Экологическая культура и образование
Необходимость целостности университетского образования бесспорна. Огромную роль в этом играют полученные студентами знания и формирование внутренней потребности наших выпускников жить и работать в гармонии с окружающим нас миром, использовать свой интеллект и полученный опыт для развития и процветания человеческой цивилизации.
В последние десятилетия в связи с бурным ростом воздействия человека на окружающую среду все громче звучат голоса в защиту и о сохранении окружающей нас природы. Несмотря на это, лишь очень небольшая часть людей слышит их. В чем же дело? Возможно и, скорее всего, мы неверно расставляем акценты и приоритеты, может быть, надо исходить из принципа «большое видится на расстоянии», чем тише говоришь, тем лучше тебя слушают и слышат?
Где должны звучать эти тихие голоса? Ответ однозначен: основы экологического воспитания, культуры и образования, так же как воспитания, культуры и образования в широком смысле этих понятий, закладываются в семье. Если ребенок с первых лет сознательной жизни слышит и видит, как писал В.В.Маяковский, «что такое хорошо и что такое плохо», это остается в душе на всю жизнь, более того, в дальнейшем передается «по наследству» следующим поколениям.
Любой человек, перешагнувший 50-летний рубеж, с уверенностью может сказать, что пройдено много больше, чем осталось. Биологи, медики и даже физики, химики и математики все чаще говорят о неиспользованных ресурсах человеческого организма, о том, что перелом предела его прочности должен наступать после 120-130 прожитых лет. Вне всякого сомнения, эти высказывания имеют право
на жизнь, правда, на мой взгляд, в весьма отдаленной перспективе. В перспективе, которой может не быть, если мы — люди коренным образом и в кратчайшие сроки безоговорочно не пересмотрим свое отношение к окружающему нас миру, к огромному разнообразию биологических видов, одним из которых (на равных с другими — многочисленными насекомыми, членистоногими, рыбами, пернатыми, млекопитающими) является Homo Sapiens — Человек разумный. Мы знаем, что потеря двадцати процентов числа биологических видов приведет к гибели человечества.
Можно бесконечно говорить и спорить, однако «если люди долго спорят, то это доказывает, что то, о чем они спорят, неясно для них самих», писал еще XVIII веке французский философ Франсуа-Мари Аруэ Вольтер. С тех пор многое изменилось, но не сам человек, несмотря на признаваемые большинством эволюционные процессы. Более двухсот лет назад выдающийся политик и просветитель, автор Декларации независимости Соединенных Штатов Америки и их третий президент Томас Джефферсон, проживший долгую жизнь, сказал: «Я не замечал, чтобы честность людей возрастала с их богатством». В погоне за достижением сиюминутных интересов и целей (в основном финансово-материальных) и по мере их достижения ничтожно малое меньшинство своими необдуманными (или тщательно продуманными и бесчестными) решениями и действиями ставит под угрозу существование всей текущей человеческой цивилизации нанесением чудовищного, непоправимого урона природе планеты Земля.
Почему так происходит? Потому, что у абсолютного большинства людей отсутствуют заложенные с младых ногтей «принципы сохранения нашего мира» из-за недостатка экологического воспитания, культуры и образования? Или, как сказал выдающийся российский психолог А.И.Юрьев, «человечество утратило сознание»? Думается, что «утратило сознание» и в немалой мере в связи с отсутствием необходимой потребности сохранять окружающий нас мир как основу своего существования.
Человек имеет неотъемлемые биологические потребности в питье, еде, сне. Огромное количество людей имеет условные, воспитанные в семье, потребности соблюдения элементарных основ этикета, например, держать вилку в левой, а нож в правой руке, потребности следить за собой — принимать душ, чистить зубы и многое-многое другое. Однако потребности, именно потребности, а не понимания важности или значимости сохранения окружающего нас мира, частью которого мы являемся, нет. Понимают многие, можно сказать, большинство думающих людей, а необходимая потребность пока не приходит.
Собственный опыт чтения лекций по экологии на младших курсах и экологической политики старшим курсам, опыт тесного неформального общения со студентами университета на «непрофильном» факультете политологии подтверждает сказанное. Впрочем, как я часто говорю своим студентам, пример не является доказательством в физике, но удачный пример запоминается, надолго остается в памяти и, в наилучшем случае, вызывает потребность поиска и получения доказательств, новых знаний и подтверждения их объективности.
В большинстве своем студенты младших курсов, например, первого, осознанно выбравшие путь получения знаний гуманитарного направления, не имеют ни малейшего представления об основах мироздания, законах природы, не говоря уже о физике, химии, биологии и основе взаимодействия человека и окружающей среды — экологии. Подчеркну — осознанно выбравшие, то есть считавшие в процессе освоения даже школьной программы, что в дальнейшем им эти знания не понадобятся. Возможно, часть вины заложена в школьных программах, часть — в немыслимо большом изобилии доступной разноречивой и противоречивой, зачастую здравому смыслу информации, в отсутствии подвижничества многих школьных учителей, часть — в объективных недостатках школьного образования последних лет в целом.
Основная беда все же кроется в почти полном отсутствии экологического воспитания и, как следствие, в отсутствии экологической культуры. Что можно говорить об уже работающих хозяйственниках, поисковиках, промышленниках, если выпускники ведущего в стране университета не обладают необходимым! Пробелы семейного воспитания в области выработки потребностей жить в согласии с окружающей средой приводят к тому, то мы сегодня повсеместно наблюдаем в мире и, к особому сожалению, в нашей стране.
Сбросы неочищенных стоков в реки и озера, включая Волгу, Енисей, Обь и даже Неву, на берегах которой стоит Северная столица. Выбросы отравляющих веществ, например формальдегида, в атмосферу (Щекинский химкомбинат у Ясной Поляны, десятки и десятки других); разливы нефти в процессе ее добычи на Ямале; катастрофическая экологическая ситуация на Таймыре в зоне действия «Норильского никеля». Официальная выдача разрешений на морское траление в акватории Ладожского озера, что может привести к уничтожению ихтиофауны; уже почти сформированная «морская пустыня» в регионе прежде процветающего рыболовного порта Мурманска. Преступная с точки зрения сохранения уникального Байкала деятельность предприятий Северобайкальска, Селенгинского и Байкальского целлюлозно-бумажных комбинатов; прямое уничтожение ценных пород рыб в Каспийском регионе и на Дальнем Востоке — нет числа таким примерам, их можно приводить до бесконечности — жаль деревьев, которые нужно пустить на бумагу. Нет смысла много говорить о глобальной техногенной Чернобыльской катастрофе, случившейся 27 лет назад, в результате которой по разным оценкам пострадало до 10 миллионов человек. Сколько еще косвенно пострадавших выявится много позже?
Итак, цепочка: экологическое воспитание, экологическая культура и образование. К сожалению, приходится признать как факт, что целостное университетское образование на сегодняшний день имеет ряд прорех, базирующихся на недостаточной прочности фундамента из-за отсутствия базовых школьных знаний, семейного воспитания и (в основном поправимой) беды — недостатка экологической культуры, впрочем, как и общей культуры в целом. За время обучения студентов в университете эти прорехи ценой немалого труда, неформального подхода к занятиям и общению в основном удается залатать. Время покажет, насколько прочными окажутся эти «заплаты».
В первую очередь, вызвать сначала заинтересованность, потом тягу и, наконец, необходимость «жить в согласии» удается, воздействуя личным примером по известному армейскому принципу «делай как я» и рассказывая о собственных семейных традициях, проводя много времени в неформальном общении со своими студентами при любом случае — в перерывах между занятиями, по их окончании — действительно, при любом. Сознавая явную необходимость и несомненную пользу для дела, пришлось даже организовать (напомню — на факультете политологии) кружок «Экологии и экологической политики». Академическая составляющая, разумеется, неотъемлема, но есть о чем рассказать и помимо содержания учебников, научных статей и тенденций развития науки.
Так сложилось, что окончив кафедру ядерной геофизики нашего университета, мне пришлось объехать, облететь и обойти, занимаясь научно-исследовательской работой и внедрением ядерно-физических методов для решения экологических и геологических задач, практически весь Советский Союз, многие европейские и азиатские страны, США и Австралию. Делиться собственным опытом и рассказывать о том, что видел своими глазами и трогал своими руками за многие годы, можно сколь угодно долго, интересно и убедительно. Кроме того, абсолютная убежденность и потребность «жить в согласии», основанные на семейных традициях, ментальности окружения и своем опыте, существенным образом увеличивают эффективность достижения запланированного результата.
Мой дед, Петр Никифорович, до революции управляющий Николаевской железной дорогой, его брат Александр Никифорович, коренной петербуржец, отец Николай Петрович — известный советский орнитолог, его ближайший друг и мой крестный, в честь которого я назван Алексеем, Алексей Сергеевич Мальчевский, которого многие универсанты помнят как декана биолого-почвенного факультета, мой дядя Павел Петрович, народный артист Советского Союза, Герой Социалистического труда, на кинофильмах которого выросло, как минимум, три поколения наших соотечественников, — все они жили в согласии с окружающей природой. Мои университетские учителя и близкие друзья — настоящий русский интеллигент — охотник профессор университета Андрей Викторович Бахтиаров, директор Балтийского фонда природы Рустам Абдуллаевич Сагитов и многие — многие другие истинные знатоки, любители охоты и ценители природы. Их потребность «жить в согласии» разделена мною в полной мере. В душе каждого из них жили и живут, так же, как и в моей, Сергей Тимофеевич Аксаков, Иван Сергеевич Тургенев, Михаил Михайлович Пришвин…
Осуществленные проекты, непосредственно не связанные с нынешней профессиональной деятельностью, но возникшие из потребности «жить в согласии», такие как основанное мною несколько лет назад «Общество ценителей культуры правильной русской охоты», серия статей о котором в охотничьих и оружейных журналах, а также радио- и телевизионные передачи вызвали большой интерес и множество откликов как у нас в стране, так и далеко за ее пределами в Европе и США. Или проводимый в одиннадцатый раз подряд ежегодный, ставший любимым нашими горожанами, питерский «Праздник корюшки», родившийся в рамках основанной нами «Общественной дирекции культурных программ Санкт-Петербурга». Многие другие наши эколого-культурные проекты, возможно, чуть менее значимые, но от этого не менее интересные и полезные, также вносят немалый вклад в формирование у моих студентов-политологов экологической культуры и, в некоторой степени, на мой взгляд даже в немалой — экологического воспитания.
Необходимость целостности университетского образования бесспорна. Огромную роль в этом играют полученные студентами знания и формирование внутренней потребности наших выпускников жить и работать в гармонии с окружающим нас миром, использовать свой интеллект и полученный опыт для развития и процветания человеческой цивилизации независимо от направления, факультета, специализации, кафедры и выбранной в дальнейшем области деятельности. В этом наша задача и ее надо успешно решать. Всеми доступными способами.
Алексей Кадочников,
Доцент