Главная » Тема номера

О Юрии Васильевиче Широкове

Юрий Васильевич Широков. Заостровье, 2009 год

Юрий Васильевич Широков. Заостровье, 2009 год

В конце лета 2009 года не стало Юрия Васильевича Широкова, всю свою жизнь отдавшего Санкт-Петербургскому университету и многие годы преподававшему в Академической гимназии с самых первых лет её существования. Ещё в июне того самого года мы вместе вели полевую практику по зоологии позвоночных на реке Свири, в Заостровье. Рассветы и закаты, поиски птичьих гнёзд, неожиданные встречи с медведем, экскурсии в таинственный ночной лес… Великолепный охотник и натуралист, Юрий Васильевич прямо на глазах молодел в поле, в свои уже немалые года неутомимо таскал студентов по лесам, лугам и болотам. А как он умел радоваться каждой неожиданной встрече, удачному наблюдению, новой находке! Кстати сказать, именно Ю.В.Широков впервые для Ленинградской области нашёл в Заостровье гнездо редкой птицы — северной бормотушки, о чём они с зоологом нашей кафедры Е.Б.Малашичевым поместили заметку в «Русском орнитологическом журнале».

В то наше последнее с Юрием Васильевичем лето как-то особо пронзительно воспринималась красота природы. Вечерами, под затухающее пение зарянок и певчих дроздов, мы не раз предавались воспоминаниям, мысленно переносясь на 43 года назад…

Незабываемый июнь 1966 года. Мы — ученики биологической половины 9 «е» класса ФМШ ЛГУ № 45. У нас первая в жизни настоящая полевая практика! Живём в палатках на берегу Ящеры. С нами — наши любимые учителя биологии Людмила Алексеевна Попова и Юрий Васильевич Широков. Какими юными они были тогда! Тем удивительнее кажется совершённое ими — волшебным образом они зажгли в нас огонь научного творчества, который продолжает пылать всю жизнь. Конечно, много чего было важного, но в памяти именно дым того походного костра запечатлелся как символ передачи некого священного факела, как обряд посвящения. Юрий Васильевич остался моим мудрым наставником на всю жизнь, хотя мы далеко не всегда работали вместе. Но так получилось, что мне довелось участвовать и в самой первой его полевой практике, как ученику, и в самой последней, как коллеге…

Замечательным уже в самые первые годы существования ФМШ было то, что школьники с первых дней вовлекались в настоящую научную работу и могли общаться с видными университетскими учёными. Ю.В.Широков занимался сравнительной анатомией, изучал в сравнительном плане строение пищеварительной системы грызунов. Однако, заметив мой интерес к орнитологии, он не стал пытаться обратить в свою веру, а привёл меня на кафедру зоологии позвоночных и познакомил с молодым орнитологом Георгием Александровичем Носковым. Тот сразу же увлёк кольцеванием и наблюдениями за птицами. На кафедре тогда существовал школьный зоологический кружок, и мне посчастливилось два года ездить на его занятия, которые очень увлекательно вели А.Э.Айрапетьянц и Г.А.Носков. Как много видных зоологов вышли из этого кружка!

Оказавшись на первом курсе, мы уже во всю занимались научными исследованиями. Пример тому подавали старшие товарищи. Так, Саша Андреев (ныне заведует лабораторией в Институте биологических проблем Севера в Магадане) всю весну каждый вечер уезжал в лес на глухариный ток, на рассвете вёл там наблюдения, а потом, пробежав 10 километров по моховому болоту до электрички, ехал в университет на занятия. Казимир Большаков (ныне директор биологической станции «Рыбачий на Куршской косе) ночи напролёт следил за ночной миграцией птиц, «кимаря» потом в транспорте и на лекциях. Он и меня на первом курсе вовлёк в наблюдения за пролётом. Жили мы тогда в «семёрке» в Старом Петергофе. С 29 марта по 31 мая в любую погоду я каждое утро приходил на берег Финского залива за час до восхода солнца и четыре часа «стоял на точке», учитывая пролетающих птиц. Потом ехал на занятия. А по возвращению каждый вечер совершал двухчасовой учёт мигрантов на маршруте. Вот так между делом и учились, и сессии сдавали… Я даже отличником был. Надо сказать, что большинство преподавателей тогда и сами серьёзно занимались наукой и явно поощряли подобные подвиги. Хорошее начинание в университете было и такое: те студенты, которые сдавали сессию на отлично, могли получить «свободное расписание», т.е. не ходить на занудные лекции, а учиться самому (под присмотром наставников, конечно). Можно было совершенно запросто прийти к любому профессору и посоветоваться, поделиться своими идеями, и тебя воспринимали совершенно серьёзно и «на равных». Нам повезло ещё и в том отношении, что с первого курса мы могли посещать библиотеку Зоологического института АН СССР –—лучшую зоологическую библиотеку нашей страны.

Я продолжаю ощущать себя учеником ФМШ № 45, которого Юрий Васильевич Широков привёл в удивительный мир науки. Светлая ему память! И многих лет и процветания нашей колыбели — Академической гимназии при Санкт-Петербургском университете!

Александр БАРДИН, выпускник 1968 года

Новости СПбГУ