевском, химические — в Петергофе, а физико-математические — на обеих площадках, из-за того что их много. Сейчас в гимназии 19 классов в среднем по 19 школьников в каждом.

— Набираете, конечно, больше?

— Да, набор больше, и отсев учащихся происходит в каждом классе — от 15% до 30%. Дети уходят, к сожалению, — из-за сложности наших программ, из-за того что они оказываются неготовыми к углубленному изучению дисциплин. А некоторые — из-за того что оторвались от родителей, но, как оказывается, не могут в 14-15 лет жить отдельно от семьи.

— Что привлекает школьников в Акаде­мическую гимназию?

— На сайте гимназии мы регулярно проводим опрос родителей. По их мнению, привлекает качество образования, получаемого гимназистами, и атмосфера в классе. Многие учителя школы являются одновременно преподавателями Университета, они ориентированы не на менторские, а на партнерские отношения с учащимися. Поэтому во всех классах складывается дружеская атмосфера, в которой главным приоритетом для гимназистов становится получение знаний, исследовательская деятельность, а не посторонние интересы.

ВОПРОСЫ О ЛИЧНОМ
— Почему вы стали учителем?
— Учителем я стала не случайно. Еще в 3 классе я написала в одном из сочинений, что хочу учить детей русскому языку. Потом эта мечта забылась, я собиралась заниматься физикой. И вдруг передумала и поступила в ЛГУ, на русское отделение филологического факультета. Сама не знаю, что меня толкнуло, но решение я приняла внезапно, перед самой подачей документов. Счастлива до сих пор.
— Почему стали учителем литературы?
— Литература — человековедение. Здесь все: и философия, и психология, и искусство, и точные методы, которые применяются в естествознании. Каждый находит то, что нужно именно ему.
— С какими классами вам больше нравится работать (одиннадцатые, десятые, девятые…)? Почему? Из-за обсуждаемого на уроке материала? Из-за возраста ребят? Из-за конкретных особенностей именно этого класса?
— Мне нравится работать и в 9-х, и в 10-х, и в 11-х классах. Ребята любого возраста интересны, у них много замечательных идей, они искренне реагируют на происходящее, делятся своим «жизненным опытом», много и любопытно размышляют о себе. А 10-е и 11-е классы, может быть, интересны своими читательскими пристрастиями, они всегда находят темы для обсуждения, особенно на материале зарубежной
литературы. С ними трудно, потому что они многого от тебя хотят, но это во благо. Ты начинаешь читать, смотреть, слушать, понимаешь, как сложен их мир.
— Какая тема по литературе — ваша любимая? Почему? Как ее воспринимают ребята?
— Я очень люблю Н.В.Гоголя, особенно его повести. В его произведениях много правды и одновременно много идеального. Ребятам особенно интересно, когда вдруг за незначительной деталью открывается целый мир смыслов, они любят «копаться» в тексте.
— Стремитесь ли вы выйти за рамки программы? Часто ли это удается?
— За рамки программы приходится выходить постоянно. Я в основном иду от детей, от их потребностей и идей, а на них никакой программы не хватит.
— Кто-то из ваших учеников стал учителем? Он советовался с вами, когда принимал это решение?
— Не могу не гордиться тем, что три моих ученицы стали учителями русской словесности. Они со мной не советовались, только потом, когда мы случайно встретились, рассказали о своем выборе. Тоже не
жалеют.
— В какое время вы любите пройти по школе? Утром, до уроков? Вечером, после уроков? Во время перемены? Во время уроков?
— Я люблю ходить по школе в каникулы, тогда появляются планы, потому что особенно хорошо видно, что многое еще не сделано.

Здание Академической гимназии на Каховского

Здание Академической гимназии на Каховского

Качество нашего образования можно охарактеризовать и цифрами. За три последних года Академическая гимназия в рейтинге школ города (его проводит Комитет по образованию администрации Санкт-Петербурга) поднялась с двадцатого на третье место — по результатам баллов ЕГЭ, полученных выпускниками. Хотя специальных занятий, на которых школьники готовились бы к экзаменам ЕГЭ, у нас нет. Просто образовательные программы гимназии ориентированы на мыслящих ребят, которые спокойно относятся к задачам повышенной трудности. Творческий подход, поиск собственного пути решения — это для них повседневная норма. Видимо, поэтому тесты ЕГЭ они сдают достаточно легко. В 2013 году средний балл ЕГЭ выпускников АГ СПбГУ был 73,9, а 12 выпускников получили 100 баллов по отдельным предметам, причем у двоих — наивысший результат по двум предметам (в 2012 году «стобалльников» было всего 7). В 2010 году было подсчитано: из выпускников химико-биологических классов Академической гимназии каждый четвертый защитил диссертацию. Хотелось бы иметь такую статистику и по другим классам, но, к сожалению, у нас есть сведения не обо всех выпускниках.

