Главная » 9 мая - День Победы, Тема номера

«Нить жизни»

Мало кто сейчас задумывается о том, какую роль сыграло радио в годы войны. Для ленинградцев оно стало не просто источником информации, а настоящей «нитью жизни». Об этом нам рассказал Владимир Георгиевич Осинский, кандидат филологических наук, доцент СПбГУ.

Несмотря на посвященные Великой Отечественной войне многочисленные художественные и документальные тома, на свидетельства очевидцев, на кадры кинохроники,— нам, живущим в XXI веке, сложно адекватно почувствовать и понять, чем стала война для тех, на чью судьбу выпали эти страшные годы. Нам трудно понять масштаб пережитой беды и осознать истинную цену Победы.

Недавно мне посчастливилось встретиться и побеседовать с удивительным человеком и интересным собеседником, преподавателем СПбГУ, Владимиром Георгиевичем Осинским. Именно с его именем связано начало радио-телевизионной специализации в Университете. Житель блокадного Ленинграда Владимир Георгиевич Осинский полжизни посвятил теме блокадного радио. Снял о нем несколько фильмов и написал 5 книг.

Владимир Георгиевич Осинский со студентами в музее Дома радио

Владимир Георгиевич Осинский со студентами в музее Дома радио

Рассказ Владимира Георгиевича о том, в каких условиях функционировало радио, шокирует настолько, что невозможно в это поверить.

«Да, такого, кажется, не может быть, если бы не помнить, что это было», —  согласился со мной Владимир Георгиевич.

Даже сам факт того, что Ленинградский дом радио был в зоне особого внимания вражеской авиации, говорит о том, какое глобальное значение имело радио в годы войны. Владимир Георгиевич рассказал историю о том, как у одного из фашистских летчиков была обнаружена карта, где среди объектов, которые подлежат уничтожению, Дом радио был обозначен красным крестом. И действительно, попытки уничтожить радио были. Однажды на Дом радио упали подряд одна за другой три  200-килограммовые бомбы, но он устоял. По рассказам Владимира Георгиевича, прямые репортажи передавали по проводам с передовой линии фронта, из окопов.

Представьте себе на секундочку, все коммуникации не действуют. Света нет. Телефон отключен. Воды нет. Даже канализация не работает. А радио работает, та самая нить жизни, которая связывала обесточенные, ледяные квартиры с миром. «Нить жизни» — так называет ленинградское радио Владимир Осинский. Благодаря таким удивительным людям, нашим с вами современникам, мы можем стать «свидетелями» того, как работали журналисты во время блокады.

Высшим пилотажем работы блокадного радио является не столько техническая составляющая (хотя это тоже на грани фантастики), сколько безграничный, неиссякаемый источник мужества и творческой воли сотрудников радио. Журналистам было присуще чувство особой миссии, что они должны помочь людям, вылечить словом, поддержать их дух, внушить надежду и веру в то, что Ленинград непременно выстоит, непременно одержит победу над врагом. Ведь ленинградцы слышали не только сводки Информбюро с мест боев, но и произведения Пушкина, симфонию Шостаковича, детские передачи и другие интересные программы. Поэтично об этом сказала Ольга Берггольц, легендарная поэтесса, работавшая на блокадном радио: «Отсюда передачи шли на город, стихи и сводки, и о хлебе весть». Обратите внимание, в каком порядке Берггольц перечислила принцип вещания радио.

Владимир Георгиевич с восторгом вспоминал Марию Петрову, с её  детским голосом, «голосом блокадного мальчишки». Она читала сказки по радио и позже вела вместе с другими актерами детскую передачу «Клуб знаменитых капитанов». Здесь были собраны все путешественники из приключенческой литературы — Робинзон Крузо, капитан «Наутилуса» Немо. Они вели разговоры с географическими загадками, викторинами.

Радио создавало иллюзию того, что в Ленинграде все нормально. Люди находили в радио душевное вдохновение и черпали в нем надежду. Город, может, потому и выжил в те суровые блокадные годы, что работало Ленинградское радио. Оно оказало колоссальную поддержку жителям города и принимало самое активное участие в борьбе с врагом. Владимир Георгиевич рассказал интересную легенду, которая, кстати, очень похожа на правду. «У Черчилля в кабинете один из приемников был настроен на ленинградскую волну. И он знал, что если радио работает, значит, Ленинград стоит. Невская твердыня стоит и держит фронт оборону, оттягивая войска противника на себя. Одним словом, на этом фронте все более-менее нормально. Ну, за исключением того, что ленинградцы умирают». Кстати, Ленинградское радио тогда вещало не только на всю страну, но и на мир. С сентября 1941 года в эфире начались передачи на английском языке на Лондон. Появилось вещание на финском и немецком языках.«Что может враг? Разрушить и убить.

И только-то? А я могу любить,

А мне не счесть души моей богатства,

А я затем хочу и буду жить,

Чтоб всю ее, как дань людскому

братству,

На жертвенник всемирный

положить».

Вот с таким посылом обращалась Ольга Берггольц ко всем слушателям ленинградской «Нити жизни». Радиожурналисты Моисей Блюмберг, Лазарь Маграчев, Иван Ярмагаев, Мария Петрова и всеми любимая Ольга Берггольц стали голосами блокадного радио. Без их репортажей и программ, сохранившихся в архивах и иногда звучащих в эфире «Радио Петербург», теперь была бы неполной документальная летопись обороны Ленинграда.

«Ленинградское радио было тонко и культурно организованной субстанцией», — подметил Владимир Георгиевич. — Тревогу объявлял наш Ленинградский Левитан, Михаил Меламед, а отбой объявлял более радостный голос, более оптимистичный. Даже это было продумано».

Осознают ли сегодня средства массовой информации, насколько массовой является их аудитория? Осталось ли понимание предназначения, той высокой миссии, которую в свое время несло ленинградское радио? Все-таки сейчас та социальная функция, которую выполняли СМИ в те годы, отсутствует. Где та воспитательная сила? Где эта нравственная польза, которая необходима для развития страны?

Что касается праздника, Дня Победы, это один из немногих наших бесспорных праздников. В этот день мы празднуем окончание самой жестокой и самой грандиозной войны. На счастье, мы празднуем в этот день нашу Победу.

Дзера  Газданова

 

Новости СПбГУ