Летняя практика по эмбриологии на Морской биологической станции
Практики на Белом море биологи СПбГУ не зря считают основополагающими в процессе обучения.
Однако это не значит, что проводиться они должны по одной давным-давно придуманной схеме. Огромное значение летняя практика имеет и для кафедры эмбриологии, так как только побывав на морском филиале (МБС СПбГУ, о. Средний, Белое море) студенты третьего курса бакалавриата кафедры имеют возможность практически познакомиться с существующим многообразием вариантов развития беспозвоночных и позвоночных животных. Биология развития в настоящее время — очень важная и перспективная наука. Благодаря росту технической и методологической базы, появляются новые возможности изучения развития организмов. Важно, чтобы и студенческая практика шла в ногу со временем. Именно поэтому за последние два года специалисты по биологии развития серьёзно усовершенствовали как технологическую базу практики, так и систему её проведения.
Когда пора на Белое море
После третьего курса у биологов СПбГУ наступает время специализированной практики. Как проходит эта практика, зависит от специализации студента, которую он выбирает одновременно с кафедрой. Традиционно студенты кафедры эмбриологии проходят такую практику в летние месяцы на базе Морской биологической станции и, частично, в учебно-научных лабораториях кафедры. Преподаватели кафедры эмбриологии в ходе летней морской практики ставят целью дать студентам возможность увидеть своими глазами, как происходит развитие разных видов животных, а также освоить основные приемы работы с эмбрионами.
Лучшую площадку для прохождения практики, чем Белое море, трудно себе представить, поскольку именно здесь можно исследовать закономерности индивидуального развития практически всех типов морских беспозвоночных, а также некоторых позвоночных животных. Вторая часть летней специализированной практики проходит в Петербурге, в ходе нее студенты более подробно знакомятся с развитием других позвоночных (мы кратко упоминали об этой практике в предыдущей публикации (журнал «СПбУ» №7, 2013). В разные годы общая продолжительность практики варьировала, в последние два года городская часть практики идет две недели, морскую часть можно считать основной — она длится месяц. На море студенты учатся методам сбора донных и планктонных организмов в разных зонах и биотопах, методам содержания взрослых особей и их стимуляции к вымету гамет в лабораторных условиях, методам оплодотворения яйцеклеток, и, самое главное, студенты имеют возможность наблюдать весь ход развития — от момента оплодотворения яйцеклетки, формирования зиготы, ранних этапов дробления до появления на свет личинок и мальков. Студентов учат проводить простейшие манипуляции и эксперименты с эмбрионами. Параллельно практическим занятиям проходит курс лекций и семинары, помогающие наиболее полно вникнуть в проблемы развития той или иной группы организмов.
Как сделать практику современной
Побывав летом 2011 года на филиале кафедры на Морской биологической станции, доцент кафедры эмбриологии Егор Борисович Малашичев (в то время — секретарь кафедры по учебной работе) выяснил, что оборудование и материалы, необходимые для практики (начиная от лодок и холодильных установок и заканчивая инструментами для ловли животных и микроскопирования), чрезвычайно изношены или находятся в нерабочем состоянии. В этом же году заведующий кафедрой эмбриологии профессор Андрей Петрович Перевозчиков и преподаватели кафедры приняли решение придать новый толчок развитию морского филиала кафедры эмбриологии и летней практики. Благодаря выделенным на эти цели в Университете средствам, а также грантам и госконтрактам ученых кафедры, в 2012 году удалось выполнить «программу-минимум»: обновить флот (купили две надувные моторные лодки, одна из которых вместимостью до 10 человек), оборудовать две «изотермические комнаты» (помещения, где расположенные на стенах холодильные элементы поддерживают температуру около 10−13 градусов, что позволяет сохранять живой материал и работать с ним), заменить холодильное оборудование для хранения живого материала и реактивов. Не говоря о таких «мелочах», как новая классная доска, инструменты и прочее… «Если бы финансирование практики осталось на том же уровне, то в этом году мы выполнили бы и вторую часть запланированных изменений, — говорит Егор Малашичев, — смонтировали бы систему автономной поддержки электрической сети для бесперебойной работы холодных комнат и закупили бы современные демонстрационные микроскопы с видеокамерами».
Было решено также увеличить количество преподавателей на практике, ведь когда один человек выполняет функции преподавателя, начальника практики, отвечает за хозяйственные вопросы, а также взваливает на себя часть обязанностей лаборанта в течение месяца — это не может не сказаться на качестве занятий. Уже в 2011 году практику вели два преподавателя и этот опыт был признан успешным: и организуются занятия качественнее, и тематика их обогащается. Из новаций, например, появились опыты на книдариях (стрекающих) и лекции о развитии мшанок, изучением которых занимается ассистент кафедры эмбриологии Ольга Николаевна Котенко, которая подключилась к проведению практики в 2011 году. В 2012 году практику разделили на несколько блоков, каждый из которых вели разные преподаватели (всего пятеро), один из них (руководитель практики) полностью курировал хозяйственную часть. Кроме того, были использованы возможности, предоставленные соседней Беломорской биологической станцией (ББС) Зоологического института РАН на мысе Картеш.
