Главная » Тема номера

Наши в ПОМИ

Ленинградское отделение математического института имени В.А.Стеклова (ЛОМИ, ныне ПОМИ)— известно в математическом мире с ранних лет своего существования. Именно поэтому, давно перестав быть отделением МИАН, институт сохранил свое историческое название, и институтский журнал, в котором публикуются основные результаты работы сотрудников, тоже сохранил свое название «Записки научных семинаров ПОМИ».

Алексей Викторович Вакуленко

Алексей Викторович Вакуленко

Но мало кто знает, что директор ПОМИ (с 2005 г.), Сергей Витальевич Кисляков, член-корреспондент РАН — выпускник 45-го интерната 1967 года, что ученый секретарь ПОМИ — Максим Александрович Всемирнов, доктор физ.-мат. наук, — тоже выпускник (1989 г.). Оба закончили интернат с серебряными медалями.

Своим созданием интернат во многом обязан академику А.Д.Александрову, в то время ректору ЛГУ, и члену-корреспонденту АН Д.К.Фаддееву, оба были сотрудниками ЛОМИ с самого основания института. Г.М.Петрашень, тогдашний директор ЛОМИ, входил в попечительский совет интерната. В разные годы в интернате преподавали: О.Я.Виро, доктор физ.-мат. наук, ведущий научный сотрудник лаборатории геометрии и топологии; Б.Б. Лурье, доктор физ.-мат. наук, старший научный сотрудник лаборатории алгебры и теории чисел, Ю.В.Матиясевич, академик, заведующий лабораторией логики, А.А.Суслин, доктор физ.-мат. наук, ведущий научный сотрудник лаборатории алгебры и теории чисел.

Более 20 выпускников интерната работали в ПОМИ в разные годы и работают сейчас. Все они — профессиональные математики. Мы попросили ответить их на несколько вопросов: как попали в интернат, кто из учителей оказал наибольшее влияние.

Александр Павлович Кача­лов — из первого выпуска. Учился в 1963–1965 годах. В интернат поступил, потому что интересовался математикой и физикой. До этого учился в поселке Кузьмоловский Всеволожского района Ленинградской области. Из преподавателей наибольшее влияние оказали Б.Б.Лурье и М.И. Башмаков. После интерната закончил матмех ЛГУ и аспирантуру ЛОМИ. Доктор физ.-мат. наук. Область научных интересов: асимптотические методы математической физики, обратные задачи, вычисления, связанные с задачами математической физики. В ПОМИ работает с 1975 года. Член ученого совета ПОМИ, член диссертационного докторского совета ПОМИ, профессор Университета г. Лексингтон, США, 1991, профессор Университета г. Сальвадор, Бразилия 1996, профессор ИТМО в 2000е годы. Приглашенные лекции — Чехословакия, Германия, Великобритания. Соавтор книги Inverse Boundary Spectral Problems, автор около 30 статей по математической физике.

Сергей Алексеевич Евдо­кимов (выпуск 1968 г., серебряная медаль). Учился в школе № 479 г. Ленинграда. В интернат поступил, потому что «…считал, что это лучшая математическая школа в городе. Был сагитирован Ю.И.Иониным, о чём нисколько не жалею». Наибольшее влияние оказали учителя: Ю.И.Ионин, А.И.Плоткин, В.К.Кобушкин, Н.П.Соболева.

После интерната окончил матмех ЛГУ в 1973 году. Доктор физ.-мат. наук. Область научных интересов довольно обширна: алгебра, теория чисел, автоморфные функции, теория сложности вычислений, алгебраическая комбинаторика, р-адические и адельные всплески. Автор более 50 работ в перечисленных выше областях. В ПОМИ работает с 2005 года.

Алексей Феликсович Ваку­ленко (выпуск 1968, серебряная медаль) — научный сотрудник лаборатории математической физики ПОМИ, кандидат физ.-мат. наук, доцент кафедры высшей математики и математической физики физического факультета СПбГУ. В ПОМИ работает с 1974 года.