Недавно Московский центр непрерывного образования при информационной поддержке РИА «Новости» и «Учительской газеты» при содействии Министерства образования и науки подготовил топ-500 «Лучшие школы России» — перечень 500 школ, которые продемонстрировали высокие образовательные результаты в 2012/2013 учебном году. Критериев было два: результаты ЕГЭ выпускников и количество победителей и призеров олимпиад. Все СУНЦы и АГ СПбГУ вошли в топ-500, три СУНЦа включены в также в топ-25, а АГ СПбГУ вошла в список 18 лучших школ Санкт-Петербурга.

Но ты найди решенье непременно…

— Победителей и призеров олимпиад в гимназии много?

— Олимпиады — не самая сильная сторона гимназии (поэтому, кстати, и в рейтинге школ России результаты АГ не особо выдающиеся). В Академической гимназии всегда была такая идеология, что олимпиады — это спорт. И что школьник, побеждающий в олимпиадах, получает образование достаточно узкое, он обучается успешно решать только олимпиадные задачи, но они охватывают лишь небольшой круг тем и научных проблем. А в гимназии всегда ориентировали школьников на исследовательскую деятельность.

Учителя ФМШ-45. Ленинград, 1967

Учителя ФМШ-45. Ленинград, 1967

Долгое время каждый из выпускников гимназии защищал исследовательскую работу. Это были учебные исследования высокого качества, ориентированные на новизну материала, сопоставимые с курсовыми (а порой и дипломными) работами студентов. Защита работ происходила перед комиссией, в которую обязательно входили преподаватели профильных факультетов СПбГУ. И их оценки были достаточно высокими.

Теперь мы восстанавливаем эту форму работы выпускников в полном объеме (она никогда не прекращалась, но в недавние годы она была не массовой — из-за того, что исследовательская деятельность никак не учитывалась в результатах учебного труда). Прагматизм мышления современных школьников заставлял выбирать только те сферы деятельности, которые влияли, например, на оценку в аттестате зрелости, а исследовательские работы не имели достаточного для этого статуса. В новом стандарте среднего образования проектная деятельность уже стала обязательной и на нее отводятся часы учебного времени.

Интересные исследования ведут наши преподаватели-физики вместе с ребятами. В этом году на ставшей традиционной научно-методической конференции «Университетская гимназия» Артем Бебенин представил оригинальный доклад «Мобильный ветрогенератор для условий Крайнего Севера». Он стал одним из победителей.

А в лабораториях кафедры зоологии беспозвоночных выпускник 2013 года Георгий Кремнев изучал сембиотическую фауну двух видов тараканов семейства Blaberidae, одновременно с ним Александр Фабричный в лаборатории у химиков проводил исследование «Разделение энантиомеров лекарственных препаратов в условиях высокоэффективной тонкослойной хроматографии». И таких примеров более чем достаточно. Наши ребята стали призерами и победителями многих значимых интеллектуальных конкурсов, конференций.

В процессе работы возникают интересные формы взаимодействия школьников и действующих ученых. Второй год под руководством научного сотрудника Зоологического института РАН работает группа учащихся , которая ведет настоящую научную работу. Ребята выезжали на практику, собирали там материал для научных исследований, а затем по результатам исследований писали статьи, которые были опубликованы в профессиональном биологическом журнале.

А что касается олимпиад, то надо еще учитывать, что к нам попадают школьники из разных регионов России (в этом году — из 29) с разным уровнем подготовки. Отбор производится по их способностям и потребностям в той или иной сфере научных интересов (физике, математике, химии, биологии, географии, гуманитарным наукам). Но уровень их образования, их стартовые возможности могут быть очень разными. Одна из задач педагогов гимназии — поднять уровень образования учащихся до необходимого (иначе они программу не освоят). И мы видим, что в 9-м классе победителей и призеров олимпиад регионального уровня среди наших гимназистов мало, а к 11-му классу их число неизменно растет.

