Без права на забвение
Нашему долголетию можно удивиться. Не много найдётся, наверное, в стенах университета студенческих инициатив, которые могут похвастать такой долгой жизнью. В марте 2013 года студенческий поисковый отряд «Ингрия» отметил своё 13-летие.
Признаюсь, на такой длинный путь я не рассчитывал. Сегодня отряд представляет сплав молодости и опыта, где наряду со студентами и преподавателями работают вчерашние универсанты, выпускники других вузов города, кто пришёл в отряд в студенческие годы. Сегодня они стали дипломированными специалистами, многие имеют семьи, но продолжают, по мере возможности, выезжать в экспедиции. Это придаёт отряду стабильность и преемственность.
На общем собрании отряда, состоявшемся 24 апреля, мы приняли в свои ряды ещё 7 студентов с химического, исторического, психологического факультетов. Сегодня в отряде насчитывается 37 бойцов, тех, кто по зову души решил заняться тяжёлым, но благородным делом — сохранением памяти погибших защитников Отечества. Занятие поиском — трудное, порой опасное дело. За годы нашей деятельности в отряд поступило несколько десятков заявлений от тех, кто хотел присоединиться к нам, но так и не сумел сделать последний шаг, принять участие в поисковой экспедиции. Мы не осуждаем и понимаем их: регулярное участие в жизни отряда требует более рационального использования свободного времени, огромного физического и морального напряжения, когда порой приходится действовать «через не могу», полувоенная дисциплина, минимальные бытовые удобства… На такое может решиться не каждый. Но мы готовы к сотрудничеству и с теми, кто готов помогать нам в других сферах нашей деятельности: приведении в порядок захоронений погибших воинов, памятников, проведении выставок, экспозиций, экскурсий, работе с документами… Фронт работ здесь тоже необъятный, учитывая, что долгие десятилетия вопросам сохранения памяти о защитниках Отечества не уделялось должного внимания.
За 13 лет отряд вырос качественно. На сегодняшний день «Ингрия» — один из более 100 поисковых отрядов, ведущих работы в Ленинградской области, и считается одним из лучших, не говоря уже о поисковых отрядах Санкт-Петербурга. За этим признанием — бескорыстный труд, помноженный на энтузиазм, умение добиваться результата, исключительная ответственность каждого из бойцов «Ингрии» и отряда в целом.
На всём протяжении деятельности отряда главным районом поиска остаётся Кировский район Ленинградской области. И это не случайно. По официальным (неполным) данным, только в Кировском районе, где в 1941–1943 годах развернулись решающие сражения в битве за Ленинград, погибли свыше 117 тысяч военнослужащих Красной Армии. Официально же числятся погребёнными чуть более 37 тысяч защитников Отечества. На основании натурного обследования территории района оказались «утерянными» 17 одиночных и братских захоронений. Что с ними произошло, пока неизвестно. Их необходимо найти, привести в порядок, установить имена погибших, паспортизировать и поставить на учёт. Какие усилия придётся приложить при решении этой задачи — трудно представить.
Но это только часть проблемы. Тысячи бойцов и командиров Красной Армии так и не вышли из своего последнего боя, остались лежать там, где их застала смерть. Их поиском и занимается «Ингрия». За 13 лет отрядом проведено 37 поисково-археологических экспедиций общей продолжительностью 618 суток, в результате которых обнаружено 2 227 погибших защитников Отечества — это 4 полнокровных батальона. Много это или мало? Не знаю, но знаю, что ещё сотни, тысячи таких же солдат ждут, когда благодарные потомки придут и к ним и воздадут им должное.
Не секрет, в обществе отношение к поисковикам неоднозначно. Спорить с кем-либо мы не собираемся. Мы будем продолжать нашу работу, которая приносит глубокое удовлетворение. В мае 2012 года из далёкой Белгородской области, выполняя завет умершей матери, к нам прибыла Людмила Павловна Казанцева с сыновьями на захоронение своего отца, красноармейца Казанцева Павла Григорьевича, пропавшего без вести в сентябре 1941 года. Останки погибшего воина мы обнаружили в районе бывшей деревни Гайтолово в сентябре 2011 года. В декабре 2012 года в Совете ветеранов университета состоялась передача останков красноармейца Кучеренко Ивана Тимофеевича, уроженца Омской области, который пропал без вести осенью 1941 года (обнаружен отрядом в сентябре 2012 года в Роще «Круглая»). По желанию дочерей солдата их отец будет похоронен с воинскими почестями на «малой» Родине 26 апреля. 7 мая 2013 года на захоронение своего деда из далёкого Красноярского края собирается приехать Наталья Попова (в девичестве — Камынина), внучка красноармейца Камынина Павла Семёновича, погибшего в сентябре 1942 года в районе деревни Тортолово и оставленного на поле боя. Перечень вырванных из безвестности бойцов и командиров Красной Армии можно продолжить. С сожалением отметим, большая часть обнаруженных поисковиками солдат отправляются в последний путь неизвестными. Причин этому немало, не будем перечислять их все, заметим только, что дальнейший успех поиска зависит во многом от документов, хранящихся в архиве Министерства обороны в г. Подольске. Работа в этом архивохранилище нам по материальным причинам недоступна.
Декабрь–март считается «мёртвым сезоном», когда в поиске наступает временное затишье. В это время на смену щупу и лопате приходит другое — подводятся итоги поискового сезона, обрабатывается новая информация, разрабатываются планы новых экспедиций, проводятся лыжные походы, выставки, беседы с учащимися школ, студентами, экскурсии…
12–14 апреля нынешнего года в г. Калуге состоялся слёт поисковиков России, посвящённый 25-летию создания организованного поискового движения в СССР. Как известно, с распадом советского государства поисковое движение вступило в полосу затяжного кризиса. В этих условиях поисковые объединения, отряды выходили из создавшегося положения каждый по-своему. Заметим, большая часть из них сумела не только выжить в тех непростых условиях, но и доказала свою дееспособность, приобрела большой опыт практической работы. Заслуги поисковиков признаны сегодня на высшем государственном уровне. 13 апреля слёт поисковиков конституировался в съезд, на котором был принят устав организации, избраны её руководящие органы. Эти изменения внушают определённый оптимизм на будущее поискового движения России.
В настоящее время отряд «Ингрия» завершил подготовку к новому поисковому сезону, который включает три экспедиции: 38-ю, 39-ю и 40-ю. Бойцам отряда прочитан цикл лекций по оказанию неотложной медицинской помощи, охране труда при проведении работ в полевых условиях, ориентированию в лесисто-болотистой местности, действиям при обнаружении взрывоопасных предметов, истории Кировского района. 27 апреля мы отправимся в 38-ю экспедицию, которая продлится две недели.
Е.В.Ильин,
доцент исторического факультета,
командир отряда «Ингрия»