Талант созидателя и воспитателя. К 95-летию со дня рождения Владимира Федоровича Барабанова
Владимир Федорович Барабанов принадлежит к славной плеяде ведущих профессоров Санкт-Петербургского университета, которые во все годы существования университета определяли его лицо и возвышали его авторитет. Ведущий профессор Санкт-Петербургского университета — это прежде всего стойкая, весьма активная жизненная позиция, высочайшая интеллигентность, глубокое уважение и любовь к прошлому в жизни народа, к истории науки, культуры, обеспечивающая неразрывную связь поколений, преданность науке, кафедре, университету, и наконец, авторитет лидера, завоеванный упорным трудом и неоспоримыми успехами в научной и педагогической работе. Всеми этими качествами в полной мере обладал В.Ф.Барабанов.
Владимир Федорович Барабанов родился 21 мая 1918 года в деревне Мелехово Мышкинского района Ярославской области в семье крестьянина. Осиротевшего в 10 лет Володю взяли в Ленинград, вырастили и воспитали сестры и брат матери. Через всю жизнь Владимир Федорович пронес о них благодарную память, а его заповедью стало жить для людей, отдавая им частички своих души и сердца.
В Ленинграде Володя учился в школе №3 Центрального района на Лиговке, 87, над ней шефствовало «Ленкино», симфонический оркестр которого часто выступал перед учащимися. Владимир Федорович считал, что именно эти концерты привили ему любовь к классической музыке и познакомили с произведениями многих великих композиторов.
В 1936 году, окончив школу, В.Ф.Барабанов поступил на первый курс геолого-почвенно-географического факультета ЛГУ. С этого момента вся его жизнь была связана с аlma mater.
Владимир Федорович вспоминал: «Университет поразил нас своим духовным богатством. Какие фигуры! Какие мысли! Какие примеры высокой нравственности! Нам посчастливилось. На первом курсе мы слушали лекции академиков С.В.Калесника, А.Н.Криштофовича, профессоров М.Э.Янишевского, О.М.Аншелеса, Я.С.Эдельштейна, Ф.Ю.Левинсон-Лессинга, А.А.Полканова, А.Н.Семе-новича и многих, многих других… У названных мною преподавателей учиться было легко, и главное, очень интересно».
12 июня 1941 года он закончил с отличием университет и был рекомендован в аспирантуру при кафедре минералогии. Однако начавшаяся война все резко изменила. Уже 25 июня 1941 года Владимир Федорович уходит добровольцем в составе Первой дивизии народного ополчения на Ленинградский фронт. Участвует в боях сначала рядовым, а после того, как под Новгородом получает свое первое ранение, командует взводом и ротой. В бою под Колпино в августе 1942 года младший лейтенант В.Ф.Барабанов получает второе тяжелое ранение, потерял правую руку и левую ногу. Последовали десятимесячное лечение в госпитале и инвалидность. Наступило время, когда надо было буквально одеть себя в кольчугу железной воли, чтобы преодолеть невероятные испытания, связанные с инвалидностью, и постепенно втянуться в трудовую жизнь. Пришлось заново учиться ходить и писать левой рукой. В 1944-1945 годы Владимир Федорович работает парторгом в своем госпитале, помогая многими раненым адаптироваться в жизни после тяжелых ранений.
После демобилизации Владимир Федорович возвращается на кафедру минералогии и работает без всяких скидок на личные чрезвычайные обстоятельства. Быстро совершенствуясь в науке, он оттачивает свое педагогическое мастерство сначала в должности старшего лаборанта, затем ассистента, доцента и профессора. В 1951 году он защитил кандидатскую диссертацию, в 1962 году — докторскую. Эта защита, длившаяся более 8 часов и проходившая в острейшей дискуссии, до сих пор помнится как яркий пример бескомпромиссного служения научной истине.
Владимир Федорович был исключительно яркой и многогранной личностью. Он и внешне был по-мужски красив. Всегда подтянутый, собранный и даже немножко щеголеватый, он всем своим видом вызывал симпатию, особенно у молодых женщин. Таким он был и внутренне-мужественным, надежным, доброжелательным человеком широкой и щедрой души.
По своему характеру и стилю деятельности Владимир Федорович Барабанов прежде всего был созидателем и воспитателем. Именно такой образ Владимира Федоровича сохранился в памяти его учеников — школьников и студентов, сотрудников и коллег. Этот талант В.Ф.Барабанов проявился с самого начала его трудовой деятельности.
Едва освоившись после демобилизации с обязанностями старшего лаборанта на кафедре минералогии, В.Ф.Барабанов вместе с О.М.Римской-Корсаковой и В.А.Франк-Каменецким, тогда ассистентами ЛГУ, создает в 1948 году Клуб юных геологов при Ленинградском Дворце пионеров. Здесь он много лет ведет кружки минералогии и геохимии, организует дальние экспедиции вплоть до Камчатки и Приморья и курирует работу Клуба до конца своей жизни. Без преувеличения можно сказать, что благодаря его труду Клуб юных геологов Ленинградского Дворца пионеров стал настоящей «кузницей кадров» для геологического факультета ЛГУ и Горного института. Многие его воспитанники стали впоследствии высококвалифицированными специалистами, среди них более сотни кандидатов и более десятка докторов наук, кстати не только геолого-минералогических.