Для нас всегда открыта в школе дверь…

— 50 лет — это юбилей не только АГ СПбГУ, но и еще двух СУНЦов, московского и новосибирского. Были планы совместных мероприятий в связи с юбилеем?

— Вначале были предложения. Но сложность в том, что все школы отмечают юбилей в разное время: в Новосибирске — в конце августа, мы — в октябре, а в Москве — только в декабре… Все видят, что школы-интернаты при университетах дают хорошее образование. Всем понятно, что углубленное развитие ребят с интересом к естественнонаучным дисциплинам у нас получается. Укрепляется точка зрения, что нам нужна общая образовательная политика, общие программы. Думаем об обмене преподавателями.

Этим летом в Болгарии мы провели математическую школу совместно — с преподавателями математико-механического факультета СПбГУ и механико-математического факультета МГУ. Отобрали тех учащихся 10-х и 11-х классов АГ СПбГУ и СУНЦ МГУ, кто показал лучшие результаты по математике за два года, и занимались с ними 10 дней. Ребята выдержали такую нагрузку, успешно решали задачи повышенной трудности и тем самым показали высокий уровень подготовки в той и другой школе.

Надеюсь, что на празднование юбилея гимназии приедут выпускники из-за рубежа. В Петербургском отделении Математического института им. В.А.Стеклова (ПОМИ) как раз в это время устраивают международную конференцию «Современные проблемы науки: математика». Директор ПОМИ С.В.Кисляков — выпускник ФМШ-45 и в этом институте работает большое количество наших выпускников.

На юбилей ждем гостей из Финляндии, Германии, Польши — у нас с ними активно развивается сотрудничество в сфере культурного обмена. Там тоже есть школы, ориентированные на естественнонаучное образование, и мы с ними дружим. Наши программы сотрудничества будут расширяться — Университет планирует  заключить с ними соглашения.

Нас, например, очень интересует организация учебного процесса в Финляндии — и нам хочется приблизить наши условия обучения к финским. Там у школьников большая свобода выбора предметов для изучения. Учебные дисциплины преподают на двух уровнях, на стандартном и на профильном. При современном обилии разнообразной информации ребенок не может всё знать одинаково хорошо — это снижает его мотивацию к обучению. А при иной системе образования каждый школьник имеет возможность выбрать уровень изучения каждого предмета. Таким образом, он сам решает, на каких предметах сосредоточиться, где приложить максимум усилий. Это, кстати, и определяет его будущий выбор профессии.

А например, в доступности информационных систем мы нисколько не проигрываем финским коллегам. На той и другой площадках Wi-Fi доступен практически во всех помещениях. Недавно в здании на пер. Каховского, д.9, нам смонтировали структурированные кабельные сети, что существенно увеличило доступность интернет-пространства и ресурсов Университета для школьников и учителей. Например, мы имеем неограниченный доступ к электронным ресурсам Научной библиотеки им. М.Горького. Сейчас пытаемся создать свою электронную библиотеку, где собираем те научные труды, произведения литературы, учебные пособия, которые учителя рекомендуют для изучения в первую очередь.

Встречать, учить и снова расставаться…

— В Университет, знаю, выпускники Академической гимназии поступают успешно?

— В этом году, например, 24 выпускника поступили на математические образовательные программы СПбГУ — мы почти сравнялись с 239 лицеем. В среднем 72% наших выпускников выбирают СПбГУ. Наиболее популярными среди других вузов Санкт-Петербурга являются Политехнический университет, Фармацевтическая академия, Горный университет. Ежегодно до 10 человек уезжают учиться в Москву, чаще в Физико-технический университет и МГУ. Статистика показывает, что практически все выпускники Академической гимназии поступают в вузы сразу после окончания.

«Но ты найди решенье непременно!»

«Но ты найди решенье непременно!»

Понимаю, что высокий уровень выпускников гимназии определяется высоким уровнем педагогического состава. А учителями к нам всё больше приходят преподаватели профильных факультетов Университета. Они приносят новые, университетские взгляды на преподавание математики, физики, химии, биологии, географии. Они понимают уровень знаний студентов СПбГУ и ориентируют на него наших гимназистов, дают им новые методы и приемы решения задач, проведения научных исследований. К нам стали возвращаться выпускники гимназии — в качестве учителей (сейчас у нас работает 20 выпускников).

