Роль интерната в развитии физико-математического образования
Постановлением правительства о создании при четырех университетах специализированных школ-интернатов (август 1963 года) предусматривалось, что формирование учебных планов школ и организация всей учебной работы в целом является прерогативой попечительских советов при университетах. Это позволило с самого начала создать новые учебные планы, пригласить молодых выпускников университетов к преподаванию всех предметов, начать работу по подготовке новых учебных пособий, прежде всего, по дисциплинам физико-математического цикла. Практически с первых лет работы интерната руководство учебным процессом было передано от городского отдела образования университету, что давало полную свободу в формировании учебных программ, в первую очередь по профилирующим предметам. Для преподавания математики и физики были привлечены квалифицированные молодые ученые из университета, которые начали создавать новые учебные курсы. Одной из исходных позиций при этом было то, что от учеников не требовалось практически никакой предварительной подготовки, кроме умения писать и знания таблицы умножения, и основной задачей при обучении было привитие основ физико-математической культуры, которые необходимы любому исследователю, собирающемуся сколько-нибудь серьезно заниматься наукой.
В части математического образования создание интерната совпало по времени с подготовкой перехода на новое содержание обучения математике, которое было осуществлено во всех школах, начиная с 1968 года («колмогоровская реформа»). Большинство положений этого перехода было опробовано в московском и ленинградском интернатах в первые годы их существования. Перечислим их основные черты.
1. Включение в школьную программу новых разделов (элементы математического анализа и теории функций, векторное исчисление, начала комбинаторики и теории вероятностей). В нашем интернате это было успешно осуществлено на основе новых методических разработок, не являющихся копированием или вульгаризацией методики изучения этих разделов в высшей школе. В части изучения основ математического анализа была сделана смелая попытка отказа от построения новых понятий (производная, интеграл) на основе понятия предела. Большую роль в этом сыграли обсуждения с выдающимися математиками Д.К.Фаддеевым и В.А.Рохлиным.
В результате уже в курс 8 класса было включено понятие производной с полным и строгим обоснованием, доступным способным ученикам, приехавшим из областей Северо-Запада, но не имеющим дополнительной подготовки. Результаты этой работы и подробные методические разработки были опубликованы в журнале «Математика в школе», изданы в виде пособий для учащихся, а позднее защищены в виде первых кандидатских диссертаций, выполненных на основе работы в интернате молодыми аспирантами Ю.И.Иониным и В.А.Гусевым, ставшими впоследствии ведущими специалистами в области методики преподавания.
В части постановки трудного для школы раздела «векторное исчисление» также были найдены новые подходы на основе идей геометрической школы академика А.Д.Александрова и его учеников — Ю.Ф.Борисова, Ю.А.Волкова и др.
На основе результатов методической работы в интернате позже были написаны учебники по математике, используемые до настоящего времени. Один из них получил первую премию на Всесоюзном конкурсе учебников (1987/89 гг.). Следует отметить, что была создана целая гамма учебных пособий для школ различной направленности (базовой, естественнонаучной и гуманитарной) и системы профтехобразования. При этом исходная позиция при подготовке разных учебников состояла в том, что нет математики для «пекарей» или «токарей», а вот подходы к ее изучению должны быть различными с учетом особенности обучающихся, с использованием разнообразных познавательных стилей.
2. Расширение внеклассной работы. Формирование на базе ленинградского и московского интернатов коллектива, увлеченного пропагандой математических знаний, стало основой для развития таких важных мероприятий, как Всесоюзная олимпиада по математике, содержательная часть которой в основном готовилась этим коллективом, открытие Всесоюзной заочной математической школы и издание ее материалов массовыми тиражами, создание физико-математического журнала «Квант».
Поскольку одним из объективных показателей качества подготовки школьников являются результаты их выступления на олимпиадах, то по этому критерию интернат проявил себя с самой лучшей стороны. На Всесоюзных олимпиадах по физике и математике начиная с 1966 года интернат выступал отдельной командой и весьма успешно. Достаточно сказать, что призерами в разные года уже на международных олимпиадах по математике были воспитанники интерната Турчанинов Виктор, Харламов Вячеслав, Блюдзе Михаил, Кумарин Виктор, Суворов Павел, Александров Алексей, Семеньков Сергей, Саллинен Евгений, Меркурьев Александр, Шварц Владимир, Юрша Константин, Фомин Сергей, Сивицкий Игорь, Ананьевский Игорь, Финашин Сергей, Нецветаев Никита, Соломяк Борис, Захаревич Илья, Абакумов Евгений, Малютин Андрей, а по физике — Горбачевский Сергей, Петров Борис, Провоторов Сергей, Вайдман Лев, Булатов Владимир, Хамитов Ильдар, Щукин Владимир, Ухов Владимир, Мороз Вадим, Филиппов Василий. Активное участие в организации и проведении всесоюзных олимпиад принимали преподаватели интерната М.И.Башмаков, Ю.И.Ионин, А.С.Кондратьев, А.А.Быков. В Ленинградской области жюри олимпиады по физике в течение более 30 лет возглавлял А.А.Быков, а с 2004 г. — выпускник интерната М.А.Горяев, а председателем жюри математической олимпиады является выпускник интерната В.М.Гольховой.