Елена Владимировна Нови­кова (выпуск 1969 г.). В интернат поступила в 1967 году из г. Ломоносова. «После областной олимпиады по физике организаторы вызвали группу хорошо выступивших ребят и рассказали про интернат. На этой встрече я впервые увидела некоторых своих будущих одноклассников. Все они в один голос говорили, что про интернат слышали и как раз собираются туда поступать. Нам зачли олимпиаду как экзамен по физике (сданный на отлично), что очень облегчило поступление, поскольку экзамен по физике был самый трудный. Еще мы сдавали письменную и устную математику.

Все наши учителя, как мы потом поняли, были очень молоды, полны энтузиазма и создали совершенно необыкновенную атмосферу. Каждый преподавал свой предмет настолько интересно и самозабвенно, что помимо математики и литературы, которым уже было отдано мое сердце, я полюбила химию и биологию, английский и историю… Помню всех наших учителей: Киру Александровну Муранову, Бориса Семеновича Монозона, Игоря Григорьевича Зельвенского, Александра Иеронимовича Филипповича, Наталью Павловну Королеву, Ефима Эммануиловича Наймарка, Людмилу Алексеевну Попову, Нину Алексеевну Ставцеву, Нину Кировну Гуткову, Евгению Георгиевну Воробьеву, и, конечно, нашу воспитательницу Веру Викторовну Ястребову, с которой я общалась потом еще долгие годы».

После интерната — матмех ЛГУ, аспирантура в Институте теоретической астрономии. В ММИ им. Л.Эйлера, который был в 1995 году присоединен к ПОМИ, проработала с 1990 году по 2007 году. Занималась автоматическим синтезом программ, автоматизацией бухгалтерии, библиотеки, организацией научных конференций. Преподавала информатику в РГПУ им.А.И.Герцена, на матмехе СПбГУ.

Владимир Георгиевич Тураев

Владимир Георгиевич Тураев

Владимир Георгиевич Тураев (выпуск 1970 г.)  «После седьмого класса я поступил в интернат, где и проучился до конца школы. Жил я дома и ездил в интернат на автобусе. После школы я окончил матмех ЛГУ и затем проработал 15 лет научным сотрудником в Математическом институте АН СССР. В этот период я защитил кандидатскую и докторскую…

В 1990 я уехал во Францию, где работал в математическом институте. В 2007 году я с семьей переехал в США, штат Индиана, где работаю профессором в университете.

Ещё в интернате я увлёкся топологией, которой и занимался всю последующую жизнь. Топология — это направление в геометрии, изучающее свойства фигур, которые сохраняются при деформациях. Среди математических обьектов, с которыми я имел дело, назову узлы, косы, кривые, графы, поверхности, их трёхмерные и многомерные аналоги. За годы работы я много путешествовал, жил по нескольку месяцев в разных странах (Швейцария, Дания, Швеция, Италия, Англия, Германия, Венгрия, Польша, Япония, Израиль, Канада, ну и, конечно, США и Франция). Познакомился с рядом выдающихся математиков нашего времени включая филдсовских лауреатов Виттена, Терстона, Атию, Фридмана, Джонса, Концевича, Новикова, Делиня, Дринфельда, МакМуллена, Смирнова.

Написал около 100 научных работ и 6 книг, самая значительная из которых называется “Квантовые инварианты узлов и трёхмерных многообразий”. Под моим руководством защитились 7 аспирантов.

Из моих учителей я больше всего обязан Юрию Иосифовичу Ионину, преподавателю математики в интернате, и Владимиру Абрамовичу Рохлину, профессору ЛГУ».

Алексей Борисович Александров

Алексей Борисович Александров

Алексей Борисович Александров (выпуск 1971 г.). Ленинградец, учился с 1968 по 1971 год.

Наибольшее влияние оказал Юрий Иосифович Ионин. «Для меня он идеал школьного учителя». Окончил матмех ЛГУ в 1976 году. Доктор физ.-мат. наук. Имеет более 60 печатных работ. Получил премию Салема за 1982 год. Был приглашённым докладчиком на международном математическом конгрессе в Беркли в 1986 году. В ПОМИ работает с 1991 года в лаборатории математического анализа.

Дмитрий Юрьевич Григорьев (выпуск 1971 г.). В интернат поступил из школы №52 г. Ленинграда, учился в 1968-71 годах. Окончил матмех ЛГУ с отличием в 1976 году, доктор физ.-мат. наук. Область научных интересов: математика и теоретическая информатика. В ПОМИ работал с 1976 по1992, профессор Пенсильванского университета (1992–1998), научный сотрудник CNRS в Рене (1998–2008) и в Лилле (с 2008). Обладатель премий Ленинградского математического общества (1984), Макса Планка (1994), Гумбольдта (2002). 138 статей в журналах по математике и теоретической информатике, член различных профессиональных обществ, советов и редколлегий.