За три последних года существенно обновился коллектив преподавателей математики. Это позволило обновить содержание математических программ, а также возродить летние математические школы. Одна из них прошла в июле. К нам в АГ съехались ребята из 6 регионов России. Им была предложена сложная и разноаспектная программа, которая была реализована большим преподавательским коллективом, собравшим действующих ученых, исследователей, увлеченных своим делом. Несмотря на то что материал, который участники школы осваивали, был повышенной трудности, ребята справились с задачами, а преподаватели еще раз продемонстрировали свое высочайшее методическое мастерство. Авторы же предложенной программы  доказали, что двухнедельный интеллектуальный марафон — продуктивная и результативная форма обучающей деятельности.

Силами преподавателей-математиков СПбГУ второй год разрабатывается новая олимпиада «Кибернетика и анализ». Она собрала в прошлом году учащихся сильнейших математических школ, их соревнование было очень интересным. Надеюсь, что олимпиада станет своеобразной визитной карточкой АГ и новой точкой роста в развитии физико-математического направления.

В 2012 году мы открыли двухгодичную образовательную программу «Математика и кибернетика». Пытаемся расширить понятие о кибернетике и включить в число учебных дисциплин в виде спецкурсов финансовую математику, робототехнику, программирование. В этом нам очень помогают преподаватели математики и прикладной математики СПбГУ.

Развивается новая генерация учителей-биологов: почти все — преподаватели СПбГУ. В прошлом году они организовали для школьников полноценную полевую практику в Ленинградской области. В определенное время мая устроили лагерь, ребята жили в палатках и изучали разнообразные биологические объекты в дикой природе… Радует, что конкурс и проходной балл при поступлении в десятый биологический класс были самые высокие в гимназии.

Н.В.СЕРОВА:
— Наши выпускники и школьники часто говорят о гимназии. Сам этот факт говорит о том, что им здесь комфортно. Чаще всего они напутствуют младших словами: «Школа для меня — это целая жизнь, целый мир, вселенная. Здесь начинаешь чувствовать себя самостоятельным, взрослым человеком». Кажется банально: все так говорят. Но важно другое: как они это говорят, как сияют их глаза, как искренне они хотят
выразить свои чувства… О гимназической жизни сложно рассказывать. Если уж браться за это дело, то нужно писать роман воспитания.

Спасибо, что конца урокам нет…

— Еще одно направление развития гимназии — привлечение IT-технологий в учебный процесс. Мы активно осваиваем систему BlackBoard, и в этом году, надеюсь, все классы будут вовлечены в нее. Эта система дает возможность устраивать видео-лекции и семинары, проводить тестирование и промежуточную аттестацию учащихся, отслеживать динамику продвижения детей по образовательной траектории. Но главное, современные технологии заставляют иначе смотреть на процесс обучения. Когда учитель с учеником работают вместе, но не напрямую, а через технические средства BlackBoard, то требуется иной методический подход. При этом надо не потерять живую связь с учеником, которая только и делает возможным сам процесс обучения. Ведь обучение происходит в паре «личность — личность».  И во время обучения передается не только знание, не только информация, сведения, но и мировоззрение, и навыки, и особенности мышления. Да, BlackBoard становится для нас помощником в обучении, но, даже не имея прямой связи с учеником «глаза в глаза», мы стараемся не потерять в этой системе возможность передачи исследовательских компетенций.

— Чем, кроме учебы, занимаются гимназисты?

— Мы сохраняем «интеровское братство». Это особый строй отношений: ответственность друг за друга и друг перед другом, независимо от того, взрослый ты или ребенок. Словосочетание возникло еще в 1960-е годы, понятие «интеровского братства» активно развивалось в 1980-е, но и сегодня не забыто. В своей воспитательной работе мы максимально опираемся на инициативу ребят, на потребности школьников. А это дает возможность ребятам сплачиваться на разных мероприятиях, позволяет каждому почувствовать себя активной часть единого коллектива.

