Главная » Тема номера

Инкубатор для «яйцеголовых»

М.А.Горяев

М.А.Горяев

Положении о специализированной школе-интернате при государственном университете, утвержденном приказом министра высшего и среднего образования СССР № 196 от 22 июня 1964 года, по которому и работал почти 30 лет 45-й интернат, говорилось: «Специализированная школа-интернат организована … для обучения молодежи, проявившей способности в области математики, физики, химии и биологии. … обеспечивает завершение общего среднего образования и, наряду с этим, дает, в зависимости от профиля школы-интерната, повышенную подготовку учащихся по математике, или физике, или химии, или биологии, а также профессиональную подготовку по специализации учащихся». Такая общая и весьма расплывчатая формулировка основных целей и задач, стоящих перед интернатами, давала достаточно полную свободу при их реализации. Сейчас по прошествии десятилетий можно с уверенностью сказать, что и кураторы из Ленинградского университета, и руководство 45-го интерната в полной мере и очень продуктивно воспользовались этой свободой и создали воистину уникальное учебное заведение, где не только осуществлялась эффективная предвузовская подготовка школьников по соответствующему профилю, но и формировались многообразные личностные качества подрастающего поколения, которые давали возможность выпускникам проявить себя в различных сферах деятельности и в самых разнообразных жизненных обстоятельствах. Вся обстановка и атмосфера, царившая в интернате, способствовали многостороннему развитию личности учащихся. Здесь я не берусь осветить все бесчисленные компоненты этой обстановки и не претендую на глобальные обобщения, а остановлюсь лишь на некоторых моментах, которые сыграли, на мой взгляд, важную роль в становлении воспитанников интерната.

Как уже неоднократно отмечалось в различных публикациях, обу­чение в интернате, в особенности по профилирующим дисциплинам, проводилось по собственным программам. Конечно, в университете был опыт работы со школьниками при проведении олимпиад, кружков и других мероприятий в области дополнительного образования, но разработка учебной программы для полноценной средней школы — совсем другая задача. И с этой задачей молодые ученые и аспиранты университета, которые курировали работу и составляли костяк преподавателей интерната, успешно справились, о чем свидетельствует хотя бы тот факт, что на протяжении многих лет воспитанники интерната регулярно становились победителями и призерами международных и всесоюзных олимпиад по математике и физике. Правда, победы на олимпиадах не всегда совпадают с успехами в дальнейших занятиях серьезной научной деятельностью, но и здесь показатели выпускников интерната на должном уровне. Достаточно упомянуть, что из стен интерната вышли будущие члены Российской академии наук математики А.Болибрух, С.Кисляков и И.Панин, физик Г.Рыкованов, химик А.Озерин, биолог О.Пугачев. Некоторое представление о серьезных научных результатах мирового уровня, полученных выпускниками интерната, можно почерпнуть из сборника «45 интернат. Учителя. Выпускники. Воспоминания», выпущенного в 2009 году.

Важной отличительной особенностью учебных программ, да и всей обстановки в интернате было то, что они не были ориентированы на каких-то особо одаренных, избранных ребят. В Ленинград по результатам приемных экзаменов приезжали в основном школьники из регионов Северо-Запада, причем уровень их подготовки был весьма разным, да и условия жизни, к которым они привыкли. Например, приезжающие из столиц прибалтийских республик или из глубинных районов Коми АССР были существенно разными. Но в интернате, как в инкубаторе, всем были реально созданы одинаковые условия и предоставлены равные возможности в достижении поставленных целей. И надо сказать, что мы эффективно этими возможностями пользовались, активно и продуктивно общаясь и с преподавателями, и со своими сверстниками. Конечно, достижения и оценки у воспитанников интерната были разными, но у нас не было учеников второго сорта, и поэтому никогда не возникало проблем во взаимоотношениях между собой на этой почве. Уже после окончания интерната многие выпускники на протяжении десятилетий регулярно встречаются и своими классами, и в более широком составе, и легко и с удовольствием общаются. Волею судеб в различных жизненных ситуациях мне приходилось сталкиваться с выпускниками разных лет, и всегда мы быстро достигали полного понимания — говорили на одном языке со всеми нюансами, доступными только тем, кто прошел школу жизни интерната.

