«Необозначенное время» Аллы Ивашинцовой
В мае в выставочном зале Музея современных искусств им. С.П.Дягилева СПбГУ прошла персональная выставка петербургской художницы и поэтессы Аллы Ивашинцовой под названием «Необозначенное время».
За всю историю искусства вряд ли найдутся художники, о которых можно сказать, что их судьба обычна, скучна и тривиальна. Скорее наоборот — зигзаги личной и профессиональной жизни, творческого пути, вся гамма чувств и размышлений по поводу собственного призвания мастера становятся полноправной частью его художественного наследия. Но и из этой вереницы необычных судеб Алла Ивашинцова выделяется. Прежде всего, тем, что живопись вошла в ее жизнь не только довольно поздно, но и весьма неожиданно.
«Несколько лет назад я начала заниматься коллажами, которые вдруг всем понравились. В Петроградском центре современного искусства прошла первая выставка, и там один из искусствоведов посоветовал мне заняться живописью. Я вспомнила, как когда-то давно пыталась нарисовать по фотографиям портрет своей любимой актрисы Дины Дурбин — это было такое напряжение, такое желание вложить в работу все силы, все чувства! Я вновь пережила эти ощущения, когда начала писать», — рассказала Алла Ивашинцова. Очень помогло и доскональное знание истории мирового искусства — еще в детстве школьница каждую неделю ходила на экскурсии в Эрмитаж и Русский музей, на всю жизнь сохранив в душе эти впечатления.
Начиная с 2007 года, художница принимает участие в выставках петербургских художников на фестивале искусств «Сергей Осколков и его друзья», представляет свои картины на персональных выставках в Петербурге, в Париже и даже на Кубе. Сначала, вспоминает Алла Ивашинцова, она немного опасалась критики, того, что восприятие кубинцев может очень отличаться от нашего. Но страхи оказались напрасными — выставка, которая проходила в Русском культурном центре в Гаване, имела большой успех. Большое воодушевление художнице подарила беседа с местным православным священником. «Я спросила его мнение по поводу своей картины «Адам и Ева». Головы их в небесах, и они протягивают друг другу руки, которые держат, по моему замыслу, ту энергию, которая потом создаст весь людской род. То есть, по моему замыслу, их грехопадение было предопределено и необходимо. Священник сказал, что это очень интересная картина, которая сначала привлекает своей яркостью, а потом словно вовлекает в некий диалог, включает обратная связь».
Диалог — возможно, самое подходящее слово, чтобы описать основное впечатление от работ Аллы Ивашинцовой. В целом, все они — это попытка художественно-философского осмысления мира и своих чувств по отношению к нему. Автор словно спрашивает зрителя, видит ли он то же самое, испытывал ли нечто похожее на ее ощущения?
«Чистота», «незапятнанность», «первозданность», «преисполненность вдохновением», «открытая в себе новая реальность», «активность и творческая энергия» — самые частые эпитеты по отношению к творчеству Аллы Ивашинцовой и к ней самой, которые можно было услышать на открытии выставки «Необозначенное время» от ведущих петербургских искусствоведов и именитых художников.
Как отметила организатор выставки, директор Музея современных искусств имени Дягилева СПбГУ, заслуженный деятель искусств РФ Татьяна Семеновна Юрьева, всегда очень интересно, когда человек вдруг начинает «думать в цвете». «Здесь многое
может вызывать возражения, критику с точки зрения профессионалов. Но все, что я увидела, мне показалось достойным для того, чтобы это увидели наши студенты и преподаватели. Мне кажется, что эта выставка излучает добро, свет, она очень оптимистична. Здесь есть что-то очень искреннее, подлинные чувства».
Эту мысль Татьяна Юрьева раскрывает в своем эссе, посвященном творчеству художницы: «Самоидентификация, желание выразить себя незавуалированно проявляется в ее произведениях. Этой женщине, обратившейся к занятию живописью, свойственны сильная воля, душевная отзывчивость, немного тщеславия, веселый и ироничный нрав и, при всей внешней открытости, она остается человеком, замкнутым в своих раздумьях. Художница постоянно наполняет себя новыми впечатлениями и откровенно хочет много, много радостей. Дабы никто не заметил душевных смятений… Человек, утверждающий себя в живописных композициях, проповедует возможность выбора своего пути, своего необозначенного времени между прошлым и настоящим… Это своего рода дневник, но особый…».
Сама художница признаётся, что до сих пор внимание к ее творчеству вызывает у нее удивление. Так и предложение Татьяны Семеновны, с которой Аллу Ивашинцову свела судьба благодаря совместной работе в сфере культурных международных проектов и, в частности, сотрудничеству с альманахом «Русский мир», организовать выставку в стенах СПбГУ стало особенным событием. «Я часто думаю о том, что мы иногда не знаем, что нам нужно, ходим рядом, ищем свою дорогу. Было бы легче, если бы мы заранее знали, куда идти». Эти раздумья художница выразила в серии работ «Дороги, которые мы выбираем». Пожелание найти свой собственный путь, свое призвание — пожалуй, главное, что Алла Ивашинцова хотела бы передать посредством своих работ студентам Петербургского университета.
Татьяна Семме
Фото: Сергей Ушаков