На базе интерната более 40 лет назад была создана Северо-Западная заочная математическая школа, которую возглавлял преподаватель интерната В.А.Алейнов, а в настоящее время — выпускник интерната В.М.Гольховой. Работа ЗМШ существенно расширила возможности математического образования в различных регионах страны.
Значительное расширение внеклассной работы в области математического образования и ее масштабов произошло более 20 лет назад, когда началось проведение международного математического конкурса для школьников «Кенгуру». В нашей стране проведение конкурса было начато по инициативе и при активном участии М.И.Башмакова возглавляемым им коллективом, который уже был готов прежде всего методологически к развитию математического образования в любых направлениях. В настоящее время эта работа проводится под руководством А.И.Плоткина (также начинавшего свою педагогическую деятельность в стенах интерната), а число участников «Кенгуру» по всей стране превышает 2 миллиона.
3. Заметный вклад внес интернат в развитие физико-математического образования в регионах Северо-Запада. Преподаватели интерната во время своих регулярных поездок по регионам не только отбирали лучших учеников, но и проводили занятия по актуальным вопросам обучения физике и математике с местными учителями. Такие мероприятия практиковались не только в областных и республиканских центрах во время проводимых два раза в год приемных экзаменов в интернат, но и в течение года сотрудники и студенты университета из числа выпускников интерната неоднократно выезжали в глубинные районы Северо-Запада для ознакомления педагогов с разработанными и опробованными в интернате новациями. Ряд выпускников интерната возвратились в свои регионы и успешно работают в системе образования Петрозаводска, Сыктывкара, Архангельска, Великого Новгорода, Вологды, Калининграда, Мурманска. Многие выпускники преподают физику и математику в различных вузах и школах Санкт-Петербурга и Ленинградской области.
О вкладе интерната в обеспечение эффективного физического образования красноречиво свидетельствует создание ряда первоклассных учебных пособий для школьников его преподавателями. Наилучшее понимание физики, основных законов природы при обучении достигается путем решения задач, и именно при решении задач проявляется и закрепляется умение сознательно применять основные физические представления и законы для анализа конкретных явлений и процессов, происходящих в окружающем мире. В связи с этим большое внимание при обучении физике уделялось решению задач и первое учебное пособие по физике, родившееся в стенах школы-интерната № 45 и вышедшее в 1965 году в издательстве ЛГУ, было посвящено данному вопросу: В.К.Кобушкин, А.С.Кондратьев, Н.А.Прияткин «Решение задач по физике». Это направление физического образования эффективно развивалось и было издано учебное пособие «Физика в примерах и задачах» (Е.И.Бутиков, А.А.Быков, А.С.Кондратьев) сначала в университетском издательстве, а затем и в издательстве «Наука».
Основные положения разработанных и апробированных в 45 интернате курсов физики нашли отражение в учебном пособии «Физика для поступающих в вузы» (Е.И.Бутиков, А.А.Быков, А.С.Кондратьев), которое неоднократно переиздавалось в центральных издательствах, являлось настольной книгой для многих поколений абитуриентов и по сей день актуально как для среднего, так в ряде случаев и для высшего физического образования. Начатые научно-методические изыскания успешно продолжаются преподавателями и выпускниками интерната и на современном этапе развития физического образования, что нашло отражение в создании пятитомного комплекса учебных пособий для углубленного изучения физики, выпущенного в издательстве «Физматлит» (авторы Е.И.Бутиков, А.С.Кондратьев, А.В.Ляпцев, В.М.Уздин). Методические подходы, которые используются в профильных школах по физике, неплохо работают при обучении физике как в школах других естественнонаучных направлений, так и в школах гуманитарного профиля, для которых в издательстве «Специальная литература» А.С.Кондратьевым выпущено пособие «Физика» в двух томах.
В настоящее время в Петербурге работают высококвалифицированные группы специалистов по проблемам школьного физико-математического образования, имеющие признанные результаты и широко известные не только нашей стране, но и за рубежом. Эти группы возглавляются людьми, преподававшими математику и физику с первых лет существования интерната, М.И.Башмаковым и А.С.Кондратьевым, впоследствии избранными академиками Российской академии образования и сохраняющими замечательные интернатские традиции.
М.И.Башмаков, академик РАО, М.А.Горяев, профессор РГПУ им. А.И.Герцена