Также у нас не было предметов или уроков второго сорта, на все занятия мы шли с большим желанием. Следует отметить, что и разделение на профили по классам было не столь жестким. Естественно, что программы и учителя в физико-математических и химико-биологических классах были разные, но не чересчур нагруженные специальными «заумностями». Можно вспомнить, как один из основателей интерната М.И.Башмаков, выступая на университетском Совете школы против чрезмерного усложнения программ, говорил: «Здесь ребят надо учить, как в хорошей городской школе, а вы их rotо’ром…». В соответствии с таким подходом весь процесс обучения был построен так, что в наши головы закладывались прежде всего фундаментальные основы не только профилирующих дисциплин, но гуманитарных предметов. Полученный базис и умение мыслить (этому нас тоже основательно научили замечательные преподаватели) позволяли самим достаточно эффективно выбирать свои пути дальнейшего развития и добиваться заметных результатов на выбранном поприще. Поэтому не кажется неестественным, что выпускники физико-математических классов А.Анисимов, В.Журавлев, Н.Козлова (Городецкая), В.Михеев поступили на биофак университета и стали вполне профессионально состоявшимися биологами, а выпускник химического класса А.Зайцев поступил на физфак и стал доктором наук в области теоретической физики. И ничего удивительного нет в том, что одноклассники А.Кучма и В.Журавлев в итоге стали один профессором физики, другой профессором биологии, а одноклассники Т.Недосекина (Кошемчук) и Н.Нецветаев — соответственно профессорами филологии и математики.

Широта полученных знаний (без ущерба, однако, их глубине) и умение самостоятельно мыслить и принимать продуманные решения позволили многим выпускникам интерната стать руководителями разного уровня в различных сферах деятельности. Всех их уже трудно перечислить, поэтому ограничусь лишь тем, что назову руководителей научных и учебных заведений А.Кондратьева, Л.Бобылева, А.Кучму, С.Кислякова, А.Озерина, О.Пугачева и Г.Рыкованова, заместителя министра финансов С.Шаталова, вице-президента банка С.Вадилова, руководителей производственных предприятий В.Попова и Д.Кадомского. Сейчас, наверное, сложно найти такую сферу человеческой деятельности, где выпускники интерната не добились бы заметных успехов, достаточно при этом вспомнить артиста К.Райкина, художника А.Горяева, альпиниста Н.Тотмянина, которые проявили себя в областях весьма далеких от математики, физики, химии и биологии. И все эти достижения, по моему глубокому убеждению, стали возможны в значительной мере благодаря интернату, той неповторимой обстановке и условиям, которые была в нем создана нашими наставниками.

В заключение не могу не сказать еще об одной особенности нашего интерната, которая позволила вырастить целую плеяду замечательных педагогов. Здесь весь процесс обучения, характер взаимодействия учителя и ученика способствовал тому, что учились не только школьники, но и преподаватели. При этом учителя учились как друг у друга, так и у учеников, о чем я могу с полной уверенностью сказать по своему опыту работы учителем в интернате. На одной из педагогических конференций президент Российской академии образования Н.Д.Никандров высказал тезис, что без педагогического образования не может быть хорошего учителя. Я ему возразил, приведя пример интерната. Действительно, одни из первых интернатских учителей М.И.Башмаков и А.С.Кондратьев создали свои научно-педагогические школы и стали членами Академии, не имея педагогического образования. Также не имели педагогического образования, но стали великолепными учителями В.К.Кобушкин, Ю.И.Ионин, В.А.Гусев, А.А.Быков, В.М.Терехов, Б.М.Беккер, А.А.Карцова, Н.С.Воро­нович, Ю.В.Широков, Е.А.Нинбург, Н.В.Городецкая, Н.Н.Удальцова, Л.Д.Кур­ляндчик, В.М.Гольховой, К.Э.Воеводский, причем, многие защитили диссертации по педагогическим наукам. Отсутствие образования в области педагогики с лихвой компенсировалось той замечательной атмосферой, царившей в В педагогическом коллективе и в интернате в целом, которая была отнюдь не спокойной, но создавала среду, которая продуктивно питала молодых и даже не молодых преподавателей. Я назвал здесь очень немого имен учителей, нисколько не желая обидеть других преподавателей, тем более имевших профессиональное педагогическое образование. Все учителя безусловно вносили свой вклад в создание многочисленного и уникального коллектива, которому все мы обязаны практически всеми достижениями. К числу важных традиций педагогического коллектива интерната следует отнести то, что начиная с 1968 года многие десятки его выпускники преподавали в родной школе. Для кого-то это стало основным направлением профессиональной деятельности, но даже те, кому посчастливилось учительствовать в интернате лишь недолгое время, получили бесценные навыки и плоды высококлассной педагогической школы, которые небесполезны при работе в любой области.

М.А.Горяев,

профессор РГПУ им. А.И.Герцена, выпускник 1966 года

Новости СПбГУ