«Оглядываясь назад, понимаешь, что годы, проведённые в 45-м гвардейском, были одними из лучших в жизни, и дали для личного и профессионального формирования больше, чем всё остальное до и после».

Владимир Всеволодович Пеллер (выпуск 1971 г.). Родился в1955 году в городе Запорожье Украинской ССР, поступил в интернат из школы №28 Запорожья в 1969 году, окончил 10А класс в 1971 году. Окончил матмех ЛГУ (1976); доктор физ.-мат. наук. В ПОМИ работал с 1976 по 1997 год; профессор Ленинградского электротехнического института им. Ульянова-Ленина (1986–1989); профессор Kansas State University (1993–2001); профессор Michigan State University (с 2001). 65 работ по математике, книга на английском языке в издательстве Springer-Verlag и её русский перевод в издательстве «Регулярная и хаотическая динамика», многочисленные приглашённые лекции на международных конференциях. «Провожу много времени в Петербурге — занимаюсь совместной работой (по математике) с Алексеем Александровым и другими петербургскими математиками». Награжден премией Ленинградского математического общества (1982). Член Санкт-Петербургского математического общества с 1977 года.

Валерий Алексеевич Гриценко (выпуск 1972 г.).

«Учился в интернате с 1969 по 1972 год в классе уникального, выдающегося педагога Галины Васильевной Шалугиной (Беркович).

Окончил мaтмех ЛГУ (1977), после которого работал (до 2005) в ПОМИ РАН. С 1998 профессор математической лаборатории им. Пенлеве Университета наук и технологий (Лилль, Франция), один из руководителей Европейского центра научных исследований по математике и физике (CEMPI, Lille), член Университетского Института Франции (IUF).

Опубликовал более 50 научных работ по теории модулярных форм, алгебраической геометрии и теории алгебр Ли. Из лучших результатов могу отметить решение (совместно с K. Hulek (Германия) и G. Sankaran (Великобритания)) последнего открытого вопроса программы А. Вейля о К3 поверхностях, представленное на семинаре Бурбаки в 2007 г., серию работ (1995-2002) с Вячеславом Никулиным (выпускник школы-интерната № 18 при МГУ, ныне профессор Ливерпульского университета в Великобритании) по теории Лоренцeвых алгебр Каца-Муди (цикл выдвигался на соискание государственной премии России от МИАН), решение старой задачи К.Л.Зигеля о модулях поляризованных абелевых поверхностей.

В интернате учился у Юрия Иосифовича Ионина. Уверен, что в начале 1970-х годов он был лучшим учителем математики в мире. Могу аргументированно подтвердить это утверждение, так как я хорошо знаком с системами математического образования Франции, Германии, Японии, Великобритании, Италии и США.

Курсы Ю.И. Ионина по анализу (производная и интеграл без теории пределов!), по векторной планиметрии, специальные лекции по теории Геделя — настоящие математические и методологические шедевры.

Контакты со студентами и аспирантами университета играли огромную роль в нашем образовании. Из специальных математических курсов, прослушанных в интернате, прекрасно помню спецкурсы Андрея Суслина (ныне один из лучших алгебраистов мира) по топологии и Сергея Кислякова (тогда студент, ныне директор Санкт-Петербургского математического института Академии наук) по функциям ограниченной вариации.

Настоящим введением в серьезную академическую математику был трехлетний семинар Александра Лившица по эргодической математике, начавшийся в интернате и продолжившийся в университете.

Математическое общение друг с другом вполне заменяло нам в те годы интернет.

Интернатские дискуссии с Димoй Григорьевым (учился в интернате в 1968–71, ныне очень известный специалист по теории алгоритмов, мой коллега по работе во Франции) по комбинаторной геометрии, конечным полям, конечным проективным плоскостям, теории графов до сих пор позволяют мне читать университетские лекции по дискретной математики без особой подготовки.

