Социальная экология
Традиция преподавания социально-экологических дисциплин в СПбГУ связана с деятельностью профессора Юрия Николаевича Пахомова (1957-2011), который с 1992 года разрабатывал и вел курс «Социальная экология».
Юрий Николаевич Пахомов обосновывал взгляд на предмет социологии как науки, не замыкающейся на факторах поведения людей, но имеющей широкие основания в изучении взаимодействия социальных систем, человека и окружающей среды. «Одной из основных функций социологии как науки является осмысление и оценка не только социальной действительности, — писал он в работе «Формирование экочеловека: методологические принципы и программные установки» (СПб.: Издательство С.-Петербургского университета, 2002), — но и взаимодействие человека и общества с окружающей природной средой». В этом подходе большую ценность для теории и практики имеет выделение социальной экологии в качестве отраслевой социологической дисциплины, изучающей взаимодействие общества с социоприродным окружением. Объектом ее выступает социально-экологическая система, в изучении специфики которой ставятся задачи выработки комплекса мер по восстановлению природной среды и оптимизации отношений между человеком, обществом и природой. Именно социоприродные отношения составляют особый предмет социальной экологии, соединяют элементы разного профиля в динамическую систему. Различные аспекты социоприродных отношений изучаются социальной экологией в проблемном срезе развития современного общества, с использованием данных различных экологических дисциплин. Безусловно, несмотря на то что мы рассматриваем социальную экологию как отрасль социологии, это знание междисциплинарное. Социальная экология — более широкое знание, включающее и философию, и географию, и экономику, и право, экологическую политику и ряд других экологических и социальных знаний.
В предметном поле социальной экологии особый интерес для Ю.Н.Пахомова представлял феномен экочеловека как нового типа личности, обладающего не просто развитым экологическим осознанием, но целостным мировоззрением, в котором социальная картина мира неразрывно связана с миром природы. Экочеловеком является человек, осознавший необходимость и выработавший потребность в сохранении жизни и заботе о социоприродной среде своего обитания и в своих действиях руководствующийся принципом минимизации негативных воздействий на природу (Ю.Н.Пахомов. Экочеловек как субъект социоприродного развития / Автореф. на соиск. уч. степени доктора социол. наук. СПб., 2003). Человек — связующий элемент социально-экологической системы, поскольку как существо биосоциальное объединяет в себе «обе стороны» системы и органично входит в деятельность каждого ее элемента. С одной стороны человек преобразует природу в аспектах функционирования всех общественных сфер: экономической, политической, этносоциальной, социокультурной. С другой стороны человек сам испытывает последствия «вторжения» в природу, адаптируясь к изменениям окружающей среды, в том числе к условиям ухудшающейся экологической обстановки. Человек является своеобразным индикатором состояния социально-экологической системы. В современном постиндустриальном обществе человек постепенно приобретает приоритет экологических потребностей. А основной задачей воспитания и образования становится формирование личностного «стержня», поддерживающего в человеке такие качества как: целостность мировоззрения; синкретичность сознания и мышления; свободу мысли и творчества; стремление к самореализации и активность личности; потребность жить в единстве и гармонии с окружающими людьми и природой.
Отсутствие такого «стержня» формирует у человека неясную и неполную картину мира, лишает его понимания направленности и целей развития общества. Поэтому для изменения данной ситуации необходима объединяющая идея, своеобразный идейный базис общественного развития, и соответствующая этой идее иерархия системы ценностей. Такой теоретический базис можно найти в переосмысленных современной социологией идеях антропокосмизма, ноосферогенеза и концепции устойчивого развития. Выделение общих, объединяющих эти концепции взглядов и теоретических положений, пронизанных идеями целостного восприятия мира и социоприродного развития, позволяет разрешить проблему коэволюции человека, общества и природы. Более того, социально-экологические и социально-этические воззрения русских антропокосмистов — Н.Ф.Федорова, К.Э.Циолковского, А.Л.Чижевского, В.И.Вернадского — органично сочетают в себе как теоретический, так и прикладной аспект и могут послужить предпосылками для разработки методологических основ формирования экочеловека. Конечная цель этого формирования — гармонизация всего комплекса отношений в социально-экологической системе, устойчивое, сбалансированное развитие этой системы, которое позволит избежать экологической катастрофы. Данные теоретико-методологические положения и ряд других легли в основания спецкурса под названием «Экочеловек: проблемы формирования».
Социальная экология как учебная дисциплина для будущих социологов и в настоящее время сохраняет свое значение базового курса по профилю социология и направлению социальная работа. Примечательно, что целью этой дисциплины является экологизация мировоззрения студентов с позиций целостного восприятия всей системы взаимоотношений между человеком, обществом и природой. Как показывает практика, экологические знания очень востребованы студентами. Можно даже сказать, что молодежь испытывает дефицит экологических знаний, прежде всего, в области социальной экологии как науки гуманистической направленности. Без осознания взаимосвязей системы «человек-общество-природа» невозможно представить полноценную личность XXI века. В общественной жизни развитых стран на первый план выдвигаются экологические потребности.
Закончить обзор традиции социально-экологического образования можно цитатой из статьи Ю.Н.Пахомова и В.Т.Пуляева «Экономические, социальные и этические основания социоприродного развития» (Вестник Санкт-Петербургского университета. 2011. Вып. 1): «Социоприродная этика и новое экологическое мышление являются основами глобальной идеологии естественного бытия цивилизации, то есть развития человека и общества, не противостоящего законам природы, а наоборот, согласующегося с ними. Улучшать качество жизни, поддерживать оптимальные условия жизнедеятельности, жить дольше, делать больше и думать лучше — вот цель всех людей на Земле!»
Задачи формирования экологической культуры всегда были в основе преподавания социальной экологии в традиции не только Санкт-Петербургского университета, но и российской школы социальной экологии.
С.Д.Савин,
доцент кафедры социологии политических
и социальных процессов