Историки СПбГУ: России нужен музей-заповедник «Ледовое побоище»
2012 год, провозглашенный Годом Российской истории, способствовал усилению внимания к истории нашего Отечества со стороны государства и общества. Было проведено достаточно много культурных и научных мероприятий, в основном приуроченных к тем или иным юбилейным датам, созданы структуры, призванные поддержать как историческое образование, так и научные исследования, упрочить историческое самосознание и память нашего народа. Однако было сделано далеко не всё.
Опять дорога. Маршрут Санкт-Петербург—Кинги-сепп—Сланцы—Гдов. Несколько лет назад мы уже побывали в этом райцентре — одном из древнейших городков Псковской земли. Даже походили по его сохранившимся крепостным стенам, но в краеведческий музей, к сожалению, из-за недостатка времени не попали.
Теперь музей переехал и располагается в большом старинном купеческом двухэтажном доме из красного кирпича. Экспозиция пока находится в стадии формирования, поэтому многие музейные предметы еще не разобраны, хотя проводятся временные выставки. Мы беседуем с директором Гдовского музея истории края Надеждой Леонидовной Сингатулловой. Разговор в основном идет об одном — о создании Музея-заповедника «Ледовое побоище».
В нескольких десятках километров от Гдова на берегу Чудского озера находятся рыболовецкие деревни Самолва, Чудская Рудница, Кобылье городище. Их расположение связано с одним из крупнейших сражений русского средневековья — Ледовым побоищем 5 апреля 1242 года, когда под предводительством князя Александра Невского русскими ратями был повержен немецкий Орден, уже захвативший прибалтийские территории и теперь распространявший свою экспансию на окрестные восточные земли.
Так случилось, что профессиональные историки лишь к середине XX века заинтересовались самим местом этой битвы. И в 30-50-х годах состоялось несколько экспедиций, целью которых было определение непосредственно на местности поля этого сражения.
Первая трудность заключалась в том, что источники, описывая Ледовое побоище довольно подробно, практически опускают его точные топографические ориентиры. Указанные же оказалось довольно трудно установить из-за их современной картографической неопределенности. Оказалось, что все это не так просто. И дело в том, что за многие века изменилась гидрогеографическая ситуация: само озеро и его берега стали другими. И поэтому искать место сражения необходимо было уже не на суше, а в воде. По этим и прочим причинам высказывались различные мнения, а место битвы искали чуть ли не по всему побережью Чудского озера, причем не только на восточном — псковском — берегу, но и на западном — эстонском.
В 50-е годы все-таки пришли к выводу, что Ледовое побоище происходило на восточном побережье. Так, после выездов на местность, определились эстонский историк К.Э.Паклар и известный советский академик М.Н.Тихомиров. Но наибольший вклад в поиски внес Георгий Николаевич Караев.
Имя генерала Г.Н.Караева (1891–1984) — человека с богатой, а порой загадочной на события судьбой, — и известно, прежде всего, как имя исследователя Ледового побоища 1242 года, к месту которого он в конце 50-х годов XX века совершил несколько экспедиций, а итоги их (будучи ответственным редактором) опубликовал в фундаментальном труде «Ледовое побоище 1242 г. Труды комплексной экспедиции по уточнению места Ледового побоища» (М., 1966). И гораздо менее известно то, что он автор ряда научных, военно-научных и научно-популярных работ по истории войн России (всего им было опубликовано более 200 книг, научных статей и брошюр): полное и систематическое изучение его наследия еще только предстоит.
В течение нескольких летних сезонов середины 50 — начала 60-х годов «комплексной экспедицией по уточнению места Ледового побоища» были проведены грандиозные по научным и техническим масштабам работы, включавшие археографические, археологические, топографические, гидрологические, подводные и прочие изыскания. Всемерную помощь оказывали как партийные, так и советские органы, а также академические учреждения и армейские подразделения. В результате было установлено, что Ледовая битва состоялась на восточной стороне Чудского озера, а ближайшим прибрежным современным населенным пунктом является деревня Кобылье городище. Такой научно обоснованный вывод и стал главным итогом экспедиции, его в целом приняло ученое сообщество, он утвердился в общественном мнении.
