Географические классы Академической гимназии: юбилейные размышления
Формирование и расширение спектра образовательных программ общего образования, реализуемых Академической гимназией Санкт-Петербургского государственного университета, проходило на основе принципов широты и универсальности предметных областей научного знания. Первоначально определенные физико-математическое и естественнонаучное направления специализации в качестве основных и приоритетных для ФМШ № 45 при ЛГУ, а в последствии и для АГ СПбГУ, стали основой для сформированной к настоящему моменту системы направлений подготовки обучающихся в Академической гимназии СПбГУ. Наряду с другими, одним из таких направлений подготовки является географическое направление, реализуемое по программам среднего общего образования.
Открытие в Академической гимназии СПбГУ классов с географическим профилем подготовки произошло в 1998 году. Таким образом, в этом году у географов АГ два юбилея: 50 лет гимназии и 15 лет географическим классам. Инициаторами создания образовательных программ географической специализации были декан факультета географии и геоэкологии профессор П.П.Арапов и руководство гимназии. За время существования классов географического профиля выпускниками гимназии стали более 250 ребят, выбравших науки о Земле в качестве области своих учебных интересов. Значительное число выпускников стали студентами факультета географии и геоэкологии, а также геологического факультета СПбГУ. Среди выпускников географических классов Академической гимназии — выпускники факультета географии и геоэкологии СПбГУ, которые продолжают обучение в аспирантуре или уже защитили кандидатскую диссертацию. Например, к.г.н., старший преподаватель кафедры физической географии и ландшафтного планирования СПбГУ А.Б.Глебова — выпускница географических классов гимназии.
В настоящее время в 10 и 11 классах Академической гимназии СПбГУ с географическим направлением подготовки обучаются 45 ребят, и в 9 естественнонаучном классе гимназии учатся 23 школьника с углубленной географической подготовкой. В географических классах гимназии читается девять специализированных учебных дисциплин географического и экологического профилей: общее землеведение, физическая география материков и океанов, экономическая и социальная география мира, экономическая и социальная география России, народоведение, география населения мира, основы экологии и природопользования, основы картографии, основы страноведения. В разные годы читались дисциплины, связанные с применением математических и других методов исследования в области наук о Земле, в ближайшее время будет начато чтение курса «Основы геологии».
Обеспечение проведения всех этих курсов специализации осуществляется профессорско-преподавательским составом факультета географии и геоэкологии СПбГУ. В числе преподавателей основных профильных дисциплин — ведущие сотрудники факультета, имеющие значительный опыт работы не только со студентами, но и со школьниками, среди них: к.п.н., доцент С.В.Милицина, к.г.н., доцент С.А.Хрущёв, к.х.н., доцент Т.М.Потапова, к.г.н., старший преподаватель Е.С.Зелепукина, старший преподаватель Е.Б.Голиков, ассистент А.А.Музалёв. В предыдущие годы в географических классах Академической гимназии работали: декан факультета, к.г.н., доцент Н.В.Каледин; старший преподаватель И.Г.Москаленко. Отдельные лекции по наиболее актуальным вопросам наук о Земле читают профессора факультета географии и геоэкологии СПбГУ, научные сотрудники исследовательских организации (ААНИИ, Гидрологический институт и др.). В течение многих лет методическое сопровождение и курирование преподавания профильных дисциплин осуществляла Т.М.Потапова, в настоящее время этот важный сектор работы успешно обеспечивает С.В.Милицина.
Неотъемлемой частью образовательных программ географического направления в Академической гимназии являются практические занятия и учебные практики. Для обеспечения проведения практических занятий используются учебные лаборатории факультета географии и геоэкологии, отраслевые музеи СПбГУ, в текущем учебном году планируется проведение ознакомительных экскурсий и отдельных практических занятий на базе ресурсных центров университета. Учебные практики обучающихся проводятся как в Санкт-Петербурге, так и на учебных базах СПбГУ. В Санкт-Петербурге учебные ознакомительные практики проводятся на базе Музейного комплекса СПбГУ, Зоологического музея РАН, Музея почвоведения, Геологического музея Горного университета, Ботанического сада РАН, Российского этнографического музея, Музея Арктики и Антарктики. Одной из самых интересных форм проведения учебных практик являются дальние комплексные практики. В 2010-2011 учебном году учебная практика учащихся 10 географического класса проходила на базе Представительства СПбГУ в АР Крым, в 2012–2013 учебном году практика проходила на базе УОБ «Горизонт» СПбГУ в Туапсинском районе Краснодарского края. Программа практик включает комплекс учебных блоков, охватывающих различные разделы наук о Земле: геологическое строение территории, физико-географическая и ландшафтная характеристика региона, климатические и гидрологические условия региона, особенности почвенного покрова и биогеографические характеристики региона, особенности состава населения и культурно-этнографические особенности региона, особенности территориальной организации хозяйства региона проведения учебной практики. Выбор региона проведения дальней учебной практики обуславливается рядом характеристик территории, которые позволяют выявить и наиболее ярко показать основные географические закономерности и особенности территориальной организации населения и хозяйства.
