Инкубатор для «яйцеголовых»
Положении о специализированной школе-интернате при государственном университете, утвержденном приказом министра высшего и среднего образования СССР № 196 от 22 июня 1964 года, по которому и работал почти 30 лет 45-й интернат, говорилось: «Специализированная школа-интернат организована … для обучения молодежи, проявившей способности в области математики, физики, химии и биологии. … обеспечивает завершение общего среднего образования и, наряду с этим, дает, в зависимости от профиля школы-интерната, повышенную подготовку учащихся по математике, или физике, или химии, или биологии, а также профессиональную подготовку по специализации учащихся». Такая общая и весьма расплывчатая формулировка основных целей и задач, стоящих перед интернатами, давала достаточно полную свободу при их реализации. Сейчас по прошествии десятилетий можно с уверенностью сказать, что и кураторы из Ленинградского университета, и руководство 45-го интерната в полной мере и очень продуктивно воспользовались этой свободой и создали воистину уникальное учебное заведение, где не только осуществлялась эффективная предвузовская подготовка школьников по соответствующему профилю, но и формировались многообразные личностные качества подрастающего поколения, которые давали возможность выпускникам проявить себя в различных сферах деятельности и в самых разнообразных жизненных обстоятельствах. Вся обстановка и атмосфера, царившая в интернате, способствовали многостороннему развитию личности учащихся. Здесь я не берусь осветить все бесчисленные компоненты этой обстановки и не претендую на глобальные обобщения, а остановлюсь лишь на некоторых моментах, которые сыграли, на мой взгляд, важную роль в становлении воспитанников интерната.
Как уже неоднократно отмечалось в различных публикациях, обучение в интернате, в особенности по профилирующим дисциплинам, проводилось по собственным программам. Конечно, в университете был опыт работы со школьниками при проведении олимпиад, кружков и других мероприятий в области дополнительного образования, но разработка учебной программы для полноценной средней школы — совсем другая задача. И с этой задачей молодые ученые и аспиранты университета, которые курировали работу и составляли костяк преподавателей интерната, успешно справились, о чем свидетельствует хотя бы тот факт, что на протяжении многих лет воспитанники интерната регулярно становились победителями и призерами международных и всесоюзных олимпиад по математике и физике. Правда, победы на олимпиадах не всегда совпадают с успехами в дальнейших занятиях серьезной научной деятельностью, но и здесь показатели выпускников интерната на должном уровне. Достаточно упомянуть, что из стен интерната вышли будущие члены Российской академии наук математики А.Болибрух, С.Кисляков и И.Панин, физик Г.Рыкованов, химик А.Озерин, биолог О.Пугачев. Некоторое представление о серьезных научных результатах мирового уровня, полученных выпускниками интерната, можно почерпнуть из сборника «45 интернат. Учителя. Выпускники. Воспоминания», выпущенного в 2009 году.
Важной отличительной особенностью учебных программ, да и всей обстановки в интернате было то, что они не были ориентированы на каких-то особо одаренных, избранных ребят. В Ленинград по результатам приемных экзаменов приезжали в основном школьники из регионов Северо-Запада, причем уровень их подготовки был весьма разным, да и условия жизни, к которым они привыкли. Например, приезжающие из столиц прибалтийских республик или из глубинных районов Коми АССР были существенно разными. Но в интернате, как в инкубаторе, всем были реально созданы одинаковые условия и предоставлены равные возможности в достижении поставленных целей. И надо сказать, что мы эффективно этими возможностями пользовались, активно и продуктивно общаясь и с преподавателями, и со своими сверстниками. Конечно, достижения и оценки у воспитанников интерната были разными, но у нас не было учеников второго сорта, и поэтому никогда не возникало проблем во взаимоотношениях между собой на этой почве. Уже после окончания интерната многие выпускники на протяжении десятилетий регулярно встречаются и своими классами, и в более широком составе, и легко и с удовольствием общаются. Волею судеб в различных жизненных ситуациях мне приходилось сталкиваться с выпускниками разных лет, и всегда мы быстро достигали полного понимания — говорили на одном языке со всеми нюансами, доступными только тем, кто прошел школу жизни интерната.
Также у нас не было предметов или уроков второго сорта, на все занятия мы шли с большим желанием. Следует отметить, что и разделение на профили по классам было не столь жестким. Естественно, что программы и учителя в физико-математических и химико-биологических классах были разные, но не чересчур нагруженные специальными «заумностями». Можно вспомнить, как один из основателей интерната М.И.Башмаков, выступая на университетском Совете школы против чрезмерного усложнения программ, говорил: «Здесь ребят надо учить, как в хорошей городской школе, а вы их rotо’ром…». В соответствии с таким подходом весь процесс обучения был построен так, что в наши головы закладывались прежде всего фундаментальные основы не только профилирующих дисциплин, но гуманитарных предметов. Полученный базис и умение мыслить (этому нас тоже основательно научили замечательные преподаватели) позволяли самим достаточно эффективно выбирать свои пути дальнейшего развития и добиваться заметных результатов на выбранном поприще. Поэтому не кажется неестественным, что выпускники физико-математических классов А.Анисимов, В.Журавлев, Н.Козлова (Городецкая), В.Михеев поступили на биофак университета и стали вполне профессионально состоявшимися биологами, а выпускник химического класса А.Зайцев поступил на физфак и стал доктором наук в области теоретической физики. И ничего удивительного нет в том, что одноклассники А.Кучма и В.Журавлев в итоге стали один профессором физики, другой профессором биологии, а одноклассники Т.Недосекина (Кошемчук) и Н.Нецветаев — соответственно профессорами филологии и математики.
Широта полученных знаний (без ущерба, однако, их глубине) и умение самостоятельно мыслить и принимать продуманные решения позволили многим выпускникам интерната стать руководителями разного уровня в различных сферах деятельности. Всех их уже трудно перечислить, поэтому ограничусь лишь тем, что назову руководителей научных и учебных заведений А.Кондратьева, Л.Бобылева, А.Кучму, С.Кислякова, А.Озерина, О.Пугачева и Г.Рыкованова, заместителя министра финансов С.Шаталова, вице-президента банка С.Вадилова, руководителей производственных предприятий В.Попова и Д.Кадомского. Сейчас, наверное, сложно найти такую сферу человеческой деятельности, где выпускники интерната не добились бы заметных успехов, достаточно при этом вспомнить артиста К.Райкина, художника А.Горяева, альпиниста Н.Тотмянина, которые проявили себя в областях весьма далеких от математики, физики, химии и биологии. И все эти достижения, по моему глубокому убеждению, стали возможны в значительной мере благодаря интернату, той неповторимой обстановке и условиям, которые была в нем создана нашими наставниками.
В заключение не могу не сказать еще об одной особенности нашего интерната, которая позволила вырастить целую плеяду замечательных педагогов. Здесь весь процесс обучения, характер взаимодействия учителя и ученика способствовал тому, что учились не только школьники, но и преподаватели. При этом учителя учились как друг у друга, так и у учеников, о чем я могу с полной уверенностью сказать по своему опыту работы учителем в интернате. На одной из педагогических конференций президент Российской академии образования Н.Д.Никандров высказал тезис, что без педагогического образования не может быть хорошего учителя. Я ему возразил, приведя пример интерната. Действительно, одни из первых интернатских учителей М.И.Башмаков и А.С.Кондратьев создали свои научно-педагогические школы и стали членами Академии, не имея педагогического образования. Также не имели педагогического образования, но стали великолепными учителями В.К.Кобушкин, Ю.И.Ионин, В.А.Гусев, А.А.Быков, В.М.Терехов, Б.М.Беккер, А.А.Карцова, Н.С.Воронович, Ю.В.Широков, Е.А.Нинбург, Н.В.Городецкая, Н.Н.Удальцова, Л.Д.Курляндчик, В.М.Гольховой, К.Э.Воеводский, причем, многие защитили диссертации по педагогическим наукам. Отсутствие образования в области педагогики с лихвой компенсировалось той замечательной атмосферой, царившей в В педагогическом коллективе и в интернате в целом, которая была отнюдь не спокойной, но создавала среду, которая продуктивно питала молодых и даже не молодых преподавателей. Я назвал здесь очень немого имен учителей, нисколько не желая обидеть других преподавателей, тем более имевших профессиональное педагогическое образование. Все учителя безусловно вносили свой вклад в создание многочисленного и уникального коллектива, которому все мы обязаны практически всеми достижениями. К числу важных традиций педагогического коллектива интерната следует отнести то, что начиная с 1968 года многие десятки его выпускники преподавали в родной школе. Для кого-то это стало основным направлением профессиональной деятельности, но даже те, кому посчастливилось учительствовать в интернате лишь недолгое время, получили бесценные навыки и плоды высококлассной педагогической школы, которые небесполезны при работе в любой области.
М.А.Горяев,
профессор РГПУ им. А.И.Герцена, выпускник 1966 года