Общение в любой социальной сети не сравнится с теми разговорами обо всем, которые мы вели до, во время и после уроков с моим «однопартийцем» (три года сидели за одной партой) Анатолием Хитриным (ныне профессор физики в Kent State University, USA). Три года в интернате — это праздник, который всегда со мной».

Наталья Анатольевна Каразеева (выпуск 1974 г.). В интернат поступила в 1972 году. После интерната закончила матмех ЛГУ, кандидат физ.-мат. наук. В ПОМИ работает в лаборатории математической физики с 1980 года. Доцент кафедры высшей математики и математической физики физического факультета СПбГУ. Автор учебника «Операционное исчисление» (в соавторстве с В.Л.Трегуб и Е.В.Фроловой).

Иван Александрович Панин (выпуск 1976 г.). Член-корреспондент РАН, заведующий лабораторией алгебры и теории чисел ПОМИ РАН.

«Я родился и вырос в городке Апатиты Мурманской области (в 1959, в году, когда был основан и сам город) в семье двух научных сотрудников, работавших в отделе энергетики Кольского филиала АН. Мама — Панина Валентина Ивановна, папа — Панин Александр Петрович. Им уже за 80 лет. Дай бог им здоровья!

Моей школьной учительницей математики была Анна Ивановна. Именно Анна Ивановна и отправила меня на выездные экзамены школы-интерната при Ленинградском университете. В первый же день председатель экзаменационной комиссии из ЛГУ настолько всех очаровал рассказами о том, как хорошо учиться в таком интернате, что от моих сомнений буквально не осталось и следа. К тому же я знал мальчика из соседнего подъезда, который поступил в эту школу несколько лет назад, поэтому и у меня мелькнула мысль: «Почему бы и нет?..» И я поступил. Это случилось в 1973 году. Помимо интерната при ЛГУ я тогда прошел в заочные физ.-мат. школы при физтехе (Москва) и при Ленинградском университете. Однако самое трудное было впереди: решающее слово оставалось за мамой — и я очень боялся, что мама меня не отпустит. Но она отпустила.

Где тогда располагалась гимназия при ЛГУ? На Савушкина, 61, и жилось нам там распрекрасно. Вспоминая сейчас гимназические годы, я могу точно сказать, что это было самое счастливое время моей жизни. Я попал в класс, в котором воспитательницей была Людмила Петровна Романова, добрейшей души человек (три года спустя в ее же класс поступит и моя будущая жена Гаянэ Шахбазян, но с ней я познакомлюсь только в конце аспирантуры)! Самым любимым моим учителем был Юрий Иосифович Ионин, математик. Его огромное влияние в итоге и определило то, что я пошел в алгебру. Это был потрясающий педагогический мастер. В школе, пожалуй, было два лучших учителя математики — он и Беккер Борис Михайлович (который сейчас работает в Университете). Но Беккер меня лично не учил, а вот Юрию Иосифовичу я до сих пор очень благодарен.

Я бесконечно благодарен всем учителям, учившим нас.

У нас был замечательный класс!!!

Каждый день в школе приносил огромное количество впечатлений: тот же спорт, вечера поэзии, поездки на раскопки в Херсонес. Кстати, там мы даже получили награду (банку сгущенки) за находку мраморной плиты с древнегреческой надписью. Наш раскоп находился в нескольких метрах от моря, поэтому в пятиминутных перерывчиках мы спасались от солнечного зноя, погружаясь без движения в соленую морскую воду А по вечерам иногда лазали за вишней в соседние сады, иногда за нами бегали и злые собаки. Вообще интернат — это такой фантастический оазис, которого нет ни в одной стране мира. Я свою гимназию много пропагандировал в среде моих западных коллег, и все они неизменно удивлялись. В Германии, например, после Второй мировой войны вообще был введен принцип: «Без вундеркиндства! Мы всех учим равномерно».

У них почти религиозное почтение к такому равноправию. А в нашем интернате, наоборот, каждому давался шанс развить собственную неповторимость. Так что во многих отношениях это действительно уникальное место.

Теперь, спустя годы, я езжу регулярно в Дубну на Летнюю школу «Современная математика», чтобы на 10 дней снова окунуться в незабываемую атмосферу тех ФМШ-ных лет (1973-76)!

Михаил Васильевич Бабич

Михаил Васильевич Бабич

Александр Леонидович Смирнов (выпуск 1976 г.). До интерната учился в вологодской школе №4. После интерната — матмех СПбГУ. Область математических интересов: теория чисел, алгебраическая геометрия, гомотопическая топология. Кандидатская: Формальные группы, связанные с абелевыми многообразиями. Докторская: Теорема Римана-Роха для операций в когомологиях алгебраических многообразий. В ПОМИ работает с 1992 года.

«…Участвовал в областной математической олимпиаде, по настоянию мамы сдал экзамены, а потом все как-то само закрутилось. Выбор не был осознанным. Наибольшее влияние оказали: Ионин, Казанский, Полубояринова. Помню очень многих и учителей и учеников. Годы в интернате запомнились отсутствием подлости и вранья».

Михаил Васильевич Бабич (выпуск 1977 г.). В интернат учился с 1974 по 1978 год, до интерната «занимался в ЮМШ, там всем предложили пойти на олимпиаду — победителей зачислят в физ.-мат. интернат. Вот и поступил». Наибольшее влияние оказали Л.Д.Курляндчик, Ю.И.Ионин, А.И.Филиппович. После интерната закончил физфак ЛГУ. Область научных интересов: матфизика. Обе диссертации о интегрируемых нелинейных уравнениях в частных производных. В ПОМИ работает с 1992 года. 25 работ по матфизике.

Виталий Олегович Тарасов

Виталий Олегович Тарасов

Виталий Олегович Тарасов (выпуск 1976 г.). В интернат поступил в 1973 году.

«Я ленинградский. В интернат решил поступать по совету Валерия Павловича Федотова, который вёл кружок во Дворце пионеров, в котором я занимался в седьмом классе. Он сказал, что интернат — лучшая физ.-мат. школа в Ленинграде.

Спасибо ему за непатриотический совет — сам он заканчивал 239-ю школу.

Кроме того, интернат был единственной физ.-мат. школой, где был восьмой класс — остальные начинались с девятого.

После вступительных экзаменов из городских отобрали 11 человек — 6 поступивших и 5 кандидатов, но в конце концов взяли всех. Я был седьмым в списке. Из учителей, спустя много лет, я выделю, пожалуй, воспитателя Людмилу Петровну Романову, историка и директора Бориса Васильевича Борисова и физика Андрея Кронидовича Казанского. А в целом, три года интернатской жизни были для меня, безусловно, очень важными.

После интерната я закончил физический факультет ЛГУ и аспирантуру ЛОМИ, защитил кандидатскую в 1985 году и докторскую в 2002 году (обе в ЛОМИ/ПОМИ).

Научные интересы — классические и квантовые интегрируемые системы и те сюжеты в математике, которые с ними связаны. В ЛОМИ работаю с 1994 года (докторантура 1994-1997), ведущий научный сотрудник. Написал более 80 статей по математике. Член Петербургского математического общества с 1988 года».

Александр Александрович Боричев (выпуск 1980 г.). Родился в Ленинграде. В интернате учился в 1978-1980 годах. Поступил по предложению руководителя математического кружка. Наибольшее влияние оказали учителя: Быков, Курляндчик, Луцкая, Гриценко, Беккер, Ионин. Диплом матмеха ЛГУ (1985), кандидат физ.-мат. наук (ЛОМИ, 1988).

Область научных интересов: математический анализ. Годы работы в ПОМИ: 1985–1997.

Написано 60 статей по математическому анализу. Состоит в Петербургском математическом обществе.

Евгений Валерьевич Абакумов

Евгений Валерьевич Абакумов

Евгений Валерьевич Аба­кумов (выпуск 1984 г.). В интернат поступил в 1981 году. Учителя, оказавшие наибольшее влияние — Б.М.Беккер, Л.Д.Курляндчик, Н.П.Соболева. После интерната — диплом матмеха СПбГУ (1991), PhD (University Bordeaux I, France, 1994), кандидат физ.-мат. наук (Санкт-Петербург, 1995). Область научных интересов: математический анализ. В ПОМИ работал с 1991 по 1998 год.

Владимир Владимирович Капустин

Владимир Владимирович Капустин

Владимир Владимирович Капустин (выпуск 1983 г.). В интернат поступил в 1980 году, ленинградец. «После городской олимпиады меня пригласил поступать в интернат С.В.Фомин, и, поскольку я любил математику, эта идея очень понравилась». Наибольшее влияние оказал С.В.Фомин — его уроки были самыми важными и интересными. После интерната — матмех, 1983-1988, потом аспирантура и работа в ПОМИ. Область научных интересов: функциональный анализ. Доктор физ.-мат. наук.

Максим Александрович Всемирнов (выпуск 1989 г.). Ленинградец, в интернат поступил в 1986 году.

«Про интернат услышал от своих одноклассников, которые тоже планировали поступать. В момент поступления больше интересовался биологией, но оказался в физ.-мат. классе, так как поступал в восьмой, а биологов набирали только в девятом. За первый год в интернате успел увлечься химией (и даже съездить на Всесоюзную олимпиаду). И лишь к десятому классу окончательно понял, что будущую профессию свяжу с математикой.

Мне повезло учиться у замечательных учителей. Математику у нас вели Борис Михайлович Беккер и Юрий Иосифович Ионин. (наш класс оказался последним, у кого вел Юрий Иосифович; к сожалению, в 1988 году он уехал; помню, что перед самым его отъездом мы всем классом ходили к нему в гости.)

Геометрию в 8 классе вел Никита Юрьевич Нецветаев.

Максим Александрович Всемирнов

Максим Александрович Всемирнов

По другим предметам запомнились Ирина Михайловна Луцкая (я даже какое-то время выбирал между химией и математикой) и, конечно, наш воспитатель Арсений Ефимович Бойцов».

После интерната — матмех СПбГУ, аспирантура ПОМИ РАН. Область научных интересов: теория групп, теория чисел. Кандидатская диссертация: «Методы построения диофантовых представлений» (1998), докторская диссертация: «Гурвицевость и (2,3)-порожденность матричных групп малых рангов». В ПОМИ с 1997 года.

В 2002–2005 годах работал в колледже Сидней Сассекс Университета Кембриджа (Knox-Shaw Research Fellowship). Неоднократное чтение лекций и научная работа во Франции, Италии, Германии, Китае, Чили. 33 статьи по алгебре и теории чисел. Получил премию Санкт-Петербургского математического общества 2007 года, лауреат конкурса фонда «Династия» (2011-2013). Член правления Санкт-Петербургского математического общества.

Тимур Анатольевич Болохов (выпуск 1992 г.). В интернат поступил в 1989 году. Потом закончил физфак СПбГУ и аспирантуру ПОМИ. В ПОМИ с 2000 года. Работает в лаборатории математических проблем физики.

«Самое сильное впечатление от учебы в интернате — это то, что преподавали настоящие профессионалы, преподаватели с матмеха, физфака. Поначалу — сложный язык, но зато совсем другой подход. Это отразилось на выборе профессии, успешной дальнейшей работе».

Андрей Валерьевич Малю­тин (выпуск 1992 г.). В интернат поступил в 1990 году из г. Кингисепп Ленинградской области. Учителя, оказавшие наибольшее влияние: Гольховой Владимир Михайлович, Тишкова Анна Александровна, Курляндчик Лев Давидович. В 1992 году получил Золотую медаль на 33-й Международной математической олимпиаде. После интерната — матмех СПбГУ. Доктор физ.-мат. наук. Область научных интересов: топология, геометрическая теория групп, теория динамических систем. Темы диссертаций «Упорядочения на группах классов отображений и перечислительные вопросы маломерной топологии», «Классификационные проблемы в теории групп автоморфизмов многообразий малой размерности». В ПОМИ с 2002 года. В 2001 году получил премию “Молодому математику” Санкт-Петербургского математического общества, в 2008 — Абрамовскую премию Санкт-Петербургского математического общества. Член Санкт-Петербургского математического общества.

«Интернат — это удивительное и ставшее родным для меня место, насыщенное свободой, романтикой и добротой. Здесь я встретил людей, дружбой с которыми дорожу до сих пор. Здесь я познакомился со своей женой, которую очень люблю. У нас были замечательные, талантливые учителя, которым мы всегда будем благодарны. Хочется пожелать интернату и в будущем сохранить уникальную атмосферу увлеченности, дружбы и совместного творчества».

Подготовила Елена НОВИКОВА, выпускница ФМШ 1969 года

Новости СПбГУ