Естественно, в последующие годы встал вопрос об увековечении этого легендарного события. И вначале было предложено установить памятник. Сразу разгорелись нешуточные споры, и не только по поводу его художественного облика, но и в связи с местом его установления. Наиболее впечатляющим признавался проект конной дружины во главе с Александром Невским, который предполагали воздвигнуть на Вороньем острове, откуда бы он смотрелся в далекой перспективе. Не сложилось. И в конечном варианте некий его прообраз не так давно был установлен на значительном удалении от места битвы, но зато совсем недалеко от облцентра — Пскова, на Соколиной горе.
Тем временем, в 90-х годах общественностью и работниками сферы культуры поднимается и вопрос о создании своеобразной мемориальной зоны Ледового побоища: стали высказываться мнения и создаваться проекты. В Кобыльем городище был поставлен монументальный Большой Поклонный крест дружине Александра Невского, бюст князя Александра, были проведены реставрационные работы по храму Архистратига Михаила 1462 г. Напротив места битвы должна была быть сооружена часовня. Таким образом, именно Кобыльему городищу предназначалось стать историко-просветительским и туристическим центром ближайшей округи.
Однако тогда же стали появляться и другие взгляды на эту важную историко-патриотическую проблему. Ряд административных и музейных работников Гдовского района шире подошли к решению данной задачи. Они предложили создать Музей-заповедник «Ледовое побоище». Территориально он должен был охватывать побережье Чудского озера от Гдова с его древностями до, как раз, округи Кобыльего городища. Связующей нитью должен был стать эколого-туристический маршрут исторической и географической направленности. В начале 2000-х годов был разработан подробный план этого проекта. В этой связи необходимо упомянуть сотрудников Российского Института культурного и природного наследия им. Д.С.Лихачева П.М.Шульгина и О.Е.Штеле, консультировавших по самым разным вопросам, когда идея непосредственно музея-заповедника только зарождалась. А благодаря депутату Госдумы А.А.Кокошину, который приезжал в Гдов и поддержал эту идею, дело сдвинулось с мёртвой точки, и впоследствии были выделены деньги из федерального бюджета на разработку опорного плана музея-заповедника «Ледовое побоище».
К сожалению, этот план встретил немало препятствий: от игнорирования соответствующими инстанциями в Москве до непонимания в псковских административных органах. Тем не менее благодаря решительности и настойчивости прежде всего В.А.Уралова, в то время заместителя главы Гдовского района по социальным вопросам, директора краеведческого музея в Гдове Н.Л.Сингатулловой и привлеченных ими представителей научной общественности Санкт-Петербурга и Пскова, в начале второго десятилетия нового века этот проект был близок к своей реализации в канун 770-летия Ледового побоища.
Но, увы, в задуманном масштабе его так и не осуществили… Пока же — 22 апреля 2012 года — начал работу Музей истории экспедиции АН СССР по уточнению места Ледового побоища. Открытие было приурочено к 50-летию ее завершения. Музей, организованный по инициативе участника экспедиции В.А.Потресова, отдавшего сохраненные им экспонаты экспедиции (вещи, письма, фото), расположился в одной из комнат местной библиотеки, руководит им Елена Васильевна Гаврилова. Несмотря на свою отдаленность и отнюдь не первоклассные дороги, музей живой, посещаемый: в книге отзывов мы заметили подписи людей не только из России, но и из Германии.
Что же касается создания в Гдовском районе Музея-заповедника «Ледовое побоище», то он должен будет открыться к 800-летию Александра Невского — к 2020 году. Времени вроде бы достаточно, но ведь известно, как оно быстро течет. Поэтому желательно уже сейчас, чтобы все необходимые и заинтересованные инстанции — от федеральных правительственных структур (прежде всего, Министерство культуры) до районных исполнительных органов — вновь рассмотрели и согласовали всю необходимую документацию по этому всероссийской значимости проекту. Вместе с тем уже можно приступать и к реализации некоторых конкретных мероприятий, которые станут звеном музея-заповедника «Ледовое побоище».
Мы выходили из Гдовского музея с противоречивыми чувствами, но нас не покидала надежда на успешное завершение дела, нужного отнюдь не каким-то чиновникам-бюрократам, но прежде всего России и ее народу, историческая память которого возрождается в настоящее время на высшем государственном уровне.
Ю.В.Кривошеев, доктор исторических наук, профессор
Р.А.Соколов, кандидат исторических наук, доцент
А.А.Мещенина, кандидат исторических наук, доцент