За последние три учебных года учащиеся географических классов Академической гимназии достигли значительных результатов в различных интеллектуальных соревнованиях. Восемь учащихся стали победителями и призерами регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников по географии, а Меркулова Изабелла и Сенцов Игорь становились членами команды Санкт-Петербурга на заключительном этапе Всероссийской олимпиады по географии в Твери и Саратове. Более 35 учащихся географических классов Академической гимназии стали победителями и призерами олимпиад школьников, проводимых под эгидой РСОШ — Олимпиады школьников СПбГУ по географии, а также по экологии и природопользованию; Герценовской олимпиады школьников по географии; Олимпиады школьников РГГМУ по географии. Кроме того ребята показывают высокие результаты на олимпиадах по предметам, не являющимся профильными для образовательных программ — Борисова Маргарита, учащаяся 9 географического класса, в 2012-2013 учебном году стала победителем регионального этапа и призером заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку; ребята становились также призерами Олимпиады школьников СПбГУ по обществознанию, по социологии.
Традиционно высока доля выпускников географических классов Академической гимназии, которые поступают в высшие учебные заведения на направления подготовки в области наук о Земле. В последние годы 85% выпускников геоклассов поступают на профильные направления подготовки Санкт-Петербургского государственного университета, Российского государственного гидрометеорологического университета. Среди всех прочих направлений подготовки Академической гимназии именно географическое направление занимает лидирующее положение по числу выпускников, поступающих на образовательные программы СПбГУ, прежде всего, связанные с географической подготовкой. Десятки выпускников Академической гимназии стали студентами образовательных программ высшего профессионального образования, реализуемых факультетом географии и геоэкологии СПбГУ.
Развитие инфраструктуры реализации образовательной программы географического направления в Академической гимназии является важным фактором успешной работы. За последний учебный год был оснащен специализированный учебный кабинет, закупаются учебники нового поколения, активно поддерживается проведение дальних учебных практик. Безусловна заслуга в этом руководства Академической гимназии и директора Н.В.Серовой. Полное укомплектование учебного процесса необходимым учебным оборудованием, учебно-методической литературой и наглядными пособиями — дело недалекого будущего, но тренд положительных изменений в гимназии внушает уверенность в успешной реализации намеченных планов.
Академическая гимназия является единственным учебным заведением в Санкт-Петербурге и одним из очень немногих учебных заведений в России, где работают специализированные географические классы. Возрастающая доля поступающих в геоклассы из регионов России свидетельствует о важном значении Академической гимназии в географическом образовательном пространстве России. Опыт педагогического коллектива Академической гимназии и преподавателей факультета географии и геоэкологии по созданию и успешной реализации специализированных учебных программ географического профиля является весьма ценным, он может быть использован в образовательных учреждениях страны.
В юбилейный для Академической гимназии год хочется надеяться, что опыт Академической гимназии будет более активно востребован коллегами из других учебных заведений. Надеемся, что географические классы АГ СПбГУ и в дальнейшем будут играть значительную роль в развитии географического просвещения и образования. Хочется поздравить коллег по Академической гимназии и факультету географии и геоэкологии СПбГУ с юбилеем гимназии, пожелать успехов в профессиональной деятельности, талантливых и мотивированных учеников. И конечно, хочется поздравить наших выпускников, пожелать им успехов. А успехи выпускников — это успехи Академической гимназии.
А.А.Музалёв, С.В.Милицина, преподаватели геоклассов АГ СПбГУ