Главная » Культура

Мифы и «непредставимое» Евгения Свердлова

Евгений Свердлов

Евгений Свердлов

С 10 по 21 июня в Музее современных искусств им. С.П.Дягилева СПбГУ прошла новая выставка. На этот раз свои работы, объединенные названием «Мифы и «непредставимое», представил известный израильский художник, уроженец Санкт-Петербурга Евгений Свердлов.

Открытие выставки стало событием сразу на двух уровнях. Прежде всего, в сфере международного культурного сотрудничества России и Израиля — выставка вошла в программу фестиваля «Дни Тель-Авива в Санкт-Петербурге», который проходит с 9 июня по 4 июля. Как отметил один из организаторов мероприятия, генеральный консул Израиля в Санкт-Петербурге Эдди Шапира, выставка Евгения Свердлова стала неким знаком, символом неразрывных творческих связей двух стран. «Одна из важнейших задач консульства — знакомить россиян с культурой Израиля, которая в последние годы переживает настоящий творческий всплеск. Израильский танец, израильское кино уже известны во всем мире. Но творчество израильских художников не менее интересно, оно отличается своей необычностью и неповторимостью. При этом мало кому известно, что большая часть израильских художников — выходцы из России. Таким образом, выставка Евгения Свердлова стала прекрасным поводом представить современное израильское искусство в контексте российской культуры. И что особенно важно, познакомить с творчеством выдающегося художника молодежь, студентов ведущего вуза Петербурга».

Для самого художника эта выставка стала первой в городе на Неве за 22 года. Уехав в 1991 году в Израиль еще совсем молодым человеком, после окончания графического факультета Института живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е.Репина Российской Академии художеств, Евгений Свердлов начал активную творческую деятельность, сотрудничая с крупными израильскими арт-галереями. В период с 2000 по 2010 годы художник работал в составе творческой группы, осуществляющей такой масштабный проект, как церемония открытия национального аналога Олимпиады — спортивных игр «Макабия». Параллельно с этим Евгений Свердлов создал уникальный проект для детского израильского телеканала — 26 серий песочной анимации под музыку композитора Одеда Заави. В 2006 году художник продолжил работу в жанре песочной анимации, создав фильм «Беги, жеребенок» по мотивам поэзии национального классика Нахмана Бялика. Сейчас художник продолжает выступать с уникальными представлениями, создавая анимационные картины из песка на глазах зрителей — искусство, которым владеют всего несколько человек в мире. На открытии выставки «Мифы и “непредставимое”» Евгений Свердлов показал это необычное шоу и перед петербургскими зрителями.

Серия «Мифы и “непредставимое”» — отчет художника перед петербуржцами  за 22 года работы в Израиле

Серия «Мифы и “непредставимое”» — отчет художника перед петербуржцами за 22 года работы в Израиле

Идея самой выставки в Музее современных искусств имени С.П.Дягилева родилась благодаря многолетней дружбе художника с директором музея, профессором кафедры методики и теории преподавания искусств и гуманитарных наук СПбГУ Татьяной Семеновной Юрьевой, которая когда-то была преподавателем и рецензентом дипломной работы Евгения Свердлова в Академии художеств. В основу экспозиции легли работы одной серии, создававшиеся в течение нескольких лет — картины, выполненные в акварели, в смешанной технике и технике дигитального принта (цифровая печать). Яркие, сложные по композиции, наполненные аллегориями, аллюзиями, метафорами и художественными цитатами (от искусства древнего мира до авангардного театра), эти картины стали своеобразным творческим отчетом перед петербургскими поклонниками за весь долгий период отсутствия художника на родине. В этих фантасмагорических образах, впрочем, угадываются и вполне отчетливые мотивы — воспоминания художника о петербургском детстве и юности, размышления о женской чувственности и мужской властности, представления о современном мире, ритмах жизни большого города, о силе человеческих страстей. Художник остается верен основной теме своего творчества — человек, его среда, его внутренний мир, тонкий психологизм отношений.

Как отметила Татьяна Семеновна Юрьева, Евгений Свердлов прошел очень сложную школу — не только школу жизни, но и школу всего огромного мира, всей мировой культуры. «Это человек очень рискованный, очень острый. Он бросается в омут с головой — так, что каждый раз не знаешь, с чем он

Песочная анимация — картины рож- даются прямо на глазах у зрителей

Песочная анимация — картины рож- даются прямо на глазах у зрителей

появится вновь. Эта серия картин — сложная, неповторимая, она связана не только с впечатлениями от узнанного и пережитого, но и с его собственными ощущениями какого-то мира, которого на самом деле нет. Но он воссоздан, он получил жизнь в этих произведениях». В своем эссе, посвященном выставке, Татьяна Юрьева пишет: «Доминирующий цвет глины — символ земли. На фоне сложной и гармоничной колористической гаммы разыгрываются действа трудно объяснимые, бурные. Подобно мифам, эти произведения ослепляют своей странной реальностью, передавая сумасшедшую неуправляемую силу и энергию. Важно, чтобы эти существа, не дай Бог, не вышли навстречу зрителю. Отсюда строгие ограничительные рамки листа. Но однако возникает тревога: нельзя, чтобы эти сущности «задушили» самого художника-философа, напомнившего в странное время постпостмодернизма элите художественной и политической о необходимости серьезного отношения к своим помыслам».

«Здесь меня знали совсем другим, и поэтому я решил представить серию, с которой всё началось в Израиле. То есть одновременно и вернуться назад, и начать двигаться вперед, — рассказал Евгений Свердлов. — Это очень сложно, и я надеюсь, что выставка найдет своего зрителя, надеюсь получить отзывы. Особенно важно для меня, что выставка проходит в Университете, где моими зрителями станут и студенты». Молодому поколению, обучающемуся в СПбГУ по творческим специальностям, художник хотел бы передать несколько важных мыслей. «Во-первых, необходимо понимать, что умение рисовать — это профессия, школа, знания — очень важный инструмент жизни. А во-вторых, быть художником, творческим человеком — это, скорее, форма жизни, угол зрения. Молодому художнику нужно понять, как использовать эти инструменты, которые мы получаем после окончания высших учебных заведений, чтобы выразить себя через творчество. Художнику в России, так же, впрочем, как и во всем мире, приходится тяжело. Творчество требует невероятных усилий, занятости, погружения. Но при этом необходимо зарабатывать себе на жизнь. Это не всегда стыкуется. Поэтому надо быть упорным, иметь идею какую-то, воплощать ее в жизнь. Это занимает много времени, поэтому художник должен жить долго и должен заботиться о своем здоровье», — улыбаясь, заметил Евгений.

Как отметил художник, возвращение в Петербург для него оказалось очень приятным, даже восторженным. «Я обнаружил, что в первую очередь я интересен сам себе. И увидел, что здесь кипит творческая жизнь, что появилось множество великолепных художников высочайшего уровня». Поэтому Евгений рассчитывает, что ему удастся осуществить несколько творческих проектов и здесь. В этих замыслах художника поддерживают его старые друзья, знакомые и петербургские коллеги, пришедшие поздравить автора с открытием экспозиции. Приветствие и поздравление от декана факультета свободных искусств и наук СПбГУ Алексея Леонидовича Кудрина передал почетный гость выставки, преподаватель профиля подготовки «История цивилизаций», доцент кафедры теории и методики преподавания искусств и гуманитарных наук факультета свободных искусств и наук Валерий Михайлович Монахов.

Татьяна Семме

Фото: Михаил Волков

 

Новости СПбГУ