В 1964 году по приглашению ректора ЛГУ А.Д.Александрова В.Ф.Барабанов был назначен на должность проректора по научной работе, на которой наиболее масштабно проявился его организаторский талант. Это коснулось и геологического факультета, на котором в 1965 году была создана лаборатория генетической минералогии, а после 1966 года появились кафедры геохимии, литологии и ядерной геофизики.
Кафедрой геохимии В.Ф.Бара-банов руководил до 1992 года, после чего вплоть до дня своей кончины, последовавшей 9 августа 1997 года, был её профессором. Таким образом, Владимир Федорович организованно закрепил в стенах Санкт-Петербургского университета созданное здесь академиком В.И.Вернадским на рубеже XIX и XX столетий геохимическое направление в геологической науке, до конца своей жизни развивая созданное им особое научное направление — «геохимию с минералогическим лицом».
Научные интересы В.Ф.Бара-банова были весьма разносторонними, в чем проявилось другое замечательное его качество — научное «чутье» естествоиспытателя, которым он был щедро наделен, что называется, «от Бога». В то время, когда на геологическом факультете никто не слышал об экологии и ее проблемах, Владимир Федорович не только одним из первых в ЛГУ заговорил об этом, но, будучи истинным созидателем, добился открытия в 1976 году на базе кафедры геохимии новой для вузов специальности «эколог-геохимик».
Для всего научного творчества Владимир Федорович характерно особое уважение к фактам. Эта черта вообще в традициях минералогической и геохимической школ Ленинградского–Санкт-Петербургского университета. Сначала факты с хорошей, точной геологической привязкой, достоверно определенными физическими и химическими параметрами, а затем уже интерпретация. Ибо только такой подход способен поддержать долгую жизнь генетической концепции. Эта черта обеспечила преемственность в поступательном развитии химико-генетического направления в минералогии и геохимии, заложенного трудами В.В.Докучаева, В.И.Вернадского, С.М.Курбатова и продолженная работами В.Ф.Барабанова в стенах СПбГУ.
Владимир Федорович очень внимательно относился к исследованиям предшественников и требовал этого же от своих учеников, дабы не «изобретать велосипеда» и не приписывать себе уже открытое. Это еще одна из характерных черт его научного почерка.
В.Ф.Барабанов рассматривал генетическую минералогию как составную часть геохимии, поскольку минералы, пользуясь выражением В.И.Вернадского, являются лишь станциями большими или малыми на пути вечного движения атомов. Это обстоятельство обусловило и определенное своеобразие методики преподавания дисциплин геохимического цикла и проведения научных исследований на кафедре геохимии. Используя типоморфные свойства минералов, В.Ф.Барабанов умел поставить исследование кристаллов минеральных индивидов таким образом, чтобы извлечь максимальную информацию о геохимических процессах в минеральном теле, месторождении, рудном поле. Такой подход к изучению геохимии природных процессов стал стержневым направлением исследований кафедры, ее «минералогическим лицом», отличным от профиля кафедр геохимии других вузов России, ближнего и дальнего зарубежья.
Главным в профессиональной подготовке специалистов-геохимиков В.Ф.Барабанов считал овладевать не только теоретическими основами научных дисциплин, но и навыками самостоятельного изучения состава и свойств природного вещества, и интерпретировать полученные данные — только на основе натуральных наблюдений. Именно такой давней университетской традиции естествоиспытателей он сам настойчиво следовал и требовал этого от своих учеников.
Научное наследие В.Ф.Барабанова велико. Это четыре монографии, более трехсот статей, восемь учебных пособий. Среди них особое место занимает учебник «Геохимия», в котором ему удалось в сравнительно небольшом объеме (423 с.) дать полный охват современных данных геохимии и связанных с ней наук: ядерной физики, астрофизики, космохимии, физики Земли и др. Причем сделано это в изложении, доступном для понимания широкой аудитории.
В этом проявился еще один из многочисленных талантов В.Ф.Барабанова — его несомненное литературное дарование.
В последние годы Владимир Федорович много писал, торопясь, оставить, как можно больше потомкам. Им опубликованы четыре учебных пособия, воспоминания об универсантах — участниках Великой Отечественной войны, множество научных и публицистических статей. Он успел издать главную книгу свой жизни, свою лебединую песню — трехтомную монографию «Вольфрамитовые месторождения». Уже посмертно вышла его книга «Память. Страницы жизни», подготовленная к печати детьми Владимира Федоровича — Алексеем, кандидатом геолого-минералогических наук, и Ларисой, кандидатом биологических наук. Он успел закончить только ее первую часть, повествующую о жизненном пути автора до начала 1943 года, когда его привезли для лечения в эвакогоспиталь города Вологды и где он повстречал молоденькую медсестру, ставшую его верной спутницей на всю жизнь. Прочитаете эту замечательную книгу, и вы почувствуете весь трагизм жизни не только революции, но и всей нашей Родины.
Г.Н.Гончаров, М.Л.Зорина,
Л.Ф.Сырицо
Фото из архива кафедры геохимии