Главная » Тема номера

От первого лица

Сергей Витальевич Кисля­ков, специалист в области математического анализа, доктор физико-математических наук, член-корреспондент РАН, профессор, директор Санкт-Петербургского отделения Мате­матического института им. В.А.Стек­лова, закончил 45-й интернат в 1967 году.

Сергей Витальевич Кисляков

Сергей Витальевич Кисляков

— Сергей Витальевич,  почему вы решили учиться в интернате?

— Лет в 12 понял, что хочу быть математиком — всевозможные математические упражнения (как решение задач, так и самостоятельное изучение доступных теорий) приносили огромное удовольствие. Тут кстати после 5 класса (перед летними каникулами) выдали учебники по математике на несколько лет вперед — по ним мы должны были учиться до 8 класса. Лето было в моем распоряжении, а после него моя учительница математики Александра Васильевна Истомина обнаружила, что я владею всей программой восьмилетки. В середине года она сказала, что нечего дурака валять, надо сдавать все предметы за 7-й класс экстерном, с тем, чтобы 8-й класс закончить прямо в следующем году и пытаться поступить в 45-й интернат (откуда она про него знала, мне неведомо). В то время восьмых классов в интернате не было, можно было поступать лишь в 9-й. Этот авантюрный план, как ни странно, был исполнен. Набор в интернат проходил двумя способами: через систему официальных олимпиад (районная, городская-областная, всесоюзная), либо через специальный отбор из двух туров (первый — письменное решение задач по математике, второй — собеседование по математике и физике). В олимпиадах я никогда не был очень успешен, поскольку соображаю довольно медленно (наивысшее и единственное мое достижение — диплом 2-й степени на Ленинградской городской олимпиаде в бытность мою учеником 10 класса), не удалось мне и попасть в число кандидатов в ученики интерната этим способом. Зато специальный отбор я прошел более или менее прилично, хоть и не совершенно блестяще, и вот…

В интернате я учился с 1965 по 1967 год, закончил с серебряной медалью. Наш выпуск был третьим.

— Какие учителя оказали на вас наибольшее влияние, запомнились?

— Юрий Иосифович Ионин и Кира Александровна Муранова. Помимо прочего, Кира Александровна была нашим классным руководителем, все без исключения ученики воспринимали ее как близкого друга. Ее безвременная гибель несколькими годами позже была огромным горем для всех нас.

Не могу не сказать много добрых слов о моих одноклассниках. По-видимому, и сейчас ребята, поступившие в Академическую гимназию и живущие при ней, поначалу попадают в атмосферу бурсы (что естественно — когда столько самостоятельности сваливается неожиданно). И у нас, конечно, было так же, но когда мы этим переболели, в классе сложилась атмосфера удивительной доброжелательности и предупредительности всех и каждого по отношению ко всем остальным. За 46 лет  после окончания жизнь раскидала нас по миру (и не все живы), но тем не менее мы до сих пор встречаемся по мере возможности.

— А как сложилась ваша судьба после окончания интерната?

— После интерната был матмех ЛГУ, затем аспирантура. В 1969-1971 годах я преподавал в интернате математику. После аспирантуры в 1976 году поступил на работу в Ленинградское (ныне Санкт-Петербургское) отделение Математического института им. В.А.Стеклова РАН. Канди­датскую диссертацию «Некоторые банаховы пространства непрерывных и гладких функций» защитил в 1976 году, докторскую «Интерполяционные неравенства в гармоническом анализе» — в 1991 году.

В 2006 году я был избран членом-корреспондентом РАН. С 1999 года работаю по совместительству на кафедре математического анализа Санкт-Петербургского университета. Я член Санкт-Петербургского математического общества с давних пор.

— Что бы вы пожелали молодым сотрудникам?

— В научном сообществе и в давние времена бывало всякое, но это собщество всегда было способно отторгать людей, в любом смысле недобросовестных.  Так, в общем, происходит и сейчас, но, к сожалению, всё менее и менее эффективно — по мере того как профессия ученого превращается в массовую.  Высокая мораль очень хрупка и может легко исчезнуть, если не предпринимать усилий. А усилия могут быть только совместные и только при доброй воле всех участников. Наш институт — как раз такое место, где этот моральный императив обязателен. Поэтому я пожелал бы молодым людям, которые приходят к нам, чтобы они пребывали как можно дольше в той обстановке, которая у нас сложилась, и чтобы сами они старались ее сохранить.

Подготовила Елена НОВИКОВА, выпускница ФМШ 1969 года

Новости СПбГУ