Главная » Образование для устойчивого развития

Экологическая культура и образование

Необходимость целостности университетского образования бесспорна. Огромную роль в этом играют полученные студентами знания и формирование внутренней потребности наших выпускников жить и работать в гармонии с окружающим нас миром, использовать свой интеллект и полученный опыт для развития и процветания человеческой цивилизации.

Алексей Николаевич Кадочников на Цейлоне

Алексей Николаевич Кадочников на Цейлоне

В последние десятилетия в связи с бурным ростом воздействия человека на окружающую среду все громче звучат голоса в защиту и о сохранении окружающей нас природы. Несмотря на это, лишь очень небольшая часть людей слышит их. В чем же дело? Возможно и, скорее всего, мы неверно расставляем акценты и приоритеты, может быть, надо исходить из принципа «большое видится на расстоянии», чем тише говоришь, тем лучше тебя слушают и слышат?

Где должны звучать эти тихие голоса? Ответ однозначен: основы экологического воспитания, культуры и образования, так же как воспитания, культуры и образования в широком смысле этих понятий, закладываются в семье. Если ребенок с первых лет сознательной жизни слышит и видит, как писал В.В.Маяковский, «что такое хорошо и что такое плохо», это остается в душе на всю жизнь, более того, в дальнейшем передается «по наследству» следующим поколениям.

Любой человек, перешагнувший 50-летний рубеж, с уверенностью может сказать, что пройдено много больше, чем осталось. Биологи, медики и даже физики, химики и математики все чаще говорят о неиспользованных ресурсах человеческого организма, о том, что перелом предела его прочности должен наступать после 120-130 прожитых лет. Вне всякого сомнения, эти высказывания имеют право

...и дома

...и дома

на жизнь, правда, на мой взгляд, в весьма отдаленной перспективе. В перспективе, которой может не быть, если мы — люди коренным образом и в кратчайшие сроки безоговорочно не пересмотрим свое отношение к окружающему нас миру, к огромному разнообразию биологических видов, одним из которых (на равных с другими — многочисленными насекомыми, членистоногими, рыбами, пернатыми, млекопитающими) является Homo Sapiens — Человек разумный. Мы знаем, что потеря двадцати процентов числа биологических видов приведет к гибели человечества.

Можно бесконечно говорить и спорить, однако «если люди долго спорят, то это доказывает, что то, о чем они спорят, неясно для них самих», писал еще XVIII веке французский философ Франсуа-Мари Аруэ Вольтер. С тех пор многое изменилось, но не сам человек, несмотря на признаваемые большинством эволюционные процессы. Более двухсот лет назад выдающийся политик и просветитель, автор Декларации независимости Соединенных Штатов Америки и их третий президент Томас Джефферсон, проживший долгую жизнь, сказал: «Я не замечал, чтобы честность людей возрастала с их богатством». В погоне за достижением сиюминутных интересов и целей (в основном финансово-материальных) и по мере их достижения ничтожно малое меньшинство своими необдуманными (или тщательно продуманными и бесчестными) решениями и действиями ставит под угрозу существование всей текущей человеческой цивилизации нанесением чудовищного, непоправимого урона природе планеты Земля.

Почему так происходит? Потому, что у абсолютного большинства людей отсутствуют заложенные с младых ногтей «принципы сохранения нашего мира» из-за недостатка экологического воспитания, культуры и образования? Или, как сказал выдающийся российский психолог А.И.Юрьев, «человечество утратило сознание»? Думается, что «утратило сознание» и в немалой мере в связи с отсутствием необходимой потребности сохранять окружающий нас мир как основу своего существования.

Человек имеет неотъемлемые биологические потребности в питье, еде, сне. Огромное количество людей имеет условные, воспитанные в семье, потребности соблюдения элементарных основ этикета, например, держать вилку в левой, а нож в правой руке, потребности следить за собой — принимать душ, чистить зубы и многое-многое другое. Однако потребности, именно потребности, а не понимания важности или значимости сохранения окружающего нас мира, частью которого мы являемся, нет. Понимают многие, можно сказать, большинство думающих людей, а необходимая потребность пока не приходит.

«День рыбака»

«День рыбака»

Собственный опыт чтения лекций по экологии на младших курсах и экологической политики старшим курсам, опыт тесного неформального общения со студентами университета на «непрофильном» факультете политологии подтверждает сказанное. Впрочем, как я часто говорю своим студентам, пример не является доказательством в физике, но удачный пример запоминается, надолго остается в памяти и, в наилучшем случае, вызывает потребность поиска и получения доказательств, новых знаний и подтверждения их объективности.

В большинстве своем студенты младших курсов, например, первого, осознанно выбравшие путь получения знаний гуманитарного направления, не имеют ни малейшего представления об основах мироздания, законах природы, не говоря уже о физике, химии, биологии и основе взаимодействия человека и окружающей среды — экологии. Подчеркну — осознанно выбравшие, то есть считавшие в процессе освоения даже школьной программы, что в дальнейшем им эти знания не понадобятся. Возможно, часть вины заложена в школьных программах, часть — в немыслимо большом изобилии доступной разноречивой и противоречивой, зачастую здравому смыслу информации, в отсутствии подвижничества многих школьных учителей, часть — в объективных недостатках школьного образования последних лет в целом.

Основная беда все же кроется в почти полном отсутствии экологического воспитания и, как следствие, в отсутствии экологической культуры. Что можно говорить об уже работающих хозяйственниках, поисковиках, промышленниках, если выпускники ведущего в стране университета не обладают необходимым! Пробелы семейного воспитания в области выработки потребностей жить в согласии с окружающей средой приводят к тому, то мы сегодня повсеместно наблюдаем в мире и, к особому сожалению, в нашей стране.

Сбросы неочищенных стоков в реки и озера, включая Волгу, Енисей, Обь и даже Неву, на берегах которой стоит Северная столица. Выбросы отравляющих веществ, например формальдегида, в атмосферу (Щекинский химкомбинат у Ясной Поляны, десятки и десятки других); разливы нефти в процессе ее добычи на Ямале; катастрофическая экологическая ситуация на Таймыре в зоне действия «Норильского никеля». Официальная выдача разрешений на морское траление в акватории Ладожского озера, что может привести к уничтожению ихтиофауны; уже почти сформированная «морская пустыня» в регионе прежде процветающего рыболовного порта Мурманска. Преступная с точки зрения сохранения уникального Байкала деятельность предприятий Северобайкальска, Селенгинского и Байкальского целлюлозно-бумажных комбинатов; прямое уничтожение ценных пород рыб в Каспийском регионе и на Дальнем Востоке — нет числа таким примерам, их можно приводить до бесконечности — жаль деревьев, которые нужно пустить на бумагу. Нет смысла много говорить о глобальной техногенной Чернобыльской катастрофе, случившейся 27 лет назад, в результате которой по разным оценкам пострадало до 10 миллионов человек. Сколько еще косвенно пострадавших выявится много позже?

Итак, цепочка: экологическое воспитание, экологическая культура и образование. К сожалению, приходится признать как факт, что целостное университетское образование на сегодняшний день имеет ряд прорех, базирующихся на недостаточной прочности фундамента из-за отсутствия базовых школьных знаний, семейного воспитания и (в основном поправимой) беды — недостатка экологической культуры, впрочем, как и общей культуры в целом. За время обучения студентов в университете эти прорехи ценой немалого труда, неформального подхода к занятиям и общению в основном удается залатать. Время покажет, насколько прочными окажутся эти «заплаты».

В первую очередь, вызвать сначала заинтересованность, потом тягу и, наконец, необходимость «жить в согласии» удается, воздействуя личным примером по известному армейскому принципу «делай как я» и рассказывая о собственных семейных традициях, проводя много времени в неформальном общении со своими студентами при любом случае — в перерывах между занятиями, по их окончании — действительно, при любом. Сознавая явную необходимость и несомненную пользу для дела, пришлось даже организовать (напомню — на факультете политологии) кружок «Экологии и экологической политики». Академическая составляющая, разумеется, неотъемлема, но есть о чем рассказать и помимо содержания учебников, научных статей и тенденций развития науки.

Так сложилось, что окончив кафедру ядерной геофизики нашего университета, мне пришлось объехать, облететь и обойти, занимаясь научно-исследовательской работой и внедрением ядерно-физических методов для решения экологических и геологических задач, практически весь Советский Союз, многие европейские и азиатские страны, США и Австралию. Делиться собственным опытом и рассказывать о том, что видел своими глазами и трогал своими руками за многие годы, можно сколь угодно долго, интересно и убедительно. Кроме того, абсолютная убежденность и потребность «жить в согласии», основанные на семейных традициях, ментальности окружения и своем опыте, существенным образом увеличивают эффективность достижения запланированного результата.

Вешние воды

Вешние воды

Мой дед, Петр Никифорович, до революции управляющий Николаевской железной дорогой, его брат Александр Никифорович, коренной петербуржец, отец Николай Петрович — известный советский орнитолог, его ближайший друг и мой крестный, в честь которого я назван Алексеем, Алексей Сергеевич Мальчевский, которого многие универсанты помнят как декана биолого-почвенного факультета, мой дядя Павел Петрович, народный артист Советского Союза, Герой Социалистического труда, на кинофильмах которого выросло, как минимум, три поколения наших соотечественников, — все они жили в согласии с окружающей природой. Мои университетские учителя и близкие друзья — настоящий русский интеллигент — охотник профессор университета Андрей Викторович Бахтиаров, директор Балтийского фонда природы Рустам Абдуллаевич Сагитов и многие — многие другие истинные знатоки, любители охоты и ценители природы. Их потребность «жить в согласии» разделена мною в полной мере. В душе каждого из них жили и живут, так же, как и в моей, Сергей Тимофеевич Аксаков, Иван Сергеевич Тургенев, Михаил Михайлович Пришвин…

Осуществленные проекты, непосредственно не связанные с нынешней профессиональной деятельностью, но возникшие из потребности «жить в согласии», такие как основанное мною несколько лет назад «Общество ценителей культуры правильной русской охоты», серия статей о котором в охотничьих и оружейных журналах, а также радио- и телевизионные передачи вызвали большой интерес и множество откликов как у нас в стране, так и далеко за ее пределами в Европе и США. Или проводимый в одиннадцатый раз подряд ежегодный, ставший любимым нашими горожанами, питерский «Праздник корюшки», родившийся в рамках основанной нами «Общественной дирекции культурных программ Санкт-Петербурга». Многие другие наши эколого-культурные проекты, возможно, чуть менее значимые, но от этого не менее интересные и полезные, также вносят немалый вклад в формирование у моих студентов-политологов экологической культуры и, в некоторой степени, на мой взгляд даже в немалой — экологического воспитания.

Необходимость целостности университетского образования бесспорна. Огромную роль в этом играют полученные студентами знания и формирование внутренней потребности наших выпускников жить и работать в гармонии с окружающим нас миром, использовать свой интеллект и полученный опыт для развития и процветания человеческой цивилизации независимо от направления, факультета, специализации, кафедры и выбранной в дальнейшем области деятельности. В этом наша задача и ее надо успешно решать. Всеми доступными способами.

Алексей Кадочников,
Доцент

 

Новости СПбГУ