«Первую часть практики вёл профессор кафедры Александр Вадимович Ересковский, который имеет давний опыт проведения практики по эмбриологии на МБС, специалист по развитию губок с богатыми знаниями в области сравнительной эмбриологии, а ныне ещё и содиректор Средиземноморского института биоразнообразия и морской и континентальной экологии (Марсель, Франция; http://www.imbe.fr/spip.php?page=pageperso&id_user=160&lang=fr), — рассказывает начальник практики 2012 года Егор Малашичев. — Его сменили ассистент кафедры Ольга Николаевна Котенко и «выписанный из Австрии» наш выпускник, сотрудник Венского университета, Григорий Евгеньевич Генихович. Затем подключилась заведующая лабораторией экспериментальной эмбриологии Милана Анатольевна Кулакова, которая специализируется на развитии нереиса (об исследованиях её научной группы недавно написали на Элементах.ру — http://elementy.ru/news?discuss=432021&return=1, эта часть практики проходила на ББС «Картеш» Зоологического института РАН). Заключительные занятия по развитию рыбы-колюшки вёл я как эмбриолог позвоночных животных, и эти занятия плавно перетекали в остальную «позвоночную» часть практики, проходившую в Петербурге. Поскольку студентов в 2012 году было трое, мы, преподаватели, играли «с численным преимуществом». Получилось мощно: студенты работали без передышек, преподаватели все время сменялись на «свеженьких». В результате ребятам за практику удалось посмотреть в разы больше, чем в прошлые годы, видов животных и вариантов их развития, проследить и сравнить процессы, идущие у близких и неродственных видов. В частности, развитие иглокожих изучали на примере представителей нескольких классов: морских звезд, морских ежей и офиур. Лекционный материал был гораздо более разнообразен, кроме того, нам удалось показать фильмы о развитии животных (мы привезли проектор и фильмы), а также познакомиться с некоторыми аспектами, касающимися развития беспозвоночных в их естесственной среде обитания (прямо с лодки наблюдали нерест морских червей — нереисов и гребневиков).
В результате опробования новой системы проведения практики эмбриологи собираются утверждать новую версию ее программы. И, конечно, ждут студентов, готовых к напряженной, но увлекательной и современной практике.
Устами младенцев
Екатерина Некрасова, проходила практику в 2011 году:
«Первая ассоциация, связанная с беломорской частью практики — это личинки нереиса: трохофоры, метатрохофоры и незабвенные нектохеты! Это что-то удивительное! Их преобразующиеся ларвальные сегменты! Пластика движений параподий! Мы собирали половые продукты и ставили оплодотворение! Тот ключевой момент, когда в банку с яйцеклетками вы капаете каплю сперматозоидов и перемешиваете, это и называется оплодотворение! зачатие! появление уникального организма… Мы оплодотворяли также и моллюсков, и самих гребневиков! да, зародыши гребневиков! Это звучит гордо! И сама наука эмбриология, изучающая тайны зачатия и развития, звучит гордо!
Вспоминается эксперимент на губках: просеивание губок для получения массы одиночных клеток с целью наблюдения их агрегации. Но наши результаты превзошли все ожидания! Клетки буквально через пару часов образовали агрегаты. Вы хотите спросить, с чего вдруг такая скорость? страх одиночества? Нет, мы ответим прозаически — как часто бывает в науке, неучтенный факт — клетки были поставлены в вибрирующий холодильник.
После этого наступила городская практика по изучению эмбрионального развития птиц и данио рерио. Поскольку у нас практика экспериментальная, мы делали операции у эмбрионов курицы. Пересадки «зоны поляризующей активности» привели к образованию уродов с двойными на кончиках крыльями! Напоследок хотелось бы сказать, что впечатления, полученные на практике, не настолько значимы, как само осознание чуда оплодотворения и эмбрионального развития. Спасибо преподавателям за то, что дали возможность погрузиться и соприкоснуться с таинством данного процесса. Считаю правильным и полезным появление большего числа преподавателей. Студенты изменения замечают и это приветствуют».
Александра Костина, проходила практику в 2011 году:
«Вспоминается, что всё было замечательно, очень интересно. Понравилось, что мы смотрели развитие многих животных «в реальном времени». После практики на Белом море особенно запомнились вечерние поездки на катере за нереисами и гребневиками, а также очень увлекательные наблюдения за дроблением нематод и развитием морских звезд. Во время городской практики увидели многие стадии развития куриного эмбриона, что также было очень интересно, а лично мне пригодилось в дальнейшей работе над бакалаврским дипломом. Ольга Николаевна Котенко замечательный преподаватель, помимо эмбриологии, она очень многое рассказывала и о разнообразии фауны и жизни животных, так как имеет базовое зоологическое образование. С ней было очень интересно и приятно общаться, она легко находит общий язык со студентами».
Мария Богданова, проходила практику в 2011 году:
«Выездная практика для студентов летом — это наилучший вариант. Меня впечатлило, как мы наблюдали развитие морских звёзд, начиная со стадии оплодотворения — своими руками «создавали» новую жизнь. Ольга Николаевна Котенко очень занимательно рассказывала нам о жизни некоторых беспозвоночных во время наших морских выездов «за материалом», это преподаватель, который умеет заинтересовать. Практика в городе по позвоночным животным была также увлекательной: на примере куриного эмбриона впечатляюще наблюдать, как развивается более сложный организм, как начинает биться сердце. Даже невооруженным глазом можно было видеть, как эритроциты один за другим бегут по капиллярам. Конечно, это не единственное, что мы увидели в яйце, но именно это впечатляет. За время обучения в бакалавриате летняя практика по эмбриологии — это самый интересный учебный процесс».
Ася Давидьян, проходила практику в 2012 году:
«Летняя практика третьего курса на Белом море была по-настоящему незабываемой, несмотря на то что мы все по очереди лежали с температурой и усердно боролись с холодом. Наши замечательные педагоги сделали практику разнообразной, познавательной и увлекательной! Мы получили уникальную возможность проследить развитие самых разных живых существ, начиная с примитивных беспозвоночных и заканчивая сложноорганизованными позвоночными, под чутким руководством опытных педагогов. Ольга Николаевна очень заботливая, и несмотря на свою молодость, проявила себя как профессионал своего дела, способный доступно и с долей юмора донести до нас учебный материал. Александр Вадимович — уникальный человек, талантливый и опытный педагог, с которым скучать было некогда! Григорий Евгеньевич привнёс на практику по разнообразию живого частичку генетики и молекулярной биологии. Хотелось бы поблагодарить Егора Борисовича Малашичева за разнообразие преподавательского состава».
Лиза Невская, проходила практику в 2012 году: «Мои самые яркие впечатления связаны с Ересковским Александром Вадимовичем, нашим преподавателем, который приехал на беломорскую практику по приглашению из Марселя. Никогда не забуду, как при первом нашем выходе в море он снял с таллома ламинарии морскую звезду и кинул мне на колени со словами: «Держите!». Поскольку я никогда раньше не видела живых морских звезд, от неожиданности я готова была выпрыгнуть из лодки. Приглашайте Ересковского и дальше в качестве преподавателя на практику! Ребята получат ценные знания и незабываемые впечатления».
Екатерина Купряшова, проходила практику в 2012 году: «Я хочу сказать, что наблюдение за развитием животных даёт восхитительное чувство совершенства и сложности живого организма — самое лучшее, что может подарить практика. Я благодарю преподавателей кафедры эмбриологии за этот бесценный опыт. Особенно мне запомнилось развитие рыб: из яйца получается головастик, лежащий на желтке, постепенно появляются пигментация глаз, хрусталики, бьющееся сердце, работающие желточные вены (это все видно!), дергающийся хвостик».
Вместо послесловия
Единственное, что нарушает эту идиллическую картину — это состояние Морской биологической станции (журнал «СПбУ» № 9, 2013, https://journal.spbu.ru/?p=10723), которую на следующий год могут просто не допустить к эксплуатации из-за аварийного состояния ряда зданий. Необходимость существования станции на Белом море не подлежит сомнению. «Вариант существования станции на материке тоже имеет смысл рассматривать — понятно, что на берегу содержать базу значительно экономичнее и удобнее, — говорит Егор Малашичев. — Элементарно, не было бы проблем с электричеством, которые регулярно имеют место и серьезно затрудняют точные лабораторные работы и уход за выловленным в море материалом. Гораздо легче и дешевле организовывать доставку питания, оборудования и материалов, организовывать другие бытовые аспекты (от вывоза мусора до вызова врача). Да и опыт таких серьезных учреждений, как Зоологический институт РАН или МГУ, у которых станции находятся на побережье, подтверждает, что такой вариант ничуть не хуже островного». «Разумеется, нельзя забывать и о том, где станция будет располагаться, — добавляет Ольга Николаевна, — важно разнообразие биотопов, такое, например, как в устье реки Кереть, рядом с которым находится станция сейчас».
Елизавета Благодатова