А мероприятий у нас хватает — до 15 общешкольных за год, а есть еще и классные. Есть предметные недели, и в их рамках проходят в том числе досуговые мероприятия. Привлекает ребят ежегодный Турнир юных физиков, математические и физические бои, наш традиционный вечер иностранных языков в день Святого Патрика, турниры игры «Что? Где? Когда?» (наша команда побеждает и на всероссийском уровне). Много лет в гимназии существует литературный клуб и регулярно печатаются сборники стихов гимназистов (очередной сборник «Эхо» выйдет к юбилею АГ). Благодаря занятиям в студии изобразительного искусства некоторые выпускники поступают в вузы на художественные специальности. Для мальчиков есть секция боевых искусств, для девочек — кружок художественного плетения, секция аэробики.

— Наталья Васильевна, расскажите о ближайших планах.

— Ох, как много еще предстоит сделать. Прежде всего требует полного перевооружения материально-техническая база АГ: от мультимедийного оборудования в учебных классах до создания современного рабочего места учителя. Это существенно повысит мотивацию учащихся, а преподавателям создаст условия для плодотворной работы. Хотя у школьников есть уникальная возможность учиться не только в стенах АГ, но и в других подразделениях Университета. Гимназисты химических, биологических, а с нынешнего года и физических классов смогут выполнять лабораторные работы на том же оборудовании, что и студенты. Это существенно обогащает учебный процесс и создает условия для исследовательской деятельности, а также профессионально ориентирует ребят больше, чем просто рассказы о будущей профессии.

Необходимо также работать над повышением квалификации преподавателей: время предъявляет новые требования, и мы должны им соответствовать. И здесь важно не только овладеть современными технологиями или иностранным языком — необходимо иначе построить программы, которые по-новому структурируют учебный материал, создать новый обучающий инструментарий. При этом ни в коем случае нельзя утратить наши приоритеты: разностороннее, качественное образование и личностный рост наших школьников. Нельзя в погоне за новизной «выплеснуть ребенка».

Еще одна важная задача — включение широкого родительского актива в решение насущных школьных проблем. Здесь необходимы мудрость и постепенность, чтобы школа и педагогический коллектив не превратились в услужливых исполнителей, а родители — просто в заказчиков. Воспитание и обучение детей — процесс архисложный и многоаспектный, процесс со многими неизвестными, часто непредсказуемый. Надо найти верный тон в отношениях, согласовать интересы так, чтобы вместе действовать во благо наших детей.

Мы постоянно стремимся привлечь в гимназию наших выпускников в качестве преподавателей, воспитателей. Преемственность опыта поколений — одно из условий нашего успешного развития. Большим подспорьем в этом деле мог бы стать педагогический отряд, над созданием которого мы работаем. Молодые, задорные ребята, студенты, аспиранты по-своему воспитывают младших, и у них это чаще всего здорово получается. Кроме того, сохраняются «агэшные» традиции, воспроизводятся «интеровские» отношения, которые для школьников очень значимы.

…В интервью не удается поговорить о каждом из членов нашего большого коллектива. А всем хочется сказать огромное спасибо, поскольку каждый, кто работает сегодня в Академической гимназии — человек большого ума и большого сердца. В нынешние времена работать с молодежью, а тем более с подростками, сложно. Нужно иметь неисчерпаемое терпение, неизмеримую работоспособность, нужно много знать и каждый новый день знать еще больше. Нужно любить этих непослушных, часто упрямых, умных, «продвинутых» детей, которые просто на слово не поверят и примитивному фокусу не удивятся, но умеют уважать и искренне любить.

Не за горами и второй юбилей. В феврале Академическая гимназия вместе с Университетом будет праздновать 290 лет со дня основания. Ведь 28 января 1724 года именным, «объявленным из Сената» указом император Петр I учредил в столичном Санкт-Петербурге Академию наук, Университет и Академическую гимназию. С тех пор судьба Академической гимназии прочно связана с судьбой Санкт-Петербургского университета. В ХVIII веке дело обстояло так же, как и сейчас: гимназистов и студентов учили одни и те же преподаватели, среди которых были известные ученые — Г.В.Крафт, Л.Эйлер, Г.Ф.Миллер, Т.Х.Байер и др.. Эти учебные заведения возникли одновременно, их соединяли общность целей, общность достижений, общность преподавателей. И сегодня гимназия меняется, развивается и крепнет вместе с Университетом, прочно удерживая передовые позиции в российском образовании.

Евгений Голубев

Фото: Сергей Ушаков

